Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и показатели качества продукции



Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Качество продукции – это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировки, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).

Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Классификация показателей качества продукции представлена в табл.8.1.

Таблица 8.1.

Классификация показателей качества продукции

№№ Классификационный признак Наименование показателя
1. По способу выражения Натуральные (метры, километры); Относительные (проценты, коэффициенты, баллы, индексы); Стоимостные.
2. По характеризуемым свойствам Назначения; Надежности; Транспортабельности; Безопасности; Экономичности; Патентно-правовые; Технологические; Эргономические; Эстетические.
3. По стадии определения Прогнозируемые; Проектные; Нормативные; Фактические.

 

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.

Надежность – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек-изделие-среда использования».

К показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке. Патентно-правовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду.

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным (мощность, калорийность и др.). Комплексным называется показатель, характеризующий несколько ее свойств. Комплексные показатели подразделяются на групповые и обобщенные. Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей. Например, групповой показатель надежности (К) зависит от ряда единичных показателей а1, … ан.

К = f (а1, а2, а3, … ан). (8.1)

 

Обобщенный показатель характеризуется совокупностью всех оцениваемых свойств изделия. Например, технический уровень автомобиля, который зависит от ряда показателей, выбранных для его характеристики с учетом международной практики. Если каждый частный показатель представлен в виде соотношения фактического значения и нормативного (оптимального или наилучшего), то обобщающий показатель рассчитывается как среднеарифметическое (ТУ1), средневзвешенная величина (ТУ2).

н н ТУ1 = å К : н или ТУ2 = å (К : б), 1 1 (8.2)

где н – количество показателей;

б – значимость каждого показателя.

 

Комплексный показатель Пк характеризует несколько свойств изделий. Он определяется через весомость и значимость отдельных свойств:

н Пк = å Qi (Pi / Piб), I=1 (8.3)

где Qi – коэффициент, характеризующий значимость 1-го свойства изделия;

Pi и Piб – соответственно абсолютные показатели данного и базового изделия.

Комплексный показатель может быть исчислен как в стоимостном, так и в натуральном выражениях. Для его определения учитывают суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции за оптимальный срок ее службы (Р) и суммарные затраты потребителя на приобретение, эксплуатацию или потребление продукции в условиях конкретного рынка (С). В этом случае комплексный показатель превращается в интегральный Jп, выражающий стоимостную сторону качества изделия:

Jп = Р / С. (8.4)

 

Суммарные затраты включают затраты текущие (Зт) и единовременные (капитальные -- Зк), которые должны быть приведены к текущему времени t:

Зк = f (t) Ко, (8.5)

где f (t) Ко – характеризует долю капитальных затрат в зависимости от срока службы изделия. Чем больше срок службы, тем меньше абсолютное значение функции. Следовательно:

Jп = Р / f (t) Ко + Зт. (8.6)

 

Расчетный интегральный показатель в сравнении с базовым Jпб характеризует уровень улучшения качества изделия Ук:

Ук = Jп / Jпб * 100 – 100, %. (8.7)

 

По его величине можно судить о конкурентоспособности продукции. В качестве сравниваемых параметров необходимо принимать параметры, характеризующие потребительные свойства товара (его потребительную стоимость) и экономические свойства (стоимость).

Основными методами оценки уровня качества и конкурентоспособности промышленной продукции являются:

- дифференциальный;

- комплексный;

- смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей качества и экономических показателей продукции. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он не достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых значений. Относительные значения показателей Qк определяются, как:

Qк = Pi / Piб. (8.8)

 

Если базовыми значениями показателей являются значения, установленные нормативно-технической документацией, а также специальными условиями, заказами-нарядами, торговыми договорами, то Qк ³ 1. только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции можно признать удовлетворительным.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности продукции основан на применении комплексных (групповых, обобщающих и интегральных) показателей качества.

Смешанный метод предполагает совместное применение единичных и комплексных (интегральных) показателей. При этом методе часть показателей объединяются в группы и для каждой группы определяют соответствующий комплексный (групповой) показатель. На основе получаемой совокупности комплексных и единичных показателей оценивается уровень конкурентоспособности продукции дифференциальным методом. В результате сравнения с базовым образцом дается одно из следующих заключений: продукция обладает высокой (или достаточно высокой), недостаточной конкурентоспособностью или продукция неконкурентоспособна. Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с продукцией ведущих конкурентов и предложения о мерах, которые должны быть приняты для повышения ее конкурентоспособности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.