Основы судебной системы Украины
Судебная система Украины состоит из судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Украины, создание каких-либо других, в том числе чрезвычайных и особых, судов не допускается. Деятельность Конституционного Суда Украины регламентирована Законом Украины «О Конституционном Суде Украины»[116]. К полномочиям Конституционного Суда Украины не относятся вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, а также другие вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции в соответствии со статьей 125 Конституции Украины[117] состоится по принципам территориальности и специализации. Ее составляют Верховный Суд Украины, высшие специализированные суды, апелляционные и местные суды. В соответствии с Конституцией Украины в системе судов общей юрисдикции образуются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций. Военные суды относятся к общим судам и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и иных воинских формированиях, образованных в соответствии с законом. Специализированными судами являются хозяйственные, административные и другие суды, определенные как специализированные суды. В судах различных судебных юрисдикций может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел данной юрисдикции. В последнее время в ряде крупных судов, например, в районных судах г. Одессы, введена специализация по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Так, в Киевском районном суде г. Одессы созданы две коллегии: по рассмотрению уголовных дел в составе 8 судей и по рассмотрению гражданских дел в составе 14 судей, что уже положительно сказалось на организации рассмотрения судебных дел[118]. Количество судей в судах определяется Президентом Украины по представлению Председателя Государственной судебной администрации Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины либо председателем соответствующего высшего специализированного суда, с учетом объема работы суда, и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судов. Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и гор(районные) суды, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами являются окружные суды, которые образуются в округах в соответствии с указом Президента Украины. Местный суд состоит из судей местного суда, председателя и заместителя председателя суда. В местном суде, в котором количество судей превышает пятнадцать, может быть назначено более одного заместителя председателя суда. Следует отметить, что за время, прошедшее после принятия Закона Украины «О судоустройстве Украины» городские суды прекратили свое существование, поскольку Указом Президента Украины от 15 марта 2004 года № 328/2004 все городские суды в Украине ликвидированы и вместо городских и районных судов, располагавшихся в городах областного значения, созданы горрайонные суды[119]. Любой местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. В системе судов общей юрисдикции в Украине действуют общие и специализированные апелляционные суды. Апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины, а также Апелляционный суд Украины. При необходимости вместо апелляционного суда области могут образовываться апелляционные общие суды, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов области. Апелляционными специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины. В состав апелляционного суда входят судьи, как правило, избранные на должность судьи бессрочно, председатель суда и его заместители. Высшими судебными органами специализированных судов является Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины, а также другие соответствующие высшие специализированные суды, которые образуются Президентом Украины в порядке, установленном Законом Украины «О судоустройстве Украины». Высшие специализированные суды состоят из судей, избранных на должность бессрочно, председателя суда и его заместителей. В высшем специализированном суде могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по определенной специализации в пределах соответствующей специальной судебной юрисдикции. В высшем специализированном суде для решения организационных вопросов действует президиум суда в составе председателя суда, его заместителей, заместителей председателей палат, а также судей данного суда, избранных в состав президиума. Для решения общих вопросов деятельности соответствующих специализированных судов в высшем специализированном суде действует Пленум высшего специализированного суда. В настоящее время в Украине действует только Высший хозяйственный суд Украины. Заключительными и переходными положениями к Закону предусмотрено формирование системы административных, в том числе и Высшего административного суда Украины, в течение трех лет, хотя деятельность Высшего административного суда Украины уже регламентирована: Законом Украины «О судоустройстве Украины» и Указом Президента Украины от 1 октября 2002 года определен состав судей этого суда в количестве 65 судей. Кроме того, постановлением Верховного Рады Украины от 11 декабря 2003 года № 1393 – IV на должности судей Высшего административного суда Украины бессрочно избраны 9 человек. О продолжении работы над созданием системы административных судов свидетельствует и то, что 1 июля 2004 года Верховной Радой Украины принят во втором чтении Административный процессуальный кодекс Украины[120]. Верховный Суд Украины возглавляет Председатель Верховного Суда Украины. В состав Верховного Суда Украины входят судьи Верховного Суда Украины, избранные на должность бессрочно, количество которых устанавливается указом Президента Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины, согласованному с Советом судей Украины. В состав судебных палат, осуществляющих рассмотрение дел по вопросам юрисдикции специализированных судов, назначаются судьи, имеющие стаж судейской деятельности в соответствующем высшем суде не менее трех лет, или соответствующем апелляционном специализированном суде не менее пяти лет. На сегодняшний день система специализированных хозяйственных судов в Украине, согласно требованиям статьи 125 Конституции Украины и статьей 18, 19 Закона Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 года, состоит из трех уровней: суды первой инстанции (местные хозяйственные суды), суды апелляционной инстанции (апелляционные хозяйственные суды) и суд кассационной инстанции – Высший хозяйственный суд Украины. Местные хозяйственные суды, как суды первой инстанции, созданы на базе бывших арбитражных судов областей и приравненных к ним (24 местных хозяйственных суда областей, хозяйственный суд Автономной Республики Крым и городов Киева и Севастополя). Существует 11 апелляционных хозяйственных судов, а именно: Днепропетровский, Донецкий, Житомирский, Запорожский, Киевский, Киевский межобластной, Луганский, Львовский, Одесский, Севастопольский, Харьковский[121]. Судом кассационной инстанции является Высший хозяйственный суд Украины, который в то же время возглавляет систему специализированных хозяйственных судов. Кроме этого, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины предусмотрена возможность кассационного обжалования постановлений и определений Высшего хозяйственного суда Украины в Верховный Суд Украины. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные. Рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке осуществляют исключительно профессиональные судьи. Народными заседателями являются граждане Украины, которые в случаях, определенных процессуальным законом, решают в составе суда дела вместе с профессиональными судьями, обеспечивая согласно Конституции Украины непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Список народных заседателей утверждается соответствующим местным советом по представлению председателя местного суда. Народным заседателем может быть гражданин Украины, достигший 25-летнего возраста и постоянно проживающий на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Присяжными признаются граждане Украины, которые в случаях , предусмотренных процессуальным законом, привлекаются к осуществлению правосудия, обеспечивая согласно Конституции Украины непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Суд присяжных образуется для рассмотрения по первой инстанции судебных дел, определенных процессуальным законом. Присяжным может быть гражданин, достигший 30-летнего возраста. АдвокатураУкраины является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, предоставлять им правовую помощь. В соответствии с законом, адвокатом может быть гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование, стаж работы юриста или помощника адвоката не менее двух лет, сдавший квалификационные экзамены, получивший свидетельство на право заниматься адвокатской деятельностью и принявший Присягу адвоката Украины. Для определения уровня профессиональных знаний лиц, которые имеют намерение заниматься адвокатской деятельностью, создаются квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры (на областном уровне). Эти комиссии действуют в составе двух палат - аттестационной и дисциплинарной. Адвокат не может работать в суде, прокуратуре, государственном нотариате, органах внутренних дел, службы безопасности, государственного управления. Адвокатом не может быть лицо, которое имеет судимость. Лицо, которое получило свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью, имеет право практиковать индивидуально, открыть свое адвокатское бюро или объединяться с другими адвокатами в коллегии, фирмы, конторы и другие адвокатские объединения, кот действуют в соответствии с Законом об адвокатуре и своими уставами. Деятельность адвокатских объединений основывается на принципах добровольности, самоуправления, коллегиальности и гласности. Они регистрируются в Министерстве юстиции, после чего сообщают местным органам власти о своей регистрации, а адвокаты - о получении свидетельства. Адвокаты Украины выполняют следующие функции: дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; свидетельствуют копии документов в делах, которые они ведут; осуществляют представительство в суде, других государственных органах; предоставляют юридическую помощь предприятиям, учреждениям, организациям; осуществляют правовое обеспечение предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц; исполняют свои обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством во время дознания и предварительного следствия. Милиция в Украине – государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств и действует в соответствии с Законом Украины «О милиции» 1991 года (с изменениями и дополнениями)[122]. Милиция представляет собой единую систему органов, которая входит в структуру МВД Украины и осуществляет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных началах) деятельность. Милиция включает в себя следующие подразделения: криминальная милиция; милиция общественной безопасности; местная милиция; транспортная милиция; государственная автомобильная инспекция; милиция охраны; судебная милиция; специальная милиция. Местная милиция создается решением органов местного самоуправления на основе представлений местных государственной администрации и исполнительных органов Советов, согласованным с МВД Украины. Контроль за деятельностью милиции в Украине осуществляют Кабинет Министров, Министр внутренних дел и в пределах своей компетенции – Советы. Прокурорский надзор за соблюдением и правильным исполнением законов Правительством Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными Советами, их исполнительными органами, военными частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Генеральный прокурор Украины назначается на должность и согласия Верховной Рады Украины и увольняется от занимаемой должности Президентом Украины. Прокуратура Украины представляет единую систему, на которую возложены следующие функции: -поддержание государственного обвинения в суде; -представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных законом; -надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания, судебное следствие; -надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при осуществлении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Систему органов прокуратуры образуют: Генеральная прокуратура Украины, прокуратура Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), местные, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры (включают военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Восточно-Морских Сил Украины (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов (на правах местных).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|