Здавалка
Главная | Обратная связь

Имя прилагательное.



 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику имени прилагательному как самостоятельной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Дайте характеристику разрядам имён прилагательных.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Когда в суффиксах имён прилагательных пишется одна -Н-, когда – две -НН-?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Когда в именах прилагательных пишется суффикс -К-, когда -СК-?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Расскажите о правописании сложных имён прилагательных.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Какие формы степеней сравнения образуют имена прилагательные?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Распределите имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами.

 

Мелкий, блёклый, карманный, твёрдый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. От данных имён прилагательных образуйте краткую форму. В каких случаях это невозможно? Почему?

 

Бледный, братский, верный, вороной, горький, длинный, дружеский, дружный, коричневый, лёгкий, медный, осенний, точный, умный, цветной.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Образуйте имена прилагательные от имён существительных с помощью суффиксов

-СК- и -К-.

 

Рыцарь, Астрахань, ткач, рыбак, монастырь, француз, январь, гавань, июнь, кабак, немец, англичанин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Вставьте в суффиксы прилагательных буквы Е, И.

 

Фланел…вый халат, гречн…вая каша, совестл…вый человек, опрометч…вый поступок, милост…вый государь, горноста…вая мантия, неуживч…вый характер, обидч…вый ребёнок, предприимч…вый бизнесмен, эмал…вое покрытие, коричн…вый цвет, кокетл…вая улыбка, каракул…вая шуба.

 

6. Вставьте пропущенные буквы.

 

Румя…ый малыш, стари…ая книга, овчи…ый тулуп, ю…ый путешественник, багря…ые осе…ие листья, зелё…ые берега, чугу…ая решётка, сви…ой хлев, пря…ый запах, деревя…ый дом, стекля…ая кружка, гости…ый двор, ветр…ая мельница, серебря…ый кулон, ветр…ая погода, масл…ые краски, экскурсио…ый автобус.

 

 


7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Взаимоотношения человека и природы».

 

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Готовимся к ЕГЭ.

1. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относятся к разряду относительных?

1) каменный забор, деревянная беседка, заячья душа;

2) летний дом, тряпичная кукла, валютная операция;

3) кольцевая дорога, рязанский картофель, прекрасные отношения;

4) тюлевые занавески, пиратская аудиокассета, вдумчивый вопрос.

 

2. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относятся к разряду качественных?

1) каменное сердце, навязчивые вопросы, цементный завод;

2) прерывистое дыхание, грязевой поток, городской парк;

3) уютный уголок, кокетливый взгляд, эмалевая посуда;

4) бесстрашный солдат, завистливый характер, опрометчивый поступок.

 

3. В каком ряду все формы кратких имён прилагательных образованы верно?

1) богаче, дороже, круче, красивше;

2) тише, резче, короче, дешевше;

3) глубже, слаще, хлёстче, звонче;

4) чище, туже, ширше, молодее.

 

4. В каком предложении выделенное слово является прилагательным?

1) Беседа протекала мирно.

2) Мы жили очень спокойно.

3) Старик легко встал и, не прощаясь, ушёл.

4) Помещение не убиралось давно и было грязно.

 

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна Н?

1) ледя…ая дорожка, багря…ый закат, ветре…ый день;

2) серебр…ое кольцо, деревя…ый дом, голуби…ое яйцо;

3) соломе…ая шляпа, водя…ая лилия, льня…ое полотенце;

4) льви…ая грива, ути…ая охота, оловя…ый солдатик.

 

6. В каком ряду во всех окончаниях имён прилагательных пишется буква Е?

1) в окружающ…м мире, в утренн…м тумане, вечерн…м светом;

2) на син…й краске, древн…м миром, о недавн…м времени;

3) к младш…й дочери, по зимн…й стуже, о летн…м зное;

4) с хорош…м человеком, о будущ…й работе, осенн…м днём.

 

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (красно) кожий, (коми) пермяцкий, (лавинно) опасный;

2) (кислый) прекислый, (северо) восточный, (бледно) оранжевый;

3) (железно) дорожный, (военно) обязанный, (русско) французский;

4) (приставочно) суффиксальный, (внутри) государственный, (синевато) серый.

 

8. В каком слове есть суффикс –Н-?

1) прозрачный 2) вороний 3) будничный 4) нагорный

 

9. Выпишите из приведённого ниже предложения краткое (-ие) прилагательное (-ые).

 

Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе.

10. Выпишите из приведённого ниже предложения прилагательное в сравнительной степени.

 

Вернейший способ быть обманутым – это считать себя хитрее других.

 

 

11. Выпишите из приведённого ниже предложения притяжательное прилагательное.

 

Только что проснувшийся лес был полон птичьего щебета и той властной, пахучей свежести, которая скапливается за ночь в листве и мхах и при свете солнца распространяется по земле, волнуя души людей предчувствием великого счастья.

 

12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется две буквы Н?

1) стреля…ый, домотка…ый, золочё…ый;

2) утре…ий, кожеве…ый, письме…ый;

3) пусты…ый, тополи…ый, це…ый;

4) травя…ой, платя…ой, листве…ый.

 

13. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) выносл…вый 2) доверч…вый 3) бревенч…тый 4) пол…вой

 

14. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) стро…вой 2) милост…вый 3) рел…вой 4) кальци…вый

 

15. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется слитно.

1) (учебно) воспитательная работа;

2) (ярко) розовый цветок;

3) (жизне) радостный человек;

4) (научно) фантастический роман.

 

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) тёмная вуаль;

2) красивая тюль;

3) белый рояль;

4) жареный картофель.

 

17. В каком предложении вместо слова травянистый нужно употребить слово травяной?

1) Кочевники гнали стада в травянистые степи.

2) Травянистая растительность состояла из папоротников, ландышей и соки.

3) Травянистая крыша сарая не спасла нас от дождя.

4) Воздух в этом месте пахнет травянистой свежестью осоки.

 

18. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?

1) Старик перестал улыбаться, и лицо его вновь приняло каменное выражение.

2) По горным каменным тропам проводник уверенно вёл за собой всю группу.

3) За поворотом показался большой каменный дом с высоким забором вокруг участка.

4) Каменная кладка здания была настолько прочной, что её пришлось взрывать.

 

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

 

Это единстве(1)ый в Европе город, в котором до сих пор существует земля(2)ой вал, по которому когда-то шли деревя(3)ые укрепления с каме(4)ыми башнями.

1) 1, 2, 3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3

 

20. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Старый пруд зарос (не) пролазным камышом.

2) (Не) чаянный случай помог мне решить все проблемы.

3) Я знаю, что подъём на эту гору для вас был отнюдь (не) лёгким.

4) В его движениях чувствовалось что-то (не) уловимое.


Имя числительное.

 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику имени числительному как самостоятельной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Перечислите разряды имени числительного по значению. Дайте характеристику каждому разряду.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Какие числительные склоняются так же, как имена существительные 3-го склонения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) У каких числительных существуют две формы склонения: именительного и винительного падежей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5) Как склоняются порядковые числительные?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Просклоняйте данные имена числительные вместе с существительными.

 

345 человек, 98-й год, полтора часа,

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Поставьте данные в скобках числительные в нужную форму.

 

Не хватает (полтораста)_________________________ящиков, добавить к (полтора) _________________________ килограммам муки, дожить до (сто)________________ лет, прибавить к (90) _____________________ тридцать пять, размышлять над (86)___________________________________________ страницами, стать доктором наук к (40) годам, быть довольным всеми (978) _______________________________________ учениками.

 

4. Вставьте пропущенные буквы.

 

Об…ми ученицами, об…х рук, об…ми ключами, на об…их морях, нет об…их платьев, к об…им косам, с об…ми подругами, с об…ми друзьями, любоваться красивыми обо…ми.

 

5. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните числительные как члены предложения.

 

1) Смеялся Лидин, их сосед, помещик два…цати трёх лет. 2) Да через три…цать лет мне стукн…т пят…десят. 3) К вос…мидес…т… годам матушка умудрилась сохр…нить бодрость духа, какую некоторые теряют уже к шест…дес…т… .4) Весною одна тымяча сем…сот второго года в Архангельск прибыли десять шлюзных мастеров, нанятых в Гол…андии… . 5) К ночи пят…десят тяж…лых лодок удалось спустить в Неву. 6) Восем…дес…т шесть вое…ых судов далеко раст…нулись на поворотах реки. 7) Пугали стрельбой из вос…м…сот сем…десят… корабельных пушек.

 

6. Запишите данные в скобках числительные словами, поставив их в нужную форму. Укажите их падеж, выделите падежные окончания.

1) Чтобы не налететь на скалы, пришлось перевести винт на (0,5) ____________________________________________________________________________ , а потом на (0,2)________________________________________________________________

хода. 2) По приказу капитана, никто не имеет права быть на глубине меньше (55)______________________________________________________________ метров от поверхности. 3) В (16) __________________________________________часов (15) _____________________________________ минут подлодка двинулась в путь. 4) Кашалот плыл впереди лодки на расстоянии (60) _______________________________________ - (75)____________________________________________________________ миль. 5) Было достаточно светло, как бывает светло днём в Саргассовом море на глубине (100 – 120) _____________________________________________________________________________

метров. 6) Подлодка шла на (0,6) _________________________________________________

хода; (55) ________________________________________________ миль в час.7) На глубине (500) __________________________________________ метров подлодка тихо приближалась к крейсеру.

 

7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Проблема научного прогресса».

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Готовимся к ЕГЭ.

1. В каком ряду все слова являются именами числительными?

1) два, второй, дважды, во-вторых, двойка;

2) четыреста двадцать восемь, четыре, четверо, двадцать четвёртый, вчетвером;

3) три, третий, тридцать три, триста пятьдесят восьмой, трое;

4) один, одиннадцать, одиннадцатилетний, по одному, одинокий.

 

2. В каком ряду все имена числительные являются количественными?

1) шестьдесят семь, две седьмых, семнадцатое;

2) тридцать один, два, сто восьмой;

3) восемьсот, девятнадцать, шестой;

4) сто пятьдесят восемь, девяносто, шестнадцать.

 

3. В каком ряду все имена числительные употреблены правильно?

1) к девятистам рублям, у обоих студентов, довольствоваться сорок зажигалками;

2) у обеих подружек, думать о двухстах рублях, около трёхсот книг;

3) около девяносто вёдер, нет сорока авторучек, у обеих окон;

4) к двум книгам, нет двадцати трёх копеек, трёмстами книгами.

 

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в полуторастах километрах;

2) из трёхсот восьмидесяти страниц;

3) четверо суток;

4) в четырёхстах метрах.

 

5. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного в предложении слова.

 

Здесь всё находится в непрерывном движении, хотя, на первый взгляд, вы и погружаетесь в царство неподвижности.

1) прилагательное;

2) существительное;

3) порядковое числительное;

4) количественное числительное.

 

6. В каком ряду перечислены существительные, которые употребляются с числительным полтора?

1) булка ,центнер, сутки;

2) литр, батон, сантиметр;

3) неделя, задание, килограмм;

4 ) день, молоко, грамм.

 

7. В каком ряду перечислены существительные, сочетающиеся с числительными ДВА - ДВОЕ?

1) волчонок, медвежонок, ребята, дежурный;

2) стул, собака, сани, мысль;

3) девушка, белка, самолёт, ножницы;

4) сестра, брюки, кудри, вывод.

 

8. Найдите собирательное числительное.

1) двадцать учеников;

2) две десятых урожая;

3) одиннадцать экземпляров;

4) двое очков.

 

9. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?

1) от 5 до 25;

2) от 5 до 20, 30;

3) от 5 до 20;

4) от 5 до 30.

 

10. С каким существительным не согласуется собирательное числительное?

1) двое учеников;

2) трое лисят;

3) двое учениц;

4) трое ножниц.

 

11. Найдите числительное с неверным окончанием.

1) в стах метрах;

2) с девяноста литрами;

3) из ста лыж;

4) в сорока сочинениях.

 

12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?

 

Особенно тяжёлыми были для него четырегода от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырёхлет каторги.

1) Четыре – числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего.

2) Тысяча восемьсот шестьдесят пятого – числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения.

3) Тысяча восемьсот шестьдесят девятого - числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения.

4) Четырёх – числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.

 

13. Укажите группу числительных, которые пишутся в три слова.

 

1) 127000, 300516, 2114;

2) 13, 17, 19;

3) 603, 417, 315;

4) 199, 888, 641.

 

14. Укажите правильный вариант написания числительного 143 в предложном падеже.

 

1) О стах сороках трёх;

2) О ста сорока трёх;

3) О ста сороках трёх;

4) О стах сорока трёх.

 

 

15. Укажите группу сложных числительных, которые пишутся с Ь после первого корня.

 

1) 400, 300, 200;

2) 15, 16, 19;

3) 70, 500, 900;

4) 600, 800, 90.


Местоимение.

 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику местоимению как самостоятельной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Перечислите все разряды местоимения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Что общего у местоимения с именами существительными, именами прилагательными, именами числительными и чем местоимение от них отличается?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4) Расскажите о правописании неопределённых местоимений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Напишите о слитном и раздельном написании НЕ с местоимениями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

 

(Кое) с кем пов…даться, повстр…чаться с кем (то) незн…комым, ст…лкнуться с чем (то) неизвес…ным, (кое) что предпол…гать, (н…) с кем не ссорься, (н…) кому не отказывай в ув…жении, (н…) с кем под…литься, (н…) к кому мне пр…езжать, подумать о чём (либо) пр…ятном, задать вопрос (кое) кому из св…детелей, (кое) к кому вн…мательно пр…гл…деться, (н…) кто подош…л (к) нему совсем бли…ко, (н…) о чем нам б…седовать, не хочу г…в…рить (н…) о чём.

 

3. Напишите разряды местоимений.

 

1) Мы шли по лосиному следу. 2) Какой-то зверь протрубил в дальних лесах. 3) Солнце исчезло. Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу. 4) Я влез на высокую сосну и стал кричать. Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 5) С каждым часом ночь холодеет. 6) Всё утро я ловлю рыбу. 7) Что можно увидеть в Мещёрском крае? 8) Кто-то шёл к дому по дороге. Уже смеркалось, и Василий сначала не мог понять, кто идёт. 9) В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно.

 

4. Поставьте местоимения в нужные падежи, напишите падежи.

 

1) Хорь много знал, и от (он) _________ я многому научился. 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я) __________; сквозь (они) ___________, низвергаясь, шумят водопады; под (они) __________ утёсов нагие громады… 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) ____________ дома и рассказал (он) ______________ всё. 4) Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он) ___________. 5) Из тёмного леса навстречу (он) ___________________ идёт вдохновенный кудесник. 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) _____________ наперекор. 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) __________________ река. 8) Почти напротив (они) _________________ гостиницы возвышалась остроконечная башня. 9) Встретив брата и сестру, мы заметили, что он старше (она) ________________.

 

5. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Перепишите, исправляя предложения.

 

1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлинным тёмным царством. В их домах нередко разыгрывались тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 4) В лаборатории института мы увидели шкафы с различными приборами и химикалиями. Их было около десяти. 5) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 6) Отец просил дочь пригласить её подруг к себе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Вставьте в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как), никто иной (другой) в нужных падежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была __________________________________, как река. 2) ____________________________________________, кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места. 3) Вошедший в вагон пассажир оказался _________________, как нашим старым знакомым. 4) Это село славится ________________________________, как искусными костяными изделиями. 5) _______________________________, кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснять трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался _____________________________, как жилищем лесника.

 

 

7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Человек и государство».

 

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Готовимся к ЕГЭ.

 

1. В каком ряду все слова являются местоимениями?

1) мне, кто, любой, второй;

2) себя, моего, по-моему, прежний;

3) ничего, что-либо, наш, по-нашему;

4) её, всякий, самый, каждый.

 

2. В каком ряду все слова являются определительными местоимениями?

1) другой, самый, который, по-иному;

2) любой, который, чей, ничей;

3) сам, весь, иной, каждый;

4) всякий, мой, твой, наш.

 

3. В каком предложении слово ЧТО является местоимением?

1) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.

2) Я писал вам, что мы прекрасно провели выходные дни за городом.

3) Что ищет он в стране далёкой?

4) Казалось, что вечернее солнце тонуло в тёплом море.

 

4. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного в предложении слова.

Каждому из нас было близко и понятно её волнение.

1) определительное местоимение;

2) притяжательное местоимение;

3) личное местоимение;

4) имя прилагательное.

 

5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

 

(ПО) ТОМУ берегу реки медленно двигалась военная техника.

1) ПОТОМУ – всегда пишется слитно;

2) ПО ТОМУ – всегда пишется раздельно;

3) ПОТОМУ – здесь это местоимённое наречие с приставкой, поэтому пишется слитно.

4) ПО ТОМУ – здесь это предлог ПО с местоимением ТОМУ, поэтому пишется раздельно.

 

6. В каком предложении ЧТО (БЫ, Б) пишется раздельно?

1) ЧТО (БЫ) такое прочитать – интересное, полезное, захватывающее?

2) Нужно много читать, ЧТО (БЫ) быть образованным человеком.

3) Одной достаточно ошибки, ЧТО (Б) пал в осколках целый рай.

4) Я забежал к вам на несколько минут, ЧТО (БЫ) пригласить на свой юбилей.

 

7. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного в предложении слова.

 

Лучшее наслаждение, самаявысокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям.

1) притяжательное прилагательное;

2) определительное местоимение;

3) качественное прилагательное;

4) притяжательное местоимение.

8. Выпишите из приведённого ниже предложения возвратное местоимение.

 

Не жалей себя – это самая гордая, самая красивая мудрость на земле.

_________________________________________________________________

 

9. Укажите предложение с личным местоимением.

 

1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и это тоже раздражало его.

2) Сотни раз бывал здесь Царёв, когда их батальон занимал этот участок обороны.

3) Бесцветный диск февральского солнца нестерпимо блестел в окне, яркие его лучи слепили глаза.

4) Борька не отвечал, хотя его присутствие чувствовалось совсем близко.

 

10. Укажите предложение с притяжательным местоимением.

 

1) Траншея обрывалась у самого склона оврага.

2) В то время как Генка упражнялся со своим портфелем, Генкин спутник должен был таскать мешок с продуктами.

3) Голос у дяди был тих и строг, говорил он теперь коротко, без всяких смешков и прибауток.

4) Никакой мичманской школы в Одессе нет и не было.

 

11. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

 

1) свой; 2) собой; 3) мой; 4) наш.

 

12. В каком слове нет грамматической ошибки?

 

1) тоскуешь по ним;

2) об том доме;

3) у ей;

4) в скольки домах.

 

13. Сколько местоимений в предложении: «В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?»

 

1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

 

14. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении: «Каждый раз, когда я её видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился?»

 

1) Каждый – местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства.

2) Её – местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением.

3) Какой – местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением.

4) Я – местоимение, личное, местоимение- существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

 

15. Какое местоимение не имеет именительного падежа?

 

1) его; 2) себя; 3) мной; 4) их.


Глагол.

 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Дайте характеристику глаголу как самостоятельной части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3) Перечислите непостоянные морфологические признаки глагола.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4) Расскажите о правописании суффиксов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-).

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Расскажите о спряжении глагола.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Распределите слова в два столбика в соответствии с их спряжением. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.

 

Леч…т, кол…т, кле…т, (они) бор…тся, колыш…тся, вид…те, завис…т, беседу…т, негоду…т, (они) бре…т, куша…шь, зижд…шься, мечта…т, слыш…т, обид…шь.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Образуйте от данных глаголов форму 1-го лица единственного числа. Подчеркните глаголы, от которых нельзя образовать данную форму.

 

Вечереть, грести, лечь, победить, приходить, расти, смеркаться, убедить, трясти, замечать, дудеть.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Вставьте пропущенные буквы.

 

1) Команд…вать парадом буду я! 2) Здесь с ним обед…вал зимою Ленский, наш сосед. 3) Гоголь был уверен в своём праве проповед…вать нравственное исправление людей. 4) Такая резкая реакция на наше предложение обессмысл…ла дальнейшее сотрудничество. 5) Истина не там, где вы её ищ…те. 6) Если крикн…те погромче, вас услышат. 7)

 

Приблиз…тесь ко мне и послушайте, что я вам скажу. 8) Приляг…те отдохнуть, пока есть время до отъезда. 9) Спряч…тесь от дождя.

 

5. Поставьте глаголы в нужной форме и запишите их.

 

1) «Чего ты (хотеть) __________________ от меня?» -







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.