Фонетика. Орфоэпия.
1.Ответьте на вопросы. В скобках укажите примеры.
1) Что изучает фонетика? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Сколько букв и сколько звуков в русском языке? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) В чём заключается особенность букв Е, Ё, Ю, Я? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Что изучает орфоэпия? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Что называется орфоэпической нормой? Какие орфоэпические нормы вам известны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите количество букв и звуков в указанных словах.
Поёт, юг, подъезд, паяльник, адъютант, позёмка, приют, компьютер, единство, шелохнуться, приложение, ионизация, кухонный, испечённый, договорённость. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Разделите слова на слоги.
Гардероб, интеллект, аттракцион, архаизм, майонез, пескарь, наедине, эвкалипт, симметрия, объект, оазис, христианин, двоюродный, украинский, бюрократия. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сколько раз в предложении «Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть-то можно, думал, что её (гармошку) беречь» встречается звук «ч»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Образуйте от приведённых глаголов формы полных страдательных причастий, поставьте в них ударения.
Завершить, нарушить, похвалить, загнуть, прополоть, заключить, удивить, поранить, натянуть, сотворить, услышать, изогнуть, разбудить, погрузить, согнуть, накормить, сокрушить, разогнуть, наготовить, допросить, заявить. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Расставьте ударение в словах.
Средства, свёкла, красивее, приговор, завидно, шофёр, яслей, баловать, договор, квартал, позвонит, сметливый, оптовый, начал, окон, закупорить, туфля, щавель, еретик, пригоршня, двоюродный, бармен, гнала, эксперт, кухонный, каталог, украинский, бензопровод, завсегдатай, облегчить, хвоя, диспансер, столяр, корысть, торты, ходатайство, ракушка, иначе, из аэропорта, принудить, догнала, цемент, мышление, километр, банты, жалюзи, начавший, красивее, кидаться, давнишний, безудержный, включит, обетованная (земля), танцовщица, приданое, языковые (способности), сироты, мастерски, запломбировать, заржаветь, заплесневеть, каучук, ломота, мизерный, нефтепровод, симметрия, асимметрия, согнутый, щекотно, цитадель, форзац, новорожденный, августовский, абрис.
7. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Самая большая ценность народа – его язык». Аргументируйте свою точку зрения двумя примерами из художественной литературы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовимся к ЕГЭ
1. В каких словах все согласные звуки звонкие? 1) берег; 2) сдобный; 3) снова; 4) взморье.
2. В каком слове все согласные звуки глухие? 1) вдруг; 2) сдобный; 3) качаться; 4) записать.
3. В каком слове нет звука Ы? 1) межинститутский; 2) к итогам; 3) цирк; 4) чисто.
4. В каком слове четыре звука? 1) шьёшь; 2) лён; 3) поют; 4) ядро.
5. В каком слове есть звук Д? 1) дело; 2) отбросил; 3) подкова; 4) семнадцать.
6. В каком слове нет согласного звука Й? 1) почтальон; 2) полёт; 3) поёт; 4) льётся.
7. В каком слове букв больше, чем звуков? 1) дальше; 2) янтарный; 3) съездит; 4) ежевика.
8. В каком слове звуков больше, чем букв? 1) относится; 2) гербарий; 3) шампиньон; 4) поедите.
9. В каком слове все согласные звуки твёрдые? 1) живёт; 2) жила; 3) щука; 4) час.
10. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) учишься; 2) жилище; 3) увидеться; 4) сияние.
11. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? 1) экзамен; 2) подвиг; 3) сквозняк; 4) смеяться.
12. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) просьба; 2) резьба; 3) гвоздь; 4) поиск.
13. Написание какого слова не расходится с произношением? 1) счёт; 2) ряд; 3) стать; 4) сдать.
14. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? 1. 1) началИсь; 2) цемЕнт; 3) Августовский; 4) Оптовый. 2. 1) обеспечЕние; 2) плЕсневеть; 3) откУпорить; 4) чЕрпать. 3. 1) мизЕрный; 2) катАлог; 3) звонИт; 4) бАнты. 4. 1) портЫ; 2) откупОрить; 3) кАучук; 4) тУфля.
15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? 1. 1) дОсуха; 2) набрАнный; 3) сОздала; 4) пробУждена. 2. 1) загнУтый; 2) дочистА; 3) сОзданы; 4) добЕла. 3. 1) средствА; 2) занялА; 3) отрОчество; 4) кОротка. 4. 1) прИговор; 2) значИмость; 3) зачерпнУтый; 4) чИста. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|