Здавалка
Главная | Обратная связь

Наречие и категория состояния.



 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику наречию как самостоятельной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Дайте характеристику категории состояния как самостоятельной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) В чём отличие наречия от категории состояния?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) На какие разряды по значению делятся наречия?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Какие формы степеней сравнения образуют наречия?

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Напишите о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) Напишите о дефисном написании наречий.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Запишите наречия.

 

(В)двое, (на)стежь, (за)муж, (по)городскому, точь(в)точь, (с)лева, (в)скачь, (мало)помалу, (из)далека, (во)первых, (по)новому, (во)(что)(бы)(то)(ни)(стало), (во)веки(веков), (на) века, (на)век, (в)верх, (по)осеннему, (ни)как, (не)куда.

 

3. Раскройте скобки.

1) Всё было сделано (с) ведома хозяйки. 2) Она готовила с Ильёй уроки (по) русскому, читала стихи, занималась с ним историей. 3) Не забудется (во) веки этот грозный, страшный бой. 4) Сбитый (с) толку, Иван замолчал. 5) (На) утро погода чудным образом переменилась: выглянуло солнце и тучи исчезли где-то (в) дали. 6) Дело, кажется, пошло (на) лад. 7) Гимназисты (по) одиночке заходили в класс, изредка поглядывая на инспектора. 8) (На) перекор судьбе мы всё преодолеем. 9) Мне стало (не) (по) себе, и я поспешил прочь (от) сюда. 10) Здесь Чичиков хватил (в) сердцах стулом об пол и посулил ей чертей. 11) В этом пруду карасей видимо (не) видимо. 12) (Не) даром помнит вся Россия про день Бородина. 13) Долгий путь (в) конец сморил нас.

 

4. Раскрыть скобки. Указать, где употребляются наречия, а где – омонимичные сочетания существительного с предлогом.

 

1) Я решил сохранить (в) тайне наши приготовления. – (В) тайне готовясь к самому неприятному обороту дела, отец никоим образом не показывал своей озабоченности. 2) Лихо заломленная (на) бок шапка, казалось, вот-вот слетит. – Я повернулся (на) бок и быстро уснул. 3) (В) даль идут державным шагом. – Как мы ни вглядывались (в) даль, ничего не было видно. 4) (На) встречу бежали расстроенные толпы солдат. – Отправляясь (на) встречу с интервьюируемым, журналист должен спланировать свою беседу. 5) (На) верху было холодно. – (На) верху скалы, будто упираясь рогами в небо, горделиво стоял олень. 6) (От) роду не встречалось мне такое диковинное зрелище. – Ему (от) роду двадцать три года. 7) Он и (в) правду таков, каким его рисует молва. – Далеко не так просто поверить (в) правду.

 

5. От существительных ВЕРХ, НИЗ, ПЕРЁД, БОК, ВЫСЬ, ГЛУБЬ, ДАЛЬ, ШИРЬ, КРУГ, ВЕК, НАЧАЛО образуйте при помощи соединения их с предлогами С, НА, В наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Определите часть речи и синтаксическую роль выделенных слов, сделайте их морфемный и словообразовательный разборы.

 

1) На батарее Телегина первая половина дня прошла спокойно. 2) Справа, шагах в полутораста, послышался сторожевой окрик. 3) В этот день все вернулись домой поздно. 4) Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннему багрового, догорала над степью. 5) Участники приехали и уехали очень организованно. 6) На улице холодно.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Проблема добра и зла».

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Готовимся к ЕГЭ.

 

1. В каком примере слово КАК является наречием?

1) Ах! Как игру судьбы постичь?

2) Как! Её подозревают, упрекают! И в чём!

3) Как стемнело, Поршнев ушёл и вернулся только около полуночи.

4) Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный…

 

2. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (в) право, (по) свойски, (на ) двое;

2) (по) волчьи, (в)лево, (просто) напросто;

3) (с) права, (в) одиночку, (по) турецки;

4) (по) русски, (где) либо, (давным) давно.

 

3. Выпишите из приведённого ниже предложения наречие степени.

 

Трусость очень вредна, потому что она всегда удерживает от полезных действий.

_____________________________________________________________________________

 

4. Выпишите из приведённого ниже предложения наречие места.

 

Легче всего двигаться в будущее на плечах идущего впереди.

_____________________________________________________________________________

 

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

1) безмолв…о, ежесуточ…о, умиротворё…о;

2) постоя…о, беспрерыв…о, власт…о;

3) естестве…о, пожизне…о, сбалансирова…о;

4) вразумитель…о, расслабле…о, замедле…о.

 

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

1) взволнова…о, шум…о, безошибоч…о;

2) восторже…о, затумане…о, насторожё…о;

3) недоумё…о, вероят…о, бесслед…о;

4) неожида…о, забав…о, волнообраз…о.

 

7. Укажите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.

1) Запомните (на) всегда, что надо вести себя с людьми (по) доброму.

2) (По) моему вы прикинули расстояние (на) глаз.

3) Дорога свернула (в) право, и я решил идти (на) прямик.

4) Камень был подброшен высоко (в) верх, но мальчик поймал его (на) лету.

 

8. Укажите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.

1) (С) позаранку мы вышли в поле и до обеда работали (без) устали.

2) Сегодня (по) январски морозно, и нам (на) встречу дует ветер.

3) (В) скорости мы получили прибыль и решили распределить её (по) ровну.

4) Княгиня (без) умолку говорила (по) французски.

 

9. Укажите наречие с буквой А на конце.

1) запрост… одолеть;

2) накрепк… прибить;

3) насух… вытереть;

4) изредк… смотреть.

10. Определите, в каком варианте не пишется Ь.

1) открыть настеж…;

2) выйти замуж…;

3) уйти проч…;

4) мчаться вскач… .

 

11. Укажите наречие с буквой О на конце.

1) сначал… скажи;

2) начист… вымыть;

3) издавн… повелось;

4) слев… от нас.

 

12. Выберите вариант с приставкой НЕ в наречиях.

1) н…где разместить;

2) н…чуть не тревожиться;

3) н…мало не беспокоиться;

4) н…сколько не волноваться.

 

13. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно?

1) поступить крайне (не) осторожно;

2) отнюдь (не) весело;

3) расположились (не) далеко;

4) (не) зачем так кричать.

 

14. От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения.

1) плохой, хороший;

2) городской, звериный;

3) сильный, свирепый;

4) красивый, длинный.

 

15. Укажите словосочетание со связью примыкание.

1) зимнее утро 2) дождаться утра 3) рано утром 4) увидеть его


Предлог.

 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику предлогу как служебной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Расскажите о слитном, раздельном и дефисном написании предлога.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Дайте характеристику производным и непроизводным предлогам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните все предлоги.

 

1) (Не) смотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. 2) (В) течении… всей дороги Касьян сохранял упорное молчание. 3) (В) отличи… от него, я не согласен с тем, что было сказано. 4) (На) протяжении… нескольких лет он служил таможенным инспектором. 5) (В) виду болезни преподавателя консультация была отменена. 6) (В) следствии… изменения погодных условий необходимо принять соответствующие меры. 7) Что слышно (на) счёт моего передвижения? 8) Я уезжаю (в) связи с необходимостью присутствовать на конференции.

 

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, выпишите и распределите предлоги по двум колонкам (производные и непроизводные).

 

1) По окончани… обеда отец и полковник поднялись в кабинет пить кофе. 2) Из (за) гор вставало огромное солнце. 3) Борис опасливо обошёл собаку и, не переставая оглядываться, поспешил (в) глубь оврага. Ворона проводила его поворотом головы и спорхнула (в) низ. 4) (Не) смотря на поздний час, костры ещё горели, освещая круги оживлённо беседовавших воинов. 5) (В) течении… завтрака Маркелов говорил мало, ничего не ел и дышал усиленно. 6) Крестьяне и беженцы (из) под руки смотрели на шедших солдат. 7) Проходя раз мимо соседней виллы, я был задержан каким-то странным звуком, без конца раздававшимся (от) туда изнутри, из комнат с окнами, наглухо закрытыми, (не) смотря (на) то, что было яркое тёплое утро. 8) Когда в 1921 и 1922 годах я (в) продолжении… шестнадцати месяцев жил в Англии, я, конечно, многое потерял из литературных возможностей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

4. Поставьте слова, заключённые в скобках, в нужном падеже, укажите падеж, подчерните все предлоги.

 

1) Меж (горцы) _______________ пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. 2) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я) _______________________________.

3) Не тужи по (сны прелестные) _____________________________________ . 4) По (окончание) __________________________ университета он уехал работать в деревню. 5) По (прибытие) ____________________________ на место мы направились к коменданту. 6) По (истечение) __________________________ срока отпуска он возвратился на завод. 7) Согласно (указание штаба армии) ________________________________________________

отряд должен был перебраться на Двину. 8) В сутки проезжали по (пятьсот)____________________, а иногда и по (шестьсот) ___________________________

километров. 9) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания) __________________________________________________________________, ему повезло.

10) Благодаря (масса новых впечатлений) ________________________________________,

день для Каштанки прошёл незаметно.

 

5. Перепишите, употребляя предлоги БЛАГОДАРЯ, ВВИДУ или ВСЛЕДСТВИЕ и ставя существительные в нужном падеже.

 

1) … (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) … (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) … (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена … (быстрый подъём воды) в реке. 5) … (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) … (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.

 

Отсутствовать на занятиях (в) течении… недели; наблюдать изменения (в) течении… реки; болеть (в) продолжении… месяца; читать о судьбе героя (в) продолжении… романа; не пойти на прогулку (в) следствии… дождя; уехать, но (в) последствии… возвратиться в родной город.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Что такое честь?»

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Готовимся к ЕГЭ.

1. В каком предложении слово ВОКРУГ является предлогом?

1) Все боязливо стали осматриваться вокруг.

2) От этого луча солнца всё вокруг посветлело.

3) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.

4) Там вокруг высились тёмные сизые сопки.

 

2. Выпишите из приведённого ниже предложения производный предлог.

 

Пройдя через сени, она входит в длинную кухню, где вдоль облупившихся стен, впритык один к другому стоят семь кухонных столов.

_____________________________________________________________________________

 

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) Доктора мы ждали (в) течение получаса.

2) (В) виду недостатка времени Ольга совсем мало спит.

3) На день рождения Свете подарили медальон (в) виде лепестка.

4) Слайды были продемонстрированы (в) заключение лекции.

 

4. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) Дети сразу обратили внимание (на) подобие этих фигур.

2) (В) следствие быстрого таяния снегов река вышла из берегов.

3) (В) отличие от предшественника, Иван Петрович всегда поступает по справедливости.

4) Отец имел (в) виду, что встреча состоится вечером.

 

5. Отметьте словосочетание с временным значением предлога.

1) пойти в театр;

2) задержаться ввиду непогоды;

3) прийти в четыре часа;

4) уехать из города.

 

6. Отметьте словосочетание, которое построено правильно.

1) поступить вопреки решения;

2) поступить наперекор здравого смысла;

3) благодаря мужественному поступку;

4) действовать в течение суток.

 

7. Отметьте словосочетание с производным предлогом.

1) взглянуть в окно;

2) перейти через дорогу;

3) отдал несмотря на возражение;

4) приступить к решению.

 

8. Отметьте словосочетание с составным предлогом.

1) мчится вдоль по шоссе;

2) поступить наперекор обычаю;

3) прийти в школу;

4) вернуться на закате.

 

9. Отметьте словосочетание с простым предлогом.

1) действовать в течение года;

2) поступить в целях самообороны;

3) не спать из-за ветра;

4) пойти несмотря на опасность.

 

10. В каких словосочетаниях есть производные предлоги?

1) отвергнуть вследствие ошибки;

2) пробежать мимо дома;

3) перейти через реку;

4) поговорить насчёт долга.

 

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1,4 4) 1, 2, 3


Союз

 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику союзу как служебной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Дайте характеристику производным и непроизводным союзам.

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Дайте характеристику сочинительным союзам. Перечислите их разряды.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Дайте характеристику подчинительным союзам. Перечислите их разряды.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Спишите, раскрывая скобки. Определите части речи.

 

1) Что (бы) такое приготовить, что (бы) угодить гостям? 2) Сделайте то (же) задание, что и ваш сосед. 3) Я очень устал, мои друзья то (же) держались из последних сил. 4) Так (же), как и вчера, на площади собрался народ. 5) Не только мы боремся за (то) здание, но и наши противники то (же). 6) Вода была тепла, но не испорчена, при (том) её было много. 7) Я тут ни при (чём). 8) За (чем) я пулей был не ранен? 9) Он видел, как от (того) берега отошла лодка.

 

3. Исправьте ошибки в словах, где это необходимо.

 

1) За чем пойдёшь, то и найдёшь. 2) Также активно, как и вчера, работает вся снегоуборочная техника. 3) Унаследовав традиции Гоголя- комедиографа, Островский в тоже время определил свой взгляд на принципы изображения героев. 4) Независимо от того, какой материал использовал Лермонтов – исторический, бытовой или легендарно- мифологический, всюду он ставил вопросы о смысле существования человека, обращённые к современникам. 5) Чтобы мне ни говорили, но я буду настаивать на своём.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Выпишите в два столбика сочинительные и подчинительные союзы, напишите их разряд по значению.

 

1) Хотелось пить, а воды не было. 2) Я жадно расспрашивал, и в душе у меня холодело. 3) Небо над головой было чёрное, словно он ослеп. 4) Бывает так, что одна какая-нибудь мысль овладевает одновременно многими умами и многими сердцами. 5) Вдруг он услышал прохладный звук воды и подумал, что в мире нет лучше музыки. 6) Ветер то стонет, то злится, то воет и ревёт. 7) Никогда за войну, хотя он уже два раза был в окружении, мысль о плене не приходила ему в голову с такой ужасной ясностью. 8) Он поймёт, где находится, только тогда, когда рассветёт. 9) Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. 10) Тургенев просил помощи, так как ему не на кого было надеяться в этой безлюдной местности.11) Если бы не эта ранка на лбу и не тёмные пятна на одежде, можно было подумать, что она спит.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Вставьте необходимые союзы во фразеологизмы, определите их разряд по значению.

 

1) Ученье ____________ труд к славе ведут. 2) Перо пишет, ___________ум водит. 3) Надо наклониться, ______________ из ручья напиться. 4) Не будет скуки, ____________ заняты руки. 5) _______________ рыбку съесть, надо в воду лезть. 6) Так думай, _____________ не передумывать. 7) Знать, ____________ раки зимуют. 7) Ум хорошо,____________ два – лучше.

 

6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите над союзами простые или составные, сочинительные или подчинительные, производные или непроизводные.

 

В детстве я всё был готов отдать, что(бы) научит…ся плавать. Я хорош… бегал, прыгал в дли…у, за(то) плавать (не) умел совсем, потому (что) ужасно боялся глуб…ны. Мои р…дители могли, вероятно, научить меня, так (как) они плавали, буд(то) большие, сильные рыбы. Они пытались, но при этом подсме…вались надо (мной). В такие минуты мне ст…новилось (не) только страшно, но и стыдно. Я ещё больше стеснялся как своей трусост…, так и (не) ловкости, и у меня совсем (н…)чего не выходило. Пол…жжение спас мой дед. Он то(же) хотел помоч… мне, но подош…л к делу с другой стороны. Он подарил мне щенка ньюфаундленда Джимми. С Джимми я (н…) чего не боялся. (С) начал… я научился плавать «по собачьи», но вскоре, когда ощ…тил, что вода держ…т меня, что я вл…дею своим телом, стал изучать так (же) и иные стили плавания. К концу лета я стал чу…ствовать себя в воде так(же) ловко, как и деревенские мальчишки.


7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Проблема выбора».

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Готовимся к ЕГЭ.

1. В каком ряду перечислены сочинительные союзы?

1) тоже, чтобы, то … то;

2) однако, также, не только … но и;

3) зато, едва, не то … не то;

4) да, будто, или.

 

2. В каком ряду перечислены подчинительные союзы?

1) потому что, чтобы, который, где;

2) оттого что, сколько, как, кто;

3) с тех пор как, словно, если, как будто;

4) так как, едва, куда, почему.

 

3. В каком сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется с помощью союза ЧТО?

1) Тогда я ещё не знал, что именно придумали дети.

2) Им овладела такая тяжёлая ненависть, что у него даже заболела голова.

3) То, что я увидел, настолько поразило меня!

4) Нетрудно себе представить, что случилось потом.

 

4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

 

Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать, Галина (ТО) ЖЕ молчала.

1) ТОЖЕ – всегда пишется слитно;

2) ТО ЖЕ – всегда пишется раздельно;

3) ТОЖЕ – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТО ЖЕ – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

 

5. В каком предложении ЧТО (БЫ) пишется слитно?

1) ЧТО (БЫ) он ни предлагал, к нему всё равно люди относились с опаской и недоверием.

2) Мы долго раздумывали над тем, ЧТО (БЫ) ещё купить ребёнку.

3) Он никогда не говорил о товарищах такого, ЧТО (БЫ) могло навредить им.

4) ЧТО (БЫ) рыбку съесть, надо в воду лезть.

 

6. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.

1) По берегам озера растёт густая трава, (по) тому что здесь много влаги.

2) Мы ехали по большому селу, то(же) дремавшему в ночной тиши.

3) По окончании собрания жильцы дома разощлись так(же) быстро, как и собрались.

4) Голоса птиц уже смолкли, за(то) ожил мир насекомых.

 

7. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.

1) Дедушка степенно вошёл в дом, при (чём) поклонился.

2) Евгений рассказал то(же), что и другой свидетель происшествия.

3) Валерий остановил машину и вышел, что(бы) размять ноги.

4) Послышались громкие шаги, (за)тем громко хлопнула дверь.

 

8. В каком предложении нет подчинительного союза?

1) Потом снег в этом месте почернел так, будто здесь грузили каменный уголь.

2) Пошёл раз Жилин под гору посмотреть, где живёт старик.

3) Здесь, должно быть, глубоко, потому что Котька сразу скрылся под водой.

4) Будет очень неплохо, если кто-нибудь из вас выступит сейчас по этому вопросу.

9. Укажите предложение, где перед союзом И ставится запятая.

1) В траве прыгали кузнечики и копошились муравьи.

2) И осины и берёзки пока ещё голы.

3) Снег валил долго и беспорядочно и ложился белым ковром.

4) Вода играет и дышит.

 

10. Укажите предложение с простым союзом.

1) Растения опыляют не только пчёлы, но и другие насекомые.

2) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.

3) Лес стоял молчаливый, потому что птицы улетели.

4) Он молчал, так как признавал себя виновным.


Частица

 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику частице как служебной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Какие бывают разряды частиц по значению? Перечислите их.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Напишите о различении на письме частиц НЕ и НИ.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Какие частицы всегда пишутся отдельно?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Какие частицы пишутся через дефис?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вставьте пропущенные буквы.

 

Н…мог сказать, нет н…души, чуть ли н… первый, отнюдь н… лучший, остался н… с чем, н…то, что раньше, н…письма, н… телеграммы н… доходят, н…могу н… заметить, н… жив н… мёртв. Ну как н…порадеть родному человечку! Куда н… посмотришь, везде знакомые лица.

 

3. Раскройте скобки.

 

1) Пойдёмте (ка) в сад, погуляем. 2) Она любила (таки) покушать. 3) Развитой человек обязательно должен быть эстетиком, не правда (ли)? 4) Вы упрямо уклоняетесь от счастья! - Вот (те) на! Каким (же) образом? 5) Ведь что (же) нибудь в этих домыслах (то) есть, как вы думаете? 6) Самое главное для него – как (бы) чего (не) вышло. 7) Есть причина, (по) чему она ждать не будет.

 

4. Подчеркните частицы, укажите их значение.

 

1) Разве гром бывает немотою болен? Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел? 2) Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою. 3) Вскоре волны украсились белыми гребнями и начали захлёстывать лодку. Вот и мыс Успения. 4) Как изменилася Татьяна! Как твёрдо в роль свою вошла! 5) Что за прелесть эти сказки! 6) Мы не говорили ни слова. 7) Я даже представить не мог, во что это выльется. 8) Неужели моё обращение к вам могло оскорбить вас? 9) Эта мысль только теперь пришла ему в голову. 10) Хорошо же ты ему ответил.

 

5. Составьте и запишите три предложения с формообразующими частицами и шесть предложений со смысловыми частицами разных оттенков значения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Вставьте частицы НЕ и НИ.

 

1) Ой ты, Волга, родимая Волга, кто н… любит твоих берегов! 2) Куда н… погляди, везде молодые лица. 3) Каких предметов и каких курсов он н… слушал! 4) Как бы то н… было, мои предчувствия оказались справедливыми. 5) Как н… добивались о тнего друзья, в чём дело, так и н… узнали. 6) Куда вела дорога дальше, пока н… было известно. 7) И чего н… случалось с нашими странниками. 8) Боцманы н… могли н… дружить со мной. 9) Спишь до тех пор, пока н… разбудят. 10) Он считался едва ли н… первым кавалеристом. 11) Как н… старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение. 12) Где я только н… бродил, нигде оленей н… было. 13) Наш брат, охотник, куда н… заходит! 14) Всюду, куда бы он н… приехал, его уже ждали. 15) Альпинисты поднялись на горную вершину, куда н… ступала ещё нога человека.

 

7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Проблема взаимоотношений между людьми».

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.