Здавалка
Главная | Обратная связь

Лексика. Фразеология



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ

 

 

Саранск 2014 г.

 

 

Содержание

 

Введение
Лексика. Фразеология
Фонетика. Орфоэпия
Морфемика и словообразование
Орфография.
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие и категория состояния
Предлог
Союз
Частица
Итоговые тесты
Список использованных источников

 

 

Введение

Дорогой десятиклассник!

 

Особенность изучения русского языка в 10 классе заключается в закреплении, углублении, систематизации, обобщении знаний и умений, полученных на базе основного (общего) образования.

Данную «Рабочую тетрадь по русскому языку. 10-й класс» можно использовать с любыми учебниками русского языка для 10 класса, которые соответствуют программе общеобразовательных учреждений по русскому языку и включены в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ к использованию в школе.

Рабочая тетрадь предлагает материалы для текущего контроля в форме упражнений по важнейшим темам курса русского языка 10-го класса. Тестовые задания сгруппированы по основным темам школьного курса.

Необходимо учесть, что ориентация на подготовку к ЕГЭ не отменяет подготовки, контроля знаний и умений традиционными методами. Поэтому все темы построены по одной и той же схеме: в каждой из них 7 упражнений: 1 упражнение проверяет теоретические знания, 2 – 6 упражнения – практические умения и навыки, 7 упражнение – это сочинение-рассуждение с приведением примеров из художественной литературы, что поможет подготовиться к написанию задания С. Каждая работа заканчивается тестом. Эти задания предполагается использовать для самостоятельного выполнения в процессе повторения пройденного в средней школе. В конце данного пособия дан список словарей и интернет-источников, которые помогут тебе при подготовке к урокам.

Работа над упражнениями планируется как целый урок. По усмотрению учителя, часть упражнений может быть дана и в качестве домашнего задания. Рабочая тетрадь может использоваться как в школьном курсе преподавания русского языка, так и на спецкурсах / элективных курсах по русскому языку для учащихся 10 классов.

Данное пособие эффективно при организации занятий, ориентированных на подготовку к ЕГЭ, где ты, ученик 10-го класса, должен продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры письменной речи.

Тебе неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к ЕГЭ, ставшему обязательным в нашей стране. При учете возможности изменения структуры ЕГЭ данная рабочая тетрадь позволит систематизировать имеющиеся у тебя знания и нацелить тебя на выполнение заданий любого типа, включая и теоретический, и практический аспекты подготовки по предмету.

Мы считаем, что это учебное пособие поможет тебе:

1) закрепить орфографические навыки на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии;

2) совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

3) сформировать языковую и лингвистическую компетенции;

4) развить коммуникативно-речевую культуру.

Данная рабочая тетрадь позволит тебе, десятикласснику, провести самооценку уровня подготовки в любой период учебного года. Предполагается, что по окончании выполнения данных видов работ ты должен:

– сформировать прочную базу орфографических навыков;

– усовершенствовать владение основными нормами русского литературного языка;

– приобрести навык писать сочинения-рассуждения, аргументируя тезисы примерами из художественной литературы.

 

Учебно-тематический план

 

Тема занятия Кол-во часов
Лексика. Фразеология
Фонетика. Орфоэпия
Морфемика и словообразование
Орфография
Контрольный диктант за 1 четверть
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Контрольный диктант за 1 полугодие
Местоимение.
Глагол
Причастие
Деепричастие
Контрольный диктант за 3 четверть
Наречие и категория состояния
Предлог
Союз
Частица
Итоговый контрольный диктант
Итоговые тесты
  Всего

 


 

Лексика. Фразеология

 

 

1. Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Что является объектом изучения в лексикологии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Что такое омонимы? Расскажите о видах омонимов в русском языке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Какие слова называются паронимами? В чём состоит причина большого количества речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Какие слова называются синонимами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Какие слова называются антонимами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Что называют фразеологическим оборотом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Сформулируйте самостоятельно лексическое значение следующих слов. Подберите синонимы к данным словам.

 

Образец: великодушие – готовность бескорыстно жертвовать своими интересами. Синонимы: доброта, снисходительность, альтруизм.

Великодушие, вероломство, благородство, гордость, добродушие, эгоизм, самоотверженность, раскаяние, терпимость, тщеславие.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Распределите данные слова на три группы: архаизмы, историзмы, неологизмы.

 

Имиджмейкер, ди-джей, файл, смерд, выя, зерцало, армяк, острог, палица, виндсерфинг, зеницы, иноземец, понеже, отверзнуть, боярин, панк, фортуна, пиццерия, спонсор, денница, стрельцы, князь, канделябр, дьяк, перст, лик, лицедей, аршин.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Выберите одно слово из приведённой к каждому предложению пары паронимов.

 

1. Самые … дома находятся в новых кварталах города (высокие – высотные). 2. Маша угостила нас вкусным и … обедом (сытым – сытным). 3. Любой … заслуживает осуждения (поступок – проступок). 4. Ученики 5 класса быстро … компьютер (усвоили – освоили). 5. С … удовлетворением директор отметил помощь учеников в выпуске школьной газеты (особым – особенным). 6. Нас привлекали и … леса, и дальние поля (близкие – ближние). 7. Друзья живут в одной деревне, но на … улицах (различных – разных). 8. Обвиняемый в краже человек вызывал подозрение своим … видом (виновным – виноватым). 9. На … стороне улицы в жару гораздо приятнее, а ещё лучше проводить время в нашем … саду (теневой – тенистой). 10. Нам срочно нужно … ремонт (провести – произвести). 11. Молодость моей прабабушки пришлась на … эпоху Великой Отечественной войны (геройскую – героическую).

5. Выберите из приведённых в скобках слов существительные, сочетающиеся с соответствующим прилагательным – паронимом.

 

Ледовый – ледяной (панцирь, голос, ветер, покров, скульптура). Памятный – памятливый (человек, подарок, встреча, поездка). Пластический – пластичный (искусство, движение, артист). Поэтический – поэтичный (дар, призвание, письмо). Практический – практичный (конференция, одежда, женщина, интерес). Расчётливый – расчётный (траектория полёта, невеста, скорость, сосед, книжка). Скрытый – скрытный (помещение, порок, человек, душа, интерес). Тактический – тактичный (поступок, маневр, мужчина, уловка). Угодный – угодливый (поступок, человек, поведение). Удачный – удачливый (человек, исход, день, ловец, охотник). Целый – цельный (день, кусок мрамора, натура, чашка, молоко). Экономический – экономичный (теория, ведение хозяйства, наука, машина).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Сгруппируйте данные фразеологизмы в синонимические ряды. Среди приведённых найдите фразеологизмы, связанные антонимическими отношениями. Приведите свои примеры синонимичных или антонимичных пар фразеологизмов.

 

Звёзд с неба не хватает, высунув язык, котелок варит, во весь опор, ни рыба ни мясо, как угорелый, умом не блещет, семи пядей во лбу, под носом, сломя голову, ума палата, семимильными шагами, голова на плечах, во весь дух, рукой подать, в час по чайной ложке, олух царя небесного, у чёрта на куличках, черепашьим шагом, за семь вёрст киселя хлебать, в мгновение ока, ни то ни сё, сломя голову, козёл отпущения, в двух шагах, как на пожар, под боком, во все лопатки, без царя в голове.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Благородный человек – это…». Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Готовимся к ЕГЭ

1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) тщетно 2) тщательно 3) бесполезно 4) напрасно

 

2. Укажите антоним к слову КОСНЫЙ.

1) передовой 2) прямой 3) модернизированный 4) ловкий

 

3. Укажите слово, имеющее омоним.

1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть

 

4. Укажите предложение с фразеологизмом.

1) Спектакль всем очень понравился.

2) Зрители приняли спектакль восторженно.

3) Спектакль вызвал восторг у публики.

4) Мы пришли в восторг от спектакля.

 

5. Значение какого слова определено неверно?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо, посылку.

2) КАМПАНИЯ – ряд мероприятий.

3) ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ – сообщать искажённые или ложные сведения.

4) ИМПОРТ – вывоз товара из страны для продажи.

 

6. Какое из четырёх слов относится к устаревшим?

1) якобы 2) заново 3) сызнова 4) нежели

 

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «неуместно развязный, слишком непринуждённый»?

1) экстравагантный 2) эксцентричный 3) феерический 4) фамильярный

 

8. Какое слово синонимично слову «ложный» в предложении?

Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществление которой и сосредоточивались их усилия.

1) фальшивый 2) ошибочный 3) лживый 4) несправедливый

 

9. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

1) Нам попался человеческий экзаменатор.

2) Защита человечьего достоинства – основная черта этого публициста.

3) В своих произведениях он часто изображает человеческие страдания.

4) Она думала, что наконец-то нашла родную человечную душу.

 

10. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

2) Голосовая буря пронеслась над ущельем.

3) Певец обладает замечательными голосовыми данными.

4) Маяковский – один из голосовых поэтов своего времени.

 

11. Какие из приведённых ниже лексических значений соответствуют фразеологическому обороту «взять себя в руки»?

1) сдержать себя, успокоиться;

2) взять на себя ответственность;

3) принять важное решение;

4) сдаться.

12. Какие из приведённых ниже лексических значений соответствуют фразеологическому обороту «втоптать в грязь»?

1) копать землю;

2) опорочить;

3) несправедливо обвинить;

4) потерять.

 

13.Укажите лексическое значение слова, выделенного в предложении.

Редкиекапельки сливаются здесь в одном месте в этот тонкий, в один ряд, но непрерывный всё-таки ручеёк (В. Солоухин).

1) отстоящие далеко друг от друга;

2) встречающиеся редко;

3) повторяющиеся через промежуток времени;

4) далеко не всякие.

 

14. Укажите лексическое значение слова, выделенного в предложении.

Его бледно-голубые стеклянныеглаза разбегались (И. Тургенев).

1) сделанные из стекла;

2) похожие на стекло;

3) неподвижные;

4) пустые.

 

15. Укажите лексическое значение слова, выделенного в предложении.

 

Он занимал довольно важное место, слыл человеком знающим, дельным(И. Тургенев).

1) заслуживающий внимания;

2) знающий своё дело;

3) касающийся существа дела;

4) предприимчивый в делах.

 

16. Укажите, какое из перечисленных ниже средств выразительности используется в предложении?

 

Но дождь сейчас же и перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце (А. Куприн).

1) метонимия 2) эпитет 3) олицетворение 4) перифраз

 

17. Укажите, какое из перечисленных ниже средств выразительности используется в предложении?

 

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин).

1) риторическое обращение;

2) градация;

3) парцелляция;

4) риторический вопрос.

 

18. Укажите, какое из перечисленных ниже средств выразительности используется в предложении?

Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро весёлость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага (А. Пушкин).

 

1) метонимия;

2) метафора;

3) инверсия;

4) синтаксический параллелизм.

 

19. Укажите, какое из перечисленных ниже средств выразительности используется в предложении?

 

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище (И. Тургенев).

1) парцелляция 2) инверсия 3) паронимы 4) градация

 

20. Укажите, какое из перечисленных ниже средств выразительности используется в предложении?

 

Сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! (И. Тургенев).

1) перифраз 2) метафора 3) метонимия 4) олицетворение








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.