Здавалка
Главная | Обратная связь

Исходная информация для разработки



коммуникативного плана

 

Корпоративные цели и задачи. Прежде чем разрабатывать стратегию, необходимо определить некоторую базовую точку отсчета, относительно которой можно оценивать ее качество и жизнеспособность. Такой «базой» обычно являются корпоративные цели и корпоративная философия (при этом вполне возможно, что в процессе разработки стратегии появится необходимость изменения «базовой точки»).

Пример. Суть корпоративной философии McDonald’s - быстрое, качественное питание по единым стандартам во всем мире.

В ходе описания корпоративных целей и задач маркетолог должен получить следующую информацию:

· долгосрочные и краткосрочные цели, миссия и задачи компании;

· планы продаж, маркетинговые цели;

· корпоративная философия того, как делать бизнес;

· основные принципы работы с клиентами, развития и продаж продукта, внутреннего управления.

История развития компании и продуктов. В данном разделе необходимо проанализировать деятельность компании и ее результаты за прошедший период. Очевидно, что все шаги, сделанные компанией на рынке, будут когда-либо иметь свои последствия. Чтобы корректно делать прогнозы относительно результатов деятельности компании в будущем, необходимо четко понимать, в какой ситуации находится бизнес компании в настоящий момент и что послужило причинами возникновения данной ситуации.

Информация, которую необходимо получить на данном этапе:

· история компании (как была создана, росла, почему достигла успеха);

· продукты, продаваемые компанией, их преимущества перед конкурирующими товарами;

· история продуктов (успешность продаж, причины вывода на рынок, изменение);

· наиболее важные категории продуктов для компании;

· планы развития и экспансии среди существующих категорий продуктов;

· планы по освоению новых географических рынков;

· доля рынка в текущих категориях;

· планы компании по выводу на рынок новых категорий;

· ситуация с категорией продукта в национальном масштабе (инновационные продукты, маркетинг, дистрибьюция, цены, мерчандайзинг);

· прогнозы на будущее.

Обзор целевого рынка потребителей. Определение целевого рынка - наиболее важный шаг в подготовке обзора маркетинговой ситуации. Эффективный маркетинг невозможен без понимания текущей и потенциальной потребительской базы. Чем лучше компания понимает потребителя, тем полнее она сможет удовлетворить его нужды.

На данном этапе необходимо разделить текущих и потенциальных потребителей на сегменты. Сегментация дает возможность сгруппировать пользователей в соответствии с общими демографическими и покупательскими характеристиками, а также в соответствии с общими способами использования продуктов. Это позволит выявить группу потребителей, наиболее выгодную для компании в настоящее время, и наиболее перспективную группу пользователей, т.е. компания может сосредоточить свои усилия на одном сегменте и не растрачивать силы впустую, стараясь угодить всем сразу.

После описания текущего потребителя компании необходимо провести его сравнение с текущим потребителем категории. Сходства и различия этих потребителей важны при определении будущей маркетинговой и коммуникативной стратегий.

Сегментация потребителей проводится обычно на основе анализа индустриальных данных, предоставляемых ведущими исследовательскими компаниями: Gallup Media Russia и КОМКОН. В связи с этим критерии сегментации определяются форматом данных, собираемых указанными компаниями.

Наличие индустриальных данных по потребительскому поведению в разных товарных группах, предоставляемых исследовательскими компаниями, позволяет достаточно четко идентифицировать социально-демографические характеристики групп с различным потребительским поведением и выбирать среди них целевые сегменты.

При описании социально-демографического портрета потребителя, как правило, используются следующие критерии:

1) пол;

2) возраст; при сегментировании по возрасту лучше всего использовать возрастные интервалы, принятые в медиа-исследованиях (шаг в 5 - 10 лет);

3) доход; более половины респондентов в ходе любых опросов отказываются или затрудняются отвечать на прямой вопрос о доходе; в связи с этим используются косвенные вопросы;

Пример. Деление на доходные группы может быть проведено по критерию «доля затрат на продукты питания в семейном бюджете». Домохозяйства, где на продукты питания тратится более 3/4 семейного бюджета, относятся к категории малодоходных, семьи, где на продукты питания тратится от 3/4 до 1/2 семейного дохода, считаются среднедоходными, доход выше среднего имеют семьи, у которых затраты на продукты не превышают 1/2 семейного бюджета, но составляют не менее 1/4, если затраты на продукты составляют менее 1/4 семейного бюджета, то такое домохозяйство относится к высокодоходным.

4) социальный статус: руководители, специалисты, служащие, рабочие, неработающие (студенты, пенсионеры, домохозяйки);

5) семейное положение, наличие в семье детей.

При проведении сегментации по социально-демографическим показателям целесообразно использовать следующие показатели:

· объем (Volume) - соотношение количества покупок, сделанных представителями данного демографического сегмента, к общему числу покупок в категории (измеряется в процентах); может измеряться как числом покупок, так и числом покупателей;

· концентрация (Concentration) - процент покупателей продукта внутри данного демографического сегмента; является показателем склонности к покупке.

Пример. Потребители 25 - 34 лет делают 22% всех покупок стильной обуви, а потребители 18 - 24 лет - только 15%. Это может объясняться тем, что людей в возрасте 25 - 34 лет фактически больше, чем 18 - 24-летних. При этом только 20% потребителей 25 - 34 лет покупают стильную обувь в сравнении с 40% потребителей 18 - 24 - летнего возраста. В этой ситуации может быть выгодно сосредоточить маркетинговые усилия на более молодом сегменте. Высокая степень Сoncentration покупателей в сегменте позволит сделать коммуникации более эффективными и сократить бесполезные потери на продвижение продукта (80% 25 - 34-летних не покупают стильную обувь).

Информация, которую необходимо получить в ходе сегментации потребителей по социально-демографическим критериям:

· демографический портрет потребителя по стране;

· портрет потребителей, которые обеспечивают основной объем потребления (покупок);

· демографические сегменты с повышенной концентрацией покупателей (анализ показателей Volume и Concentration);

· демографический портрет потребителей продукта компании (описание потребителей в терминах возраста, пола, дохода, рода занятий, образования, количества детей, семейного положения);

· предпочтения, привычки, интересы, стиль жизни потребителей продукта компании;

· основные отличия потребителей продукта компании от потребителей по категории;

· количество потребителей продукта компании;

· количество потенциальных потребителей;

· тенденция изменения числа потенциальных потребителей за последние годы;

· политические, экономические, религиозные, этнические факторы, влияющие на потребление продукта компании.

Использование продукта. Для анализа некоторых продуктов демография не так важна, как то, почему продукт покупают и как его используют. Во многих случаях покупатели с одинаковыми демографическими показателями приобретают продукт по разным причинам. В этом случае потребителей можно сегментировать, базируясь на способах использования продукта. Например, столовая сода, которую на Западе используют как для выпечки, так и для деодорирования холодильников.

Информация, которую необходимо получить:

· способы использования продукта компании потребителем;

· причины покупок;

· если способов использования продукта компании несколько, то есть ли потребители, приобретающие продукт компании для его использования только одним конкретным способом;

· выраженные независимые группы потребителей, их демографические отличия от остальных, доля в общем объеме потребления и общем количестве потребителей.

Активные потребители. По большинству категорий продуктов можно выделить группу потребителей с высокой активностью (Heavy Users) - т.е. тех, кто покупает или потребляет гораздо больше продукта, чем средний потребитель. Считается, что продукт имеет Heavy Users, если 1/3 и менее потребителей обеспечивают 2/3 и более общего объема потребления. Выделение группы Heavy Users весьма важно, так как это позволяет понять, работает ли компания с неким специализированным сегментом или она нацелена на группу людей, обеспечивающих основной объем потребления. Вообще говоря, любой из этих подходов равнозначен, важно только, чтобы количество потенциальных потребителей в выбранном сегменте позволяло компании продавать необходимое количество продукта.

Информация, которую необходимо получить:

· группа активных потребителей продукта компании, ее доля от всех потребителей, объем их потребления;

· отличия активных потребителей от остальных в терминах демографии и образа жизни.

Основной и дополнительный целевые рынки. Основной целевой рынок (Primary Target Market) - это наиболее важные покупатели и пользователи продукта. В некоторых случаях - это Heavy Users, в других - более специализированные сегменты.

Очень часто покупатель продукта и его пользователь - разные люди. Если это так, необходимо решить, кто оказывает большее влияние на то, что будет куплено (например, жена покупает пиво для мужа). В большинстве случаев в качестве основного целевого рынка выбираются покупатели продукта, но в тех категориях продуктов, в которых покупатель приобретает то, что ему поручил пользователь, именно пользователи рассматриваются как основной целевой рынок. Обычно считается, что основной целевой рынок должен обеспечивать не менее 50% продаж в категории и состоять из группы людей с одинаковыми базовыми демографическими характеристиками и схожим потребительским поведением.

Дополнительный целевой рынок (Secondary Target Market) также важен, так как он обеспечивает дополнительные продажи в текущий момент и в будущем. В качестве дополнительного целевого рынка обычно выбирается одна из следующих категорий потребителей:

· группа влияния (Influencers) - люди, оказывающие влияние на участников основного целевого рынка при принятии решения о покупке или использования продукта;

· демографические группы с высоким индексом Сoncentration;

· подгруппы покупателей или пользователей, которые входят в основной целевой рынок;

· дилеры и дистрибьюторы.

Информация, которую необходимо получить на этом этапе:

· различные типы описаний потребителей, размер каждого целевого рынка, описания потребителей, использующих продукт компании разными способами;

· те, кто приобретают продукт компании, и те, кто им пользуются, - являются они одними и теми же лицами или нет;

· процент продаж, обеспечиваемый основным целевым рынком;

· тенденции развития основного целевого рынка;

· отличие дополнительного целевого рынка от основного;

· кто оказывает влияние на покупателя при (до/после/во время) покупке;

· целевые рынки конкурентов.

Анализ продаж

На практике при проведении анализа продаж каждый маркетолог сталкивается с проблемой недостатка информации. В лучшем случае ему доступны данные об объемах продаж его компании. Относительно объемов продаж конкурентов маркетолог обычно имеет только косвенные данные. В такой ситуации оптимальным решением вопроса является параллельный анализ потребительского поведения (эта информация собирается ведущими исследовательскими компаниями) и объемов продаж компании. При этом важно анализировать не абсолютные значения цифр продаж, а тенденции и соотношения.

Определяющим понятием при анализе продаж является понятие доли рынка (Market Share) - доля продаж компании на рынке. Доля рынка может измеряться как в денежном выражении, так и в единицах продукта.

Информация, которую необходимо получить на этом этапе:

· тенденции развития категории товара в целом (растет или уменьшается, на сколько процентов);

· уровень продаж компании, темпы роста, соотношение темпов роста продаж компании по сравнению со среднеиндустриальными и темпами роста продаж основных конкурентов;

· прогноз продаж в категории на ближайшее будущее;

· динамика доли рынка компании за последние годы;

· доля рынка конкурентов;

· сезонные колебания спроса;

· зависимость спроса на продукт компании от общего уровня спроса в категории;

· регионы, в которых продажи идут лучше, чем в остальных.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.