Общие сведения о контейнерах
Под грузовым контейнером для международных (а также внутренних) перевозок понимается единица транспортного оборудования многократного использования. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что достигается достаточной прочностью контейнера в течение установленного срока службы. Контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные контейнеры предназначены в основном для тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов. Специализированные — для ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов: сыпучих, жидких, скоропортящихся, опасных. К настоящему времени существует более 40 типов контейнеров. Международная организация по стандартизации представляет следующий стандарт крупнотоннажных К.
Контейнеры изготавливаются, главным образом, из стали и алюминиевых сплавов или стального/алюминиевого каркаса с клееной фанерой, армированного стеклопластика и др. материалов. Независимо от типоразмера и специализации конструкция контейнеров состоит из жесткого несущего каркаса, включающего угловые стойки, продольные и торцовые верхние и нижние балки, в углах которых расположены фитинги, представляющие собой детали специальной конструкции, обеспечивающие присоединение контейнеров к захватам погрузочно-разгрузочных машин, подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта, а также крепление контейнеров при складировании их на площадках и при перевозке морским транспортом. Наибольшее распространение получили универсальные контейнеры, которые представляют собой «зашитый» со всех сторон гофрированным или листовым металлом каркас со встроенным в торцевой или боковой стенке дверным блоком с запорными механизмами. Торцовая и боковые стенки контейнера, а также крыша не являются несущими элементами, в связи с чем к ним предъявляются минимальные требования по жесткости. Схема универсального контейнера представлена на рис. 1.
РИС. 1. Общий вид универсального Контейнера.
1 — фитинг; 2 — вертикальная (угловая) стойка; 3 — верхняя продольная балка; 4 — нижняя продольная балка с пазами для вилочного захвата; 5 — торцовые (верхняя и нижняя) балки; 6 — дверные створки; 7 — механизмы запора дверей; Я — боковые стенки Независимо от типоразмера все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по запорным устройствам, конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип «от двери до двери». Специализированные контейнеры в конструктивном отношении отличаются от универсальных тем, что у них внутри несущего каркаса размещены либо цистерны для перевозки жидких (сжиженных и пр.) грузов, либо холодильные камеры (с агрегатами) для перевозки скоропортящихся грузов, либо бункера для сыпучих грузов и другие емкости для размещения всевозможных видов грузов. На рис. 2 представлены внешние виды стандартных крупнотоннажных контейнеров (универсального и специализированных). Параметры стандартных крупнотоннажных контейнеров приведены в табл. 1. Основными типами контейнеров, используемых в перевозках, являются контейнеры типоразмеров 1C и ICC, а также IA и IAA. Контейнеры типоразмеров 1СС и IAA имеют высоту 2591 мм (8,5 футов), а контейнеры типоразмеров 1C и IA — 2438 мм (8,0 футов). Важнейшими эксплуатационными параметрами контейнеров являются внутренние размеры, такие как ширина дверного проема (2286 мм), высота (для ICC и IAA — 2261 мм, для 1C и 1А — 2134 мм) и внутренний объем (см. табл. 1), а также масса перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу брутто.
Основные типы контейнеров: Covered (dry) container — крытый (сухой) контейнер. Наиболее популярный тип КОНТЕЙНЕР, как правило, с торцевой дверью; удобен для механизированной погрузки. Insulated and refrigerated container — контейнер с изоляцией и рефрижераторный КОНТЕЙНЕР Эти КОНТЕЙНЕР оборудованы изолирующей защитой с целью сведения до минимума эффекта влияния внешней температуры на температуру внутри контейнера. Они приспособлены для перевозки таких грузов, как мясо, фрукты, фотоматериалы, наркотики и др. КОНТЕЙНЕР подключаются к судовой сети, однако имеются КОНТЕЙНЕР с собственной, автономной реф. установкой, работающей довольно продолжительное время. Open top container —контейнер с открытым верхом для погрузки через верх различных грузов, например тяжелого оборудования. Open side container — контейнер с открытой стенкой, приспособленный для погрузки длинных лесоматериалов, фанеры, металлов и оборудования. Tank container for bulk liquid — танк-контейнер для перевозки жидкостей наливом. Tank-container for compressed gases — танк-контейнер для перевозки жидко-сжатого газа. Skeleton type container — контейнер с усиленной нижней платформой, предназначенный для перевозки бочек, катанки, кабеля. Flat rack container — контейнер-платформа с торцевыми стенками. Предназначен для перевозки тяжелых длинномеров, частей машин, оборудования, автобусов, траков, авиамоторов и др. тяжелых грузов. Half-height container — полуконтейнер с зафиксированными боковыми стенами, однако концевые стенки могут открываться. Является удобным для перевозки таких грузов, как сталь, трубы и т. п. Collapsible container — разборной, складной контейнер. Он удобен тем, что после выгрузки из него грузов, он может быть возвращен в первоначальное мест погрузки его в сложенном состоянии и не занимает много места на судне. Demountable container — съемный контейнер. К. имеет 4 гидравлических подъемника на каждом углу для целей поднятия и установки К. из одной позиции в другую. Bulk powder container — контейнер для перевозки сыпучих, порошковых грузов, таких как удобрение, цемент и т. п. Он должен быть приспособлен для удобной очистки после выгрузки груза. Таблица 1 Типы и основные параметры универсальных крупнотоннажных контейнеров
Таблица 2 - Характеристики контейнеров
1.2. Внешние отличительные признаки и маркировочный код Основные внешние отличительные признаки контейнеров, которые должны знать грузоотправители и грузовладельцы, следующие.
ХХХХ XXX XXX X Код владельца Признак кода контейнера Серийный номер Контрольное число
XX ХХХХ Код страны Код размера контейнера Код типа контейнера
Рис. 3. Схема маркировочного кода контейнера
Вся необходимая информация о параметрах контейнера нанесена на его боковые стенки, двери и крышу в виде маркировочного кода. Структура маркировочного кода состоит, как правило, из двух строк, хотя форма представления может быть иной. Структура маркировочного кода представлена на рис. 3 и содержит 17 знаков: 6 букв латинского алфавита и 11 арабских цифр. В маркировочном коде заложены следующие сведения. Prefix + serial number + check digit Country code + iso code Первая строка— это кодовое обозначение владельца контейнера, которое состоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых — буква Uобозначает признак транспортного оборудования под названием «Контейнер грузовой». Первые три буквы — соответственно буквенный код владельца, официально включенный в международный реестр контейнеровладельцев. Например, все контейнеры бывшего МПС СССР (ныне разделенные между государствами СНГ и Балтии) имели код владельца SZDU. В последнее время этот код заменяется (так как он исключен из регистрационного перечня ВIС) на собственные коды государств. Зарегистрированные на настоящий момент коды собственников контейнеров стран — членов ОСЖД приведены в прилож. 1. Регистрация контейнерных кодов собственников производится установленным порядком (официальным обращением уполномоченного лица с соответствующей оплатой услуг) в Международном бюро. Международное бюро по контейнерам (BUREAU INTERNATIONAL des CONTENEURS — ВIС) находится в Париже. Своими филиалами Международное бюро по контейнерам назначает национальные регистрационные организации по итогам консультаций с национальным представительством в ИСО. Кроме ВIС функционируют филиалы Международного бюро по контейнерам. После кодового обозначения владельца следует серийный номер контейнера из шести цифр. Седьмая цифра, так называемое контрольное число, служит для проверки правильности информации о коде владельца и серийном номере контейнера. Это число рассчитывается по установленному правилу. При искажении любой буквы или цифры из кода и номера контейнера (например, после ремонта) будет иметь место несовпадение контрольного числа. Вторая строкамаркировочного кода также состоит из двух частей — буквенной и цифровой. Буквенная часть содержит две прописные (в некоторых случаях — три) буквы латинского алфавита, составляющие кодовое обозначение страны владельца контейнера (закодированное в первой строке маркировочного кода). Три буквы кода страны имеют контейнеры выпуска до 1984 г. При этом в качестве третьей буквы могла быть использована латинская буква «X». Идентификация кодового обозначения страны содержится в международном стандарте ИСО 3166 - 88 «Коды для представлений названий стран». Кроме того, каждое государство имеет и цифровые трехзначные коды, которые на контейнере не отражены. Цифровые сведения второй строки маркировочного кода состоят из четырех цифр и содержат Первые две цифры указывают на размеры контейнера как по длине, так и по высоте. Первая обозначает длину: 1 — 10 футов (2991 мм), 2 — 20 футов (6058 мм), 3 — 30 футов (9125 мм), 4 — 40 футов (12 192 мм). Вторая обозначает высоту: 0 и 1 — 2438 мм; 2 и 3 — 2591 мм; 4 и 5 — более 2591 мм (хотя пока такая высота для контейнеров не применяется. Вторые две цифры обозначают тип контейнера (универсальный или специализированный и с различными конструктивными особенностями. ISO - Codes
Третья и четвертая характеристики ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|