Основы судебной системы Великобритании
Несмотря на многочисленные реформы судебной системы Великобритании, она отличается чрезвычайной сложностью. Среди судов Англии выделяют высшие и низшие суды. Особое место в ней занимают высокие суды, поскольку они не только рассматривают конкретные дела, но создают прецеденты. К этим судам относят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Судьи назначаются из числа адвокатов. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд. В его составе 18 судей, именуемых лорд-джастисами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Суд короны – это новое образование, созданное Актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать либо судья Высокого суда, либо окружной судья, либо рикордер (барристер или солиситор, временно исполняющий обязанности судьи). Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы на решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы. Помимо верховных судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – граждан, на которых возложена роль мировых судей. Магистратские суды рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (до 98% в год). Они могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо лишению свободы на срок, как правило, до шести месяцев. Магистраты, иногда по традиции называемые мировыми судьями (их насчитывается свыше 20 тысяч), в большинстве своем не являются профессиональными юристами и не обязательно имеют юридическое образование. Они рассматривают дела лишь в коллегиях, чаще всего из двух-трех человек. В столице и в крупных городах мировые судьи отсутствуют; их функции выполняют платные магистраты (профессиональные юристы), получающие соответствующее вознаграждение[123] По закону обвиняемому предоставлено право отвода присяжных, даже если их внешность свидетельствует об их антипатии или неприязни к нему (это правило действует с 1825 г.), не говоря уже о других основаниях. В 1983 г. появились первые законы о правовой помощи бедным, основанной, главным образом, на благотворительности юристов. Все судейские должности в Великобритании замещаются по назначению, а не в результате выборов. Судьи высших судов назначаются королевой по рекомендации лорда-канцлера, судьи низших судов назначаются лордом-канцлером. Судьи высших судов назначаются на должность пожизненно. В возрасте 72 и 75 лет, в зависимости от должности, они уходят в отставку, а до этого могут быть смещены со своего поста лордом-канцлером по причине недееспособности или за недостойное поведение. Расследование уголовных дел осуществляется, как правило, полицией, которая в лице начальников участков (главных констеблей) располагает широкими полномочиями отказаться от передачи дела в суд, ограничившись вынесением официального «предостережения» подозреваемому. Традиционно обвинение в английских судах по большинству уголовных дел поддерживалось либо полицией, либо отдельными гражданами, и только по наиболее серьезным преступлениям расследование проводилось ведомством директора публичных преследований, которое брало на себя и поддержание обвинения в суде по этим и некоторым другим делам. За последнее время в этой области произошли серьезные изменения. Закон о преследовании за преступления 1985 г. учредил для Англии и Уэльса службу государственных («коронных») обвинителей, возглавляемую директором публичных преследований, который назначается генеральным атторнеем и работает под его руководством. Основная функция государственных обвинителей – поддержание обвинения в судах всех уровней по делам, расследованным полицией, а также в некоторых случаях возбуждение и участие в расследовании уголовных дел. Функции представителей сторон в гражданском процессе, защиты по уголовным делам и оказания иных юридических услуг выполняются адвокатами, которые в Англии издавна делятся на две категории – барристеров и солиситоров. Барристеры – это юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (как и солиситоры, они вправе выступать также в судах низших инстанций). Для того чтобы стать барристером, необходимо пройти стажировку у опытного барристера и длительный курс обучения и после сдачи соответствующих экзаменов быть принятым в члены одного из четырех «иннов» – объединений, входящих в корпорацию барристеров. Деятельность барристеров связана со многими традиционными правомочиями и ограничениями. В частности, они должны общаться с клиентами лишь через солиситоров, носить тогу и парик и т.п. Наиболее опытные и квалифицированные барристеры назначаются королевой по рекомендации лорда-канцлера на должность «королевского советника», что дает им дополнительные правомочия и привилегии. Корпорация барристеров является самостоятельной и возглавляется сенатом и советом барристеров. Солиситоры – значительно более многочисленная категория юристов. Они дают консультации своим клиентам, часто на постоянной основе, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Корпорация солиситоров возглавляется Юридическим обществом, управляемым выборным советом. Кандидаты в солиситоры должны иметь юридическое образование либо пройти курс обучения при Юридическом обществе, они сдают специальные экзамены и проходят двухлетнюю стажировку. За последние годы большое развитие получила система оказания бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим. Согласно принятому в 1988 г. закону, Совет по юридической помощи неимущим, который назначается из опытных барристеров и солиситоров, учреждает специальный фонд, из которого и распределяет средства на оказание бесплатной или льготной юридической помощи.
4. Судебная система Германии Конституция ФРГ различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о них. Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов и состоит из председателя суда, председателей сенатов и членов суда. В Верховном федеральном суде имеются также судебные следователи, которые занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел, приговоры по которым обжалованы в этот суд. В состав Верховного федерального суда входят сенаты по гражданским делам, по уголовным делам и для рассмотрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов, нотариусов и др.). В компетенцию Верховного федерального суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Верховный федеральный суд может пересмотреть дело и по вновь открывшимся обстоятельствам в случае вынесения как обвинительного, так и оправдательного приговора. С 1969 г. в компетенцию Верховного федерального суда не входит разбирательство уголовных дел по первой инстанции. В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли. При этом Верховный федеральный суд принимает к рассмотрению жалобы с суммой иска до 40 000 марок с разрешения высшего суда земли, а на большую сумму – с разрешения самого Верховного федерального суда. Под кассационным обжалованием (оно называется ревизией) в ФРГ понимается обжалование приговора или решения суда по мотивам нарушения закона или неправильного его применения, но не по мотивам соответствия приговора фактическим обстоятельствам дела. Кассационные жалобы рассматриваются сенатами Верховного федерального суда в составе пяти членов этого суда во главе с председателем сената (некоторые вопросы могут разрешаться коллегиями из трех судей либо членами Верховного федерального суда единолично). Сенат может отклонить кассационную жалобу либо признать ее обоснованной, и в этом случае он вправе как поручить нижестоящему суду вновь рассмотреть дело, так и вынести по нему собственный приговор или решение. Из всех общих судов только Верховный федеральный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие по отношению к нему суды являются судами соответствующей земли. В структуре и компетенции общих судов отдельных земель имеются известные различия, но не очень существенные. Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции. Они образованы во всех землях, входящих в ФРГ, в количестве от одного до четырех. Суды земли выступают как суды первой инстанции и как суды второй инстанции, рассматривающие жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. Дела, не представляющие большой сложности, могут рассматриваться судьями единолично. Палаты по торговым делам действуют в составе председательствующего – члена суда земли и равноправных с ним двух непрофессиональных судей, назначаемых на три года из опытных коммерсантов по заключению торгово-промышленных палат. Некоторые категории споров разрешаются председателем палаты по торговым делам единолично. Уголовные палаты судов земли рассматривают по первой инстанции дела обо всех преступлениях, которые не отнесены к компетенции участковых судов или высших судов земли. В их подсудность входят дела обо всех преступлениях, за которые возможно лишение свободы на срок свыше трех лет или принудительное помещение в психиатрическую больницу. Дела по первой инстанции рассматривает либо уголовная палата, выступающая в качестве суда присяжных, либо большая уголовная палата. Участковые суды представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей (в некоторых участковых судах их свыше 30). Если в участковом суде только один судья, ему назначается постоянный заместитель из числа судей земли. Гражданские дела рассматриваются в участковых судах только единоличным судьей. В участковых судах выделяется один или несколько судей, которые специализируются на рассмотрении всего комплекса брачно-семейных дел, в том числе о разводе, выплате содержания на детей и т.п. Уголовные дела в участковом суде могут рассматриваться либо судьей единолично, либо судом с участием шеффенов (заседателей), которые образуют единую коллегию с постоянными судьями. Единолично участковый судья рассматривает дела, возбужденные в порядке частного обвинения, кроме того, о преступных деяниях, относящихся к категории проступков, и, наконец, по предложению прокурора, дела о некоторых преступлениях, по которым не ожидается вынесение более сурового приговора, чем за проступки, т.е. свыше одного года лишения свободы. В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях, в которых обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд по делам несовершеннолетних сочтет, что их поведение носит «подростковый характер». В этих же судах, как и в общих судах, могут рассматриваться дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела, по которым требуется допросить несовершеннолетних в качестве свидетелей. К числу такого же рода судебных учреждений относятся в судах земли палаты по делам несовершеннолетних Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими судами, важное место занимают суды по трудовым делам. Они призваны рассматривать споры между наймодателями и индивидуальными работниками по вопросам оплаты труда, предоставления отпусков, увольнения, а также конфликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей, в том числе о правомерности забастовки или закрытия организации, и другие вопросы. Система финансовых судов создана, главным образом, для рассмотрения споров, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине. Высшие административные суды образованы по одному во всех землях ФРГ, в том числе общий для двух земель – Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейна. В их компетенцию входит рассмотрение апелляционных, а при некоторых условиях и кассационных жалоб на решения и определения административных судов, а также, в исключительных случаях, наиболее важных дел по первой инстанции. В качестве самостоятельных судебных учреждений функционируют также некоторые специализированные суды, в том числе общефедерального уровня. Это, в частности, Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суды земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патентный суд, заседающий в Мюнхене. Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Федеральный конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования конституции, споры по поводу соотношения с конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель. Федеральный конституционный суд вправе признавать неконституционной деятельность различных организаций и объединений граждан. Важная функция Федерального конституционного суда – рассмотрение жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав. В большинстве земель, входящих в ФРГ, имеются свои конституционные суды, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций земель и рассмотрением жалоб на нарушение закрепленных в них прав. Решения этих судов не подлежат обжалованию. Судьи федеральных судов официально назначаются на свои должности президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд – министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам – министра труда и т.д.). Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других – министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией – выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов. В большинстве земель, кроме того, назначение на судейскую должность в какой-либо из судов земли требует согласования со всеми министрами – членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно. Расследование уголовных преступлений проводится, главным образом, полицейскими службами, находящимися в подчинении федеральных властей или министра внутренних дел соответствующей земли. Предварительное расследование по сравнительно небольшому числу наиболее сложных уголовных дел проводится прокуратурой с участием полицейских служб. В некоторых случаях, в порядке «судебного расследования», отдельные следственные действия осуществляются судьями-дознавателями, обязанности которых выполняют обычно участковые судьи. Предъявление обвинения осуществляется прокуратурой либо, по частной жалобе, потерпевшим, но судебное разбирательство производится при обязательном участии прокурора. Органы прокуратуры имеются при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном суде функции прокуратуры осуществляют генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры (все они действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ). Генеральный федеральный прокурор назначается президентом ФРГ с согласия Бундесрата. При высших судах земли, судах земли и участковых судах действуют соответствующие прокуроры, общее руководство которыми, в свою очередь, осуществляет министр юстиции каждой из земель. Полномочия участковых прокуроров (это их официальное название) ограничены – они могут выступать только в участковых судах. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров. Защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел осуществляют адвокаты. Участие адвоката при рассмотрении уголовных и гражданских дел единоличным судьей в участковом суде необязательно, кроме некоторых определенных законом случаев. Адвокаты обязательно представляют интересы сторон в судах высших инстанций по трудовым делам и могут выступать в судах по социальным вопросам, в финансовых и административных судах. Для допуска к адвокатской деятельности выпускник юридического факультета университета должен в течение трех-четырех лет пройти стажировку в судах, сдать серию экзаменов перед комиссией при высшем суде земли и только после этого получить соответствующее разрешение от ведомства юстиции той земли, при суде которой он собирается практиковать. Каждый адвокат в ФРГ обязан открыть свое бюро при том определенном высшем суде земли или суде земли, в котором он допущен к адвокатской практике. Адвокаты, действующие в округе того или иного высшего суда земли, образуют одну (иногда, если их больше 500, две) коллегию адвокатов. Особую коллегию образуют адвокаты, допущенные к ведению дел в Верховном федеральном суде. Все существующие в ФРГ коллегии адвокатов объединены в Федеральную ассоциацию адвокатов. Эта ассоциация, в частности, принимает меры к оказанию бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|