Здавалка
Главная | Обратная связь

Система и компетенция арбитражных судов



По своему внутреннему строению каждая подсистема состоит из звеньев (уровней). Арбитражная подсистема состоит из следующих уровней:

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Федеральные арбитражные суды округов;

Арбитражные апелляционные суды;

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Кроме того, к компетенции Высшего Арбитражного суда РФ относят:

рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов нижестоящих арбитражных судов;

пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им вступивших в законную силу судебных актов;

изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;

разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров России;

решение вопросов образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

осуществление других полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

 

 

В компетенцию Федерального Арбитражного суда округа входят:

1) проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;

2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

З) право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или под лежащего применению в рассматриваемом им деле;

4) изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

5) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

В настоящее время на территории Российской Федерации создано и действует десять таких судов: федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, федеральный арбитражный суд Московского округа, федеральный арбитражный суд Поволжского округа, федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, федеральный арбитражный суд Уральского округа, федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную юридическую силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную юридическую силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанция; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику. В настоящее время в России действуют 20 арбитражных апелляционных судов.

К полномочиям арбитражного суда субъекта РФ относятся:

1) рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

З) право обращения в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего, применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4) изучение и обобщение судебной практики;

5) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализ судебной статистики.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов

Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией,

Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и осуществляет следующие полномочия:

осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, также и качестве суда первой инстанции. Например, в соответствии со ст. 452 УПК уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации. Согласно ст. 27 ГПК ВФ Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

 

является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства России, возникающим при рассмотрении судебных дел.

обладает правом законодательной инициативы.

обладает правом обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии с конституционным предписаниям федеральных законов и иных нормативных актов.

дает заключение о наличии в действиях Президента России признаков преступления в процессе отрешения Президента РФ от должности.

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России.

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.