Здавалка
Главная | Обратная связь

КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ



Организационная структура, аналогичная западным кризисным центрам, предложена суицидологической службой А. Г. Амбрумовой.

Первый Кабинет социально-психологической помощи был открыт в Москве в 1975 г., в дальнейшем кабинеты создавались на базе общесоматических поликлиник и здравпунктов вузов. Основная задача Кабинет социально-психологической помощи— первичная и вторичная профилактика суицида у лиц, находящихся в состоянии кризиса.

Основные принципы работы кабинета социально-психологической помощи:

1. Системность — связь с отделами внутренних дел, администрацией предприятий и учебных заведений, муниципальными органами; преемственность в обслуживании пациентов кабинета социально-психологической помощи и станций и отделений «скорой помощи», психиатрических стационаров, суицидологических кабинетов психоневрологических диспансеров, а также других подразделений суицидологической службы — кризисного стационара и телефона доверия.

2. Комплексность — интеграция врачей-психиатров, психологов, социологов и юристов. Центральная фигура кабинета социально-психологической помощи— врач-суицидолог, занимающийся диагностикой суицидального риска и антисуицидальных факторов, психотерапией и психогигиенической работой с лицами, окружающими пациента, и группами риска. Медицинская сестра выполняет функции социального работника и патронажной сестры. Медицинский психолог занимается диагностикой, позволяющей уточнять индивидуальные психотерапевтические программы, и участвует в их реализации. Консультант-социолог решает вопросы индивидуальной культуральной и социальной (региональной) эпидемиологической диагностики, ведет разработку превентивных антисуицидальных программ. Юрист обеспечивает консультации и правовую защиту пациентов.

3. Превентивность — раннее выявление суицидального риска и профилактика суицидального поведения, активная психогигиеническая работа.

4. Анонимность — право пациента на анонимное обращение.

Ведущие психотерапевтические методы: групповая психотерапия с частотой встреч 2–3 раза в неделю на протяжении 2–3 месяцев, индивидуальная аксиопсихотерапия (психотерапия кризисных состояний).

 

Заключение

Средовое воздействие на человека происходит по закону перехода внешних отношений во внутренние. То, что человек воспринимает в окружающем его мире, становится частицей его самого.

Индивидуум начинает действовать, исходя из закономерностей той среды, в которой он находится. Это объективный процесс. Объективность заключается в том, что он происходит облигатно и вне сознания человека. Но взаимодействие человека и среды может иметь активный и пассивный характер. В случае пассивности человек нивелируется со средой, во втором случае происходит взаимодействие и противостояние негативным, деструктивным влияниям, активная интеграция в здоровые отношения и, в конечном итоге, их преобразование. В любом случае необходимо обладать информацией о среде, ее качестве ее активности. Защита человека, как мы увидели в пособии, — это сложная, многоуровневая система механизмов, образований, форм, которые должны обеспечивать безопасность человека и формировать в конечном итоге чувство защищенности. Завершить данное изложение о психологической защите можно в виде своего рода постулатов, отражающих ее пошаговое формирование

Постулаты модели психологической защиты

1. Сфера инстинктов и влечений находит свое отражение в потребностях.

2. Выделяют базисные, основные потребности, от удовлетворения которых зависит благополучие человека.

3. Удовлетворение потребностей зависит от первичного социального окружения ребенка, семьи более узко от типа воспитания.

4. Перед человеком в онтогенезе окружающая социальная среда ставит четыре проблемы адаптации: территориальности, временности, идентичности, иерархии.

5. Проблемы адаптации преломленные через семейное воспитание образуют гетерономное влияние чреды, которое в той или иной степени блокирует базисные потребности.

6. Отраженные потребности составляют позитивный образ «яЯ».

7. При блокировании какой-либо из потребностей возникает соответствующая эмоция.

8. Эта эмоция сигнализирует об уязвимости одной из составляющих позитивного образа «я».

9. Отреагирование эмоции или удовлетворение потребностей приводили к восстановлению позитивного «я».

10. В случае невозможности удовлетворить потребности и страха отреагирования эмоции из-за социальных санкций возникает напряжение. Его устранение и возвращение «я» позитивного образа возлможено уже с помощью психологически защит. Хроническое блокирование потребностей в результате гетерономного воздействия среды, опосредованного дисгармоничным семейным воспитанием приводит к образованию акцентуаций характера.

11. Специфические защиты образуются для совладания со специфическим эмоциями.

12. Существует восемь основных эмоций, для совладания с которыми используется восемь основных защитных механизмов.

13. Основные защитные механизмы обладают свойствами полярности и сходства.

14. Человек может использовать любую комбинацию психологических защит.

 

Список литературы

1.Абабков В. П., Перри М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

2. Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1993

3. Александровский Ю. А., Потасов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстримальныхэкстремальных ситуациях. М., 1991. с С. 4-29, 43-59, 88-93.

4. Алексеева АА, Михайлов ЛА, Шатровой ОВ Психологическое обеспечение безопасности детей и подростков. Спб., 2002.

5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003.

6. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–—18.

7. Барсукова О. В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивных влияний родителей. Ростов-на-Дону, 2000.

8. Бассин Ф. В. О «силе Я» и «психологической защите»// Вопросы философии. 1969. № 2.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1990.

10. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

11. Бодров В. А. Информационный стресс:. Учебное. пособие для вузов. М.: ПЕР-СЭ, 2000.

12. Будасси С. А. Защитные механизмы личности. М., 1998

13. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика:. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

14. Гончарова С. С, Пергаменщик Л. А. Социально-психологические проблемы Чернобыльской катастрофы // 17 лет после Чернобыля: проблемы и решения. Сборник научных трудов. — Минск, 2003. — С. 152-155.

15. Гончарова С. С, Пергаменщик Л. А., Яковчук М. И. Преодоление психологических травм. — Минск: НИО, 1999.

16. Гончарова С. С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» — метод диагностики преодоления в раннем юношеском возрасте (16-18 лет) // Психологическая диагностика. 2006., № 3.

17. Гончарова С. С., Пергаменщик Л. А. Организационные и психотерапевтические аспекты оказания психологической помощи пострадавшим в трагедии на Немиге // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф. Материалы VII Международной конференции. Минск, 2000. С. 60.

18. Грановская Р. М. Ээлементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

19. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность. М., 1998.

20. Джидарьян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Институт психологии РАН, 1995. С. 76–94.

21. Замышляева М. С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности. Квалификационная работа по психологии. На правах рукописи. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.

22. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. СПб., 1996

23. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004.

24. Ильин Е. П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища, школа, 1998, 292с.

25. Исаев Д. Н. Психосоматический стресс и психосоматические расстройства в детском возраст:е. Лекции ПМИ. СПб., 1994. 80 с.

26. Исаева Е. Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.

27. Каменская В.Г. психологическая Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб., 1993

28. Каменская В.Г. Психология общения. СПб.,1993

29. Каплан Г. И., Сэдок Дж. Б. Клиническая психиатрия / Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. Т. 1.

30. Кондаков И. М. , Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 43-51

31. Копинг поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб., 1998.

32. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1998

33. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Монография. Кострома,: КГУ им. Н. А. Некрасова. Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.

34. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.

35. Крюкова Т. Л. О методике диагностики стилей психологического совладания (копинга) у подростков ACS (Юношеская копинг-шкала) // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы. / Сост. Т. Л. Крюкова и др. Кострома, 2002. С. 144–146.

36. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника, диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика: Сб. научн. трудов / Отв. ред. В. А. Соловьева. Вып. 1. Кострома,: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. С. 70–82.

37. Крюкова Т. Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психологическая диагностика. 2005. № 2. С.60–71.

38. Крюкова Т. Л., Куфшяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С.65–75.

39. Куликов В. Проблемы социальной психологии. Иваново, 1979.

40. Куфтяк Е. В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей. Дисс. канд. психол. наук. На правах рукописи. Кострома, 2004.

41. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

42. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. Словарь по психоанализу. М., 1996.

43. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

44. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.

45. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1978.

46. Менинжер В., Лиф М. Вы и психоанализ. М., 1998.

47. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001.

48. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация. Ереван, 1988.

49. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

50. Никольская И. М. Практика исследования неосознаваемых психических процессов у детей младшего школьного возраста // Психологическая газета. № 3. 1997.

51. Никольская И. М., Грановская P. M. Психологическая зашита у детей. СПб.,: Речь, 2006.

52. Обухова Л. Ф. Детская психология. М.: Тривола, ,1995.

53. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Речь, 2003.

54. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации школьников // Практическая психология. 1996. № 3. С. 49–53.

55. Подобина О. Б. Совладаюшее поведение женщины на этапе принятия роли матери. Дисс. канд. психол. наук. На правах рукописи. Кострома, 2005.

56. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. 688 с.

57. Практическая психодиагностика:. Методики и тесты:. Учебное пособие / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара,: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000. 672 с.

58. Практикум по психодиагностике:. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990.

59. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. / Под ред. Л. И. Вассермана. СПб.: Питер-Пресс, 1998.

60.

61. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия. / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999.

62. 480с Ребер А. Большой толковый словарь, 2000..

63. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талана, 1996.

64. Самосознание и защитные механизмы личности:. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХАРАХ-М»,, 2003.

65. Сапоровская М. В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников. Дисс. канд. психол. наук. Кострома, 2002.

66. Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография. / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, , 2003.

67. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Автореф. дисс. д-ра мед. наук. Бишкек-СПб.: ПНИ, 1994.

68. Сонин В. А., Шлионский Л. В. Классики мировой психологии. СПб., 2001.

69. Стресс жизни: Сборник. СПб.: ТОО «Лейла,», 1994. 384с.

70. Тарт Т. Пробуждение. М., 1997

71. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных с неврозами и с психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей, 1992.

72. Тулупьева Т. В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.

73. Угринович Я. М. Психология религии. М., 1986.

74. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.

75. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

76. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. / Пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2003. 256 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

77.

78. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991.

79. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.;, М., 1996.

80. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

81. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1993.

82. ХазоваС. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 59–69.

83. Холл С. К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997.

84. Хорни К. Невротическая личность. М., 1996.

85. Черепанова И. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1996.

86. Чехлатый Е. И. Динамика конфликтов и копинг-поведения у больных неврозами под влиянием групповой психотерапии // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи). / Под ред. И. И. Кутько. Харьков, 1996. Т. 3. С. 379–381.

87. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1997.

88. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

89. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с. (Серия «Мастера психологии»).

90. Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1990.

 

Приложения

Приложение 1.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.