Здавалка
Главная | Обратная связь

Право на юридическую помощь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре») гарантировано государством всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения.



Любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату (по своему выбору) для защиты своих прав и законных интересов в судах, других органах и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих правовых вопросов.

Адвокатура оказывает многопрофильную юридическую помощь. Это универсальный орган, специально организованный для оказания правовой помощи в любой сфере жизнедеятельности (правовое консультирование, организация защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, хозяйственном, административном или уголовном судопроизводстве и др.).

Адвокатура не входит в состав государственного аппарата, не является государственным органом или органом местного самоуправления, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер.

Не является адвокатура ни коммерческой организацией, поскольку не ставит перед собой непосредственно цели получения прибыли, ни общественной организацией. Адвокаты наделяются правомочиями, которых члены общественных организаций не имеют, например, представлять законные интересы физических и юридических лиц, обратившихся за правовой помощью, в судах, беспрепятственно общаться наедине с обвиняемым, находящимся под стражей, знакомиться с уголовным делом и др. Кроме того, к адвокатам предъявляются иные установленные законодательством требования, чем к лицам, состоящим в общественной организации.

В правовой природе адвокатуры сочетаются два аспекта – частно-правовой и публично-правовой, причем элементы частного и публичного в ее организации и деятельности взаимно дополняют друг друга.

Частно-правовая составляющая деятельности адвокатуры, а также то, что она не является органом государства, позволяют признать адвокатуру полноценным институтом гражданского общества как совокупности внегосударственных и внеполитических отношений, образующих особую область специфических интересов свободных индивидов и их объединений.[100]

Вместе с тем, адвокатура имеет полномочия по осуществлению публичной государственной функции – защиты прав и свобод человека.

Учитывая то, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются согласно ст.2 Конституции Республики Беларусь высшей ценностью, защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, независимо от того, кем они нарушены и каким органом или должностным лицом они могут быть восстановлены – цель адвокатуры.

Задачи адвокатуры изложены в ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре»:

1. Главная задача адвокатуры – оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Квалифицированная юридическая помощь может выражаться в определении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление; в помощи лицу в составлении документов, в поиске необходимого нормативного правового акта, разъяснении его содержания; в участии в судах в качестве защитника обвиняемого или представителя потерпевшего, истца, ответчика и т.п. Оказываемая адвокатами юридическая помощь является квалифицированной. Это гарантируется рядом установленных законом требований, предъявляемых к адвокату: наличием высшего юридического образования, наличием стажа работы по специальности не менее трех лет, сдачей квалификационного экзамена и другими требованиями.

2. Адвокатура участвует в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.

3. Своей деятельностью адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма.

В числе принципов, которые выдвигаются учеными - юристами в качестве основных правовых и этических ориентиров адвокатской деятельности, можно выделить следующие: а) законность; б) добровольность членства в адвокатуре; в) самоуправление; г) конфиденциальность при оказании юридической помощи[101].

1. Законность как основополагающий принцип организации и деятельности адвокатуры, означает, что адвокат обязан соблюдать законодательство, оказывать юридическую помощь только средствами, предусмотренными законом, отстаивать законные интересы своего клиента, реагировать с согласия клиента на незаконные решения суда и правоохранительных органов. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Гарантиями, обеспечивающими деятельность принципа законности, являются независимость адвокатов в своей деятельности, запрет вмешательства в их профессиональную деятельность и др.

2. Справедливость – этическая и правовая категория, характеризующая всю систему права, межотраслевой принцип права. Применительно к деятельности адвоката содержание принципа справедливости включает положения о том, что все равны в праве на получение квалифицированной юридической помощи, защита прав одного лица не должна ущемлять реализацию прав другого лица, наказание должно соответствовать тяжести преступления и личности обвиняемого.

3. Принцип гуманизма означает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и целью общества и государства. В деятельности адвоката гуманизм находит выражение в признании и осуществлении защиты законными средствами и способами прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Адвокатура призвана служить человеку.

4. Добровольность членства в адвокатуре означает, что адвокатура – добровольное объединение лиц, осуществляющих профессиональную правозащитную деятельность. Любой гражданин с его согласия в установленном законом порядке может заниматься адвокатской деятельностью, если он по своему образованию, способностям может оказывать профессиональную юридическую помощь, прошел предусмотренные для этого процедуры (например, сдача квалификационного экзамена). Адвокат вправе в любой момент оставить адвокатуру.

5. Принцип самоуправления адвокатуры, сущность которого состоит в том, что адвокатура самостоятельная, независимая организация адвокатов, адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управления, как общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов и президиум.

С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т. е. тех органов государства, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи.

В силу ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре», адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, в соответствии со ст. 16 названного закона, адвокат в своей деятельности независим и подчиняется только закону.

Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства во внутренние дела коллегий адвокатов; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.

Независимость адвокатуры вовсе не означает полного отсутствия государственного руководства ее делами. По своей сути, адвокатская деятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь – обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно, государство не может полностью делегировать свои правозащитные функции объединению адвокатов и оставить ее без контроля со своей стороны. Министерство юстиции и его органы осуществляют общее руководство адвокатурой в пределах и порядке, установленных законом.

6. Конфиденциальность при оказании юридической помощи означает наличие адвокатской тайны, предметом которой является вся информация, представленная адвокату клиентом или полученная им относительно клиента либо других лиц в процессе предоставления юридических услуг. Адвокат обязан хранить эти сведения в тайне. Согласно Основным принципам, касающимся роли юристов, принятым VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) «правительствам надлежит признавать и обеспечивать конфиденциальный характер любых консультаций и отношений, складывающихся между юристами и их клиентами в процессе оказания профессиональной юридической помощи». Все органы и должностные лица Республики Беларусь признают существование адвокатской тайны. Им запрещается вмешиваться в профессиональную деятельность адвоката, требовать от него сообщения каких-либо сведений, составляющих адвокатскую тайну. Сведения, составляющие предмет адвокатской тайны, не могут быть получены от адвоката и использованы в качестве доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

В соответствии с п. 16 Основных принципов, касающихся роли юристов, правительства должны обеспечить адвокатам возможность выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, преследования, запугивания или неоправданного вмешательства; защиту от судебного преследования и применения административных, экономических и других санкций за любые действия, совершенные в соответствии с законом, признанными профессиональными стандартами и этическими нормами, а также от угроз такого преследования и применения указанных санкций.

Учитывая изложенные международно-правовые требования к взаимоотношениям адвокатуры и государства, статья 29 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» регламентирует их следующим образом: «Государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам».

Взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции, его управлениями, местными Советами и общественными объединениями урегулированы в ст.ст. 30-32 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.