Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория и принцип разделения властей и взаимодействия властей, их реализация в Российской Федерации



 

Категорию «судебная власть» нельзя рассматривать вне системы разделения и взаимодействия властей, ибо своим происхождением судебная власть обязана именно этой доктрине и является ее неотъемлемой составной частью.

В науке различают понятия «теория разделения властей» и «принцип разделения властей». Теория разделения властей – это доктрина, концепция, совокупность идей в государственном устройстве, а принцип разделения властей – это юридическая формула реализации этой теории.

Разделения властей как философская, политическая и правовая доктрина имеет глубокие исторические корни. Еще в Библии говориться о божественной природе судебной власти и ее независимости от власти царской. Этой теории 3 тысячи лет. Основоположниками классического варианта этой теории называют Д.Локка, Ш. Монтескье и Ж.-Ж.Руссо. Согласно учению Д.Локка для поддержания законности и свободы публично-властные полномочия государства должны быть четко разграничены и поделены между различными его органами.

Монтескье сформулировал положение именно о трех ветвях власти и выдвинул идею о системе сдержек и противовесов. «Не будет свободы – писал Монтескье, - если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Все погибло бы если в одном лице или учреждении были соединены эти три власти». И эта доктрина разделения властей сыграла позитивную роль в развитии государственности. Под влиянием этой концепции в практике государственного строительства различных стран сложилась модель механизма государства, в основу которого положена функциональная и структурная самостоятельность законодательных, исполнительных и судебных органов.

В России впервые в 1862 году было юридически закреплено отделение власти судебной от исполнительной (административной) и законодательной. В отечественном праве советского периода термин «судебная власть» впервые упоминался в законе «О статусе судей СССР» 1989 года. А окончательное закрепление разделение властей как принцип организации государственной власти получило в Декларации «О государственном суверенитете» от 12 июня 1990 года, а затем Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию демократическим правовым государством с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, в настоящее время доктрина разделения властей стала конституционным принципом государственного устройства Российской Федерации.

Однако в основе содержательной стороны ст. 10 Конституции Российской Федерации заложен только аспект разделения, обособления отдельных ветвей власти. Эта статья не имеет второго важнейшего элемента - теории взаимодействия властей. Взаимодействие властей означает, что для эффективного выполнения государством возложенных на него задач все ветви власти, во-первых, взаимодействуют и сотрудничают между собой, во- вторых, контролируют, уравновешивают и сдерживают друг друга.

Содержательная характеристика концепции значительно шире юридической формулы этого принципа, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Современному содержанию этой теории не вполне соответствует ее традиционное название разделения властей, более точно ее суть выражается в формуле «теория разделения и взаимодействия властей».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.