Здавалка
Главная | Обратная связь

Морфемика и словообразование



1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

1) Что изучает морфемика?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Перечислите все морфемы. Дайте им определение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Приведите примеры формообразующих аффиксов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Что изучает словообразование?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Охарактеризуйте морфологические и неморфологические способы словообразования?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Произведите морфемный разбор слов.

 

Совладелец, отрицательный, пресмыкаться, поплавок, забавлять, изредка, зверинец, альпинист, активно, заклеивать, медицина, горшок, возвращение, достаток, пение, возвестивший, отсвечивая, вначале, вверх, опускаясь.

 

 

3. Сделайте словообразовательный разбор слов.

Порывистый, путешествие, смолоду, запевать, известняк, приказ, наряд, древнерусский, безоблачный, белоствольный, небольшой, пригород, зелень, растерять, подмороженный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Приведите возможные приставочные образования от глаголов «класть», «положить», «лазить», «посадить», «сажать». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Составьте словообразовательную цепочку от слов.

 

Бешенство, сберегательный, сверхглубинный, нераздельный, переименовывать, оледенение, соломинка, по-солдатски, поголовно.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Из данного предложения выпишите слова, образованные разными способами. Определите их способ образования.

 

На набережной озабоченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на подмороженную землю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Проблема отцов и детей».

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Готовимся к ЕГЭ

 

1. В каком слове есть окончание –Е?

1) иначе 2) будущее 3) многоточие 4) побольше

 

2. В каком слове нет окончания?

1) вскачь 2) шёл 3) пиши 4) овощ

 

3. В каком слове нет суффикса?

1) беглец 2) хлебец 3) удалец 4) перец

 

4. В каком слове есть суффикс –Н-?

1) альпинист 2) беднеть 3) винить 4) активный

 

5. В каком слове есть суффикс –ЕВА-?

1) шпаклевать 2) издеваться 3) затмевать 4) запевать

 

6. В каком слове нет суффикса –ОК-?

1) жаворонок 2) горшок 3) колосок 4) достаток

 

7. В каком слове нет приставки ПРЕ-?

1) пресмыкаться 2) премудрость 3) преступник 4) преодолимый

 

8. В каком слове есть приставка ОТ-?

1) отправка 2) отрывистый 3) отразить 4) отрицательный

 

9. Какое слово неправильно разбито на морфемы?

1) подо-жд-а-в 2) не-по-движ-ен- 3) с-верк-а-вш-ий 4) из-мен-ений

 

10. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) управление 2) средство 3) приготовлю 4) издалека

 

11. Какое слово состоит из пяти морфем?

1) подготовка 2) поверил 3) подготовленный 4) удивился

 

12. В каком ряду во всех словах есть только формообразующие аффиксы?

1) окнами, беги, мети, красивее;

2) посмотрел, прочитай, красивее, окнами;

3) бежал, посмотрел, прочитай, давайте;

4) мети, красивее, посмотрел, окнами.

 

13. Какое слово состоит из приставки, корня и двух суффиксов?

1)последовательность 2) увереннее 3) притаившись 4) простительно

 

14. Укажите способ образования слова «расследование».

____________________________________________________________________________

 

15.Укажите способ образования выделенного слова в предложении.

 

Вечером вся семья собралась в ГОСТИНОЙ.

____________________________________________________________________________

 

16. Укажите способ образования выделенного слова в предложении.

 

Огонь весело переливался, ОТСВЕЧИВАЯ сквозь матовые льдины.

____________________________________________________________________________

 

17. Из предложения выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.

 

Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и смело тянула вверх, сквозь густой ореховый лес.

__________________________________________________________________________

 

18. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

 

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх.

____________________________________________________________________________

 

19. Из предложения выпишите слово, образованное способом перехода одной части речи в другую.

 

На набережной озабоченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на тёплый асфальт.

_________________________________________________________________________

 

20. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным (безаффиксным) способом.

 

Даже белоствольные берёзы кажутся мрачными, потускнела зелень ёлок, а огромные дубы сделались похожими на чудища, протянувшие во все стороны свои корявые лапы.

___________________________________________________________________________


Орфография

 

 

1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.

 

1) Что изучает орфография? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Перечислите корни с чередующимися гласными. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Напишите о правописании букв О, Е, Ё после шипящих в разных частях слова._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Как различаются по значению приставки ПРЕ-, ПРИ- ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Расскажите о правописании гласных И, Ы после приставок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вставьте пропущенные буквы, выделите корни в словах.

 

Скл…нение существительных, прид…раться по пустякам, вым…кнуть под д…ждём, газовая г…релка, р…шить ур…внение, почтенный возр…ст, прот…реть зерк…ло, отл…жить все д…ла, соб…рательный образ, неприк…сновенный запас, острый пл…вник,

предл…жить погулять, широкая р…внина, м…кать сухари в мол…ко, отр…сль промышленности, зар…внять участок, проск…чить во двор, серьёзные оп…сения.

 

 

3. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

 

Ч…рствый хлеб, тонкая беч…вка, частая реш…тка, ч…рный хлеб, спелый крыж…вник, тихий ш…рох, старый сундуч…к, озорной мальч…нка, холщ…вый мешок,плюш…вый мишка, камыш…вые зар…сли, бирж…вые новости, говорить общ…, посмотреть ещ… раз, свеж…, испеч…нный пирог, копч…ный лещ, знаменитый дириж…р, свежая сгущ…нка, иску…ный ретуш…р, клоун смеш…н, страш…н во гневе, ковш…м, гараж…м, камыш…м, сторож…м, шалаш…м, стриж…т, печ…шь, чуж…го, лучш…го.

 

 

4. Определите, есть ли непроизносимая согласная в слове, подберите проверочное слово.

 

Аген…ство ( ), здра…ствуйте ( ), блес…на ( ),

прес…ный ( ), вирус…ный ( ), воскрес…ный ( ),

ирлан…ский ( ), добросовес…ный ( ), небес…ный ( ), вкус…ный ( ), пристрас…ный ( ), опас…ный ( ), лес…ница ( ), звёз…ный ( ), завис…ливый ( ), сверс…ник ( ), чес…ный ( ), я…ственный ( ), лес…ный

( ), лес…ной ( ), кровенос…ный ( ), я…ства ( ), ровес…ник ( ), древес…ный ( ), гиган…ский ( ), ше…ствовать ( ), безмол…ствовать ( ), сер…це ( ), пас…бище ( ), блес…нуть ( ).

 

 

5. Вставьте пропущенные согласные там, где необходимо.

 

А…климатизация, ил…юстрация, гал…ерея, ак…умулятор, ат…естат, бал…юстрада, выпускной бал…, проходной бал…, артил…ерия, орфограм…а, пал…исадник, рас…а, ап…етит, ап…ликация, артил…ерия, ал…ея, ал…егория, сим…етрия, ан…отация, ак…уратный, хок…ей, эл…иксир, эф…ект, агрес…ия, мер…идиан, фил…ал, колон…а, колон…ка, оперет…а, ал…юминий, кол…ектив, дел…икатес, кил…ометр, дикус…ия, бел…етристика, мож…евельник, драм…а, жуж…ание, дис…ертация, им…итация, кол…оквиум, пер…он, парал…ель, кор…идор, трол…ейбус, бал…он, тер…итория, привил…егия, им…унитет, кристал…ьный, клас…ицизм.

 

6. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с при-, во вторую — с пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений, пр…дание, пр…ткновение, пр…чуды.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Влияние искусства на человека».

Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Готовимся к ЕГЭ

 

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) г…ворить, пром…кашка, пл…вцы

2) с…нева, ст…пендия, эл…ксир

3) вин…грет, ман…фест, ур…вень

4) исп…рения, уд…ляться, пос…ление

 

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) гард…роб, обл…гация, пл…стилин

2) алл…егория, прик…саясь, оз…ряет

3) в…да, р…скошный, обл…котиться

4) к…вычки, д…лина, ярм…рка

 

3. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) запл…тить, скр…пить, ст…снённый

2) пл…вник, подр…внять, зар…сли

3) проп…ганда, в…тчина, об…няние

4) од…леть, абс…лютный, к…лебаться

 

4. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) в…лосипед, пап…ротник, сков…рода

2) дог…рающий, выск…чка, пол…гается

3) б…снописец, ц…нтральный, увл…каться

4) гр…ндиозный, нач…нать, выб…рать

 

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) препод…вать, пол…гается, упр…щать

2) предст…влять, предназн…чение, дек…рация

3) д…роженька, ф…нтазия, л…боратория

4) пригл…шать, уг…сать, выр…сти

 

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) проб…раться, соед…нение, от…гощать

2) забл…стел, разв…вать ум, пр…оритет

3) прив…легированный, пост…лать, изв…нился

4) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно

 

7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) аб…туриент, герм…тичный, подст…лать

2) обв…вать ветром, ген…альный, сж…мание

3) сп…щить к поезду, д…ликатесный, обм…реть

4) акк…рдеонист, отр…слевой, н…веллист

 

8. Какое слово пишется без Ь?

1) гуаш…,

2) вскач…,

3) много встреч…,

4) отреж…те

 

9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) тол…ко, каприз…ничать, подсеч…

2) не проч… отдохнуть, пройдёш…ся, пустош…

3) назнач…те, вещ…мешок, паял…ник

4) сел…дь, подвинеш…ся, галдёж…

 

10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

1) об…ект, об…яснение, без…обидный

2) без…ядерный, под…езд, контр…аргумент

3) нераз…яснённый, кон…юнктивит, фельд…егерь

4) б…ющийся, пред…утренний, неот…емлемый

 

11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре…мерный, и…подтишка, не…говорчивый

2) пр…градить, пр…страстный, пр…следовать

3) не…правданный, п…становка, под…зрение

4) без…сходный, под…грать, по…грать

 

12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) нед…оценка, не…бстрелянный, з…ветриться

2) пр…ближённый, пр…дать вид, пр…ступить к делу

3) бе…душный, бе…крайний, не…держанный

4) под…тожить, дез…информация, до…сторический

 

13. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) этаж…м ниже,

2) маж…рный тон,

3) ч…тко обозначить,

4) извилистая реч…нка

 

14. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ноч…вка,

2) увлеч…нный,

3) прич…ска,

4) бельч…нок

 

15. В каком ряду во всех словах пропущена буква С?

1) бе…классовость, бе…перебойный, бе…вкусица

2) во…клицательный, во…паление, во…певать

3) и…вернуться, и…ключать, и…конный

4) ра…богатеть, ра…калённый, ра…борный

 

16. В каком ряду во всех словах пропущена буква З?

1) бе…ветренный, бе…брежность, бе…конечность

2) во…величивать, во…вышенность, во…кликнуть

3) и…балованный, и…биратель, и…винение

4) ра…бирать, ра…бивка, ра…каиваться

 

17. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) пр…бывание, пр…белый, пр…бавление

2) пр…взойти, пр…больно, пр…большой

3) пр…волье, пр…ворачивать, пр…валировать

4) пр…великий, пр…баутка, пр…бежать

 

18. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…рогатива, пр…образователь, пр…поручать

2) пр…манить, пр…мудрый, пр…мерять

3) пр…мечание, пр…мешать, пр…образовывать

4) пр…секать, пр…нимать, пр…нуждение

 

19. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…зывной, пр…касаться, пр…секать

2) пр…следование, пр…катывать, пр…клеить

3) пр…смыкаться, пр…старелый, пр…сыщение

4) пр…ковать, пр…следовать, пр…косновение

 

20. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) с…мпровизировать, суб…нспектор, без…мённый

2) без…гольный, пед…нститут, об…скивать

3) без…нтересный, без…скусный, супер…гра

4) сверх…импульсивный, дез…нформировать, по…грать








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.