Здавалка
Главная | Обратная связь

И психологических компонентов благополучия



 

Семья и дом всегда были важным элементом общечеловеческой культуры. Они функционируют как устойчивые социальные общности, активно участвующие не только в воспроизводстве физического существования индивидов, но и определенного образа жизни. Кроме того, семья, частная собственность и государство в определенном смысле однопорядковые и взаимодействующие социальные явления. В семье формируются, удовлетворяются и развиваются различные человеческие потребности, для реализации которых человек вступает в определенные отношения с природой, обществом, государством, с другими членами семьи. Причем эти отношения изменяются по мере исторического развития и общества, и самой семьи. Их изменения обусловлены изменением человеческих потребностей: от минимального уровня требований физического существования индивидов до уровня комфорта и благополучия. При этом даже в одно и то же историческое время у разных индивидов (как представителей различных групп социума) потребности различны. Но в любом случае сам диапазон измененияуровня потребностей индивида остается неизменным и в самом общем смысле действительно зависит от уровня социокультурного развития, адекватных ему норм и ценностей.

При всей зависимости семьи как социального института общества от социальных норм и ценностей, важную роль в социализации человека играют внутренниесемейные нормы и ценности, формирующие в значительной мере тот круг потребностей, которые мы сегодня называемсервисными, то есть такие, удовлетворение которых обеспечивает индивиду не только материальный, но и нравственно-психологический комфорт и безопасность существования. В этом смысле семья является важнейшим компонентом микросреды, непосредственным социальным окружением индивида, обладающим по сравнению с любым другим социальным институтом максимальными возможностями для постепенного приобщения индивидов (прежде всего детей) к социальным ценностям и ролям. Во внутрисемейном взаимодействии представлен максимум социальных компонентов: возрастных, профессиональных, гендерных. Велика роль семей и в формировании культуры новых поколений. Семья вводит в общество новых членов, передавая им язык, нравы, обычаи, образцы поведения; вводит человека в мир духовных ценностей общества, осуществляет социальный контроль за поведением своих членов. Происходит двустороннее взаимодействие в семье: с одной стороны, отмеченные выше процессы формируют самые разнообразные потребности человека, а с другой – все перечисленные выше социокультурные процессы невозможны без формирования и удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов, «рождающихся» прежде всего в семье.

По мере развития общества, как отмечалось, происходит развитие семьи и потребностей. Постепенно возрастает и уровень удовлетворения потребностей людей, причем не только по «масштабу» этого удовлетворения, но и по средствам, привлекаемым в ходе данного процесса. «Голод есть голод. Но голод, удовлетворяемый с помощью ножа и вилки, это не тот голод, который удовлетворяется с помощью рук, когтей и зубов»[13]. Постепенно «масштаб» потребностей возрастает настолько, что требуется привлечение элементов «окружающего социума», определенным образом организованных и представляющих собой как бы продолжение семейных форм и методов удовлетворения потребностей. Со временем данные элементы окружающего социума приобретают форму сначала сферы услуг, а затем (на современном уровне развития социума) – сферу сервиса, само название которой предполагает существование сервисных потребностей.

Сервисные потребности – это всегда потребности в услугах, имеющих индивидуальный характер и направленных на формирование индивидуальности. Структура сервисных потребностей во многом повторяет составляющие комфорта и благополучия и может быть представлена следующим образом:

– потребности социализации, включая хозяйственно-экономи-ческую деятельность (организация потребления, техническое оснащение и т.п.);

– потребности в заботе (помощь в трудных ситуациях и др.);

– потребности общения;

– потребности психологической совместимости (каждый человек представляет собой неповторимый психологический мир, и необходимо преодоление психологических противоречий между участниками совместной деятельности);

– потребности эстетические (как основа культурной преемственности в семье: эстетическое воспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища, удобства быта);

– потребности любви (предполагающие достоинство как нравственную ценность в отношениях).

Поскольку из всех перечисленных потребностей потребности общения имеют не только сервисный, но и общий характер, требуется более детальное рассмотрение их сервисного аспекта. Содержание данного аспекта:

– в ходе общения недопустимы обиды (хотя в обычном общении это вполне возможно), т.к. они могут привести к раздражению;

– недопустима психологическая несовместимость, т.к. подобное противопоставление приводит к непониманию, раздражению, к разрыву взаимоотношений;

– недопустимы критика, наставления – сервисное общение предполагает только дипломатию.


В целом сервисное общение предполагает эмоциональную поддержку, снятие напряжения, связанного с высокими темпами жизни и труда, интенсивностью городской жизни.

В определенной мере потребности в подобном сервисном общении созвучны потребностям в любви: любовь как бы улучшает глаза, добавляет зрение, которое видит в человеке больше, чем в нем есть, то есть видит его достоинства увеличенными и отсеченными от недостатков, видит человека одновременно и приукрашенным, и таким, каким он мог бы стать.[14] Наиболее короткий путь к такой любви – сплав любви и дружбы.

Сервисные потребности, как и потребности вообще, имеют свою типологию. Основой их типологии является степень обеспечениясостояния благополучия и комфорта. В связи с этим данная типология также имеет иерархическую структуру (рис. 1).

 
 

 


VI

 

V

 

 

IV

 

 

III

 

II

 

 

I

 

 

Рис. 1. Типология сервисных потребностей

 


Итак, семья и дом – неразрывные феномены, существование которых обеспечивает и формирование сервисных потребностей, и создание условий для их удовлетворения, т.е. создание сервисных услуг, сфера действия которых со временем «перешагивает» порог дома и сосредоточивается и в доме, и в окружающем социуме (сфере сервиса), а функционально проявляется как комфорт, уют, благополучие, безопасность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.