Правовая охрана товарного знака на международном уровне
Товарный знак – один из видов промышленной собственности, закрепленных Парижской конвенцией 1883 г. В сочетании с коммерческой рекламой он представляет собой важное средство конкуренции. Помимо указанной конвенции, охрана прав на товарный знак предусматривает: - Мадридской конвенцией о международной регистрации товарных знаков (1891 г.); - Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 г.); - Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения (1966 г.); - Венским соглашением об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков (1973 г.); - Договором о регистрации товарных знаков, заключенным на Венской дипломатической конференции (1973 г.); - Найробским договором об охране олимпийского символа (1981 г.). В ряде стран право на товарный знак приобретается в силу приоритета регистрации, в других – приоритета использования. Правовая охрана товарного знака может быть обеспечена как внутри государства, так и в зарубежных странах. В соответствии с существующими международными правилами фирмы, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность на внешнем рынке, должны зарегистрировать свои товарные знаки во всех странах, где они такую деятельность проводят. Правовая защита товарных знаков обеспечивается более чем в 160 странах, причем более чем в 90 странах существует законодательная база, определяющая возможности регистрации и использования товарных знаков. В сентябре 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», вступивший в действие в октябре 1992 г., в Республике Беларусь этот закон принят в 1993 г. Для обеспечения охраны товарного знака в большинстве стран достаточно его зарегистрировать в соответствующих государственных учреждениях. В некоторых странах (например, в Великобритании) для регистрации товарного знака необходимо, используя его, осуществить несколько продаж. Каждая фирма заинтересована в регистрации своего товарного знака. Во-первых, цена товаров, имеющих товарный знак, на 10 — 40 % выше по сравнению с ценой аналогичных товаров, не имеющих такого знака, во-вторых, владелец товарного знака может разрешить его использование другим фирмам и получить за это значительную сумму денег. Так, товарный знак «Coco-cola» оценен в 3 млрд. долл. США. Стремление зарегистрировать товарный знак обусловлено и чисто экономическими доводами: марочные (фирменные) товары обычно ценятся на 15-25% выше, чем немарочные. Регистрация товарных знаков необходима не только для борьбы с конкурентами, рекламы товаров и ознакомления с ними коммерческих структур и покупателей, но и для возможности продажи лицензий на товарные знаки. В силу указанного товарный знак имеет большое экономическое значение и становится как бы автономным ценным объектом собственности, стоимость которого у крупных компаний исчисляется миллионами и даже миллиардами долларов. Соединившись с хорошо рекламируемым товаром и обретя юридическую силу после своей регистрации, он становится стимулом повышения качества. В странах СНГ товарные знаки до последнего времени практически отсутствовали. В прошлом они создавались в небольших количествах для развития внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем по мере перехода к цивилизованному внутреннему рынку и развития на нем конкурентных отношений потребность в марочных товарах будет возрастать, что потребует расширения применения товарных знаков и значительной активизации всей работы, связанной с их конструированием, использованием и правовой защитой. В Беларуси на долю изобразительных знаков приходится около 70 % всех регистрируемых отечественных знаков. Нарушение исключительных прав владельца на использование товарного знака предполагает введение экономических санкций, пиратство предусматривает уголовную ответственность. Проблемы поддержания правовой защиты товарного знака связаны: 1. с утратой статуса товарного знака из-за превращения марочного названия в общеупотребительное слово. Названия многих товаров являлись в прошлом товарными знаками: термос (1914 г.), холодильник (1922 г.), бикини (1947 г.), клаксон (1914 г.); 2. развитием пиратства. Для его пресечения применяют различные меры – технологии высокого уровня (голограммы, магнитные ярлыки, ярлыки с микрочипами); стратегии «ограничений»; выплату вознаграждений об информировании о пиратском ввозе продукции; 3. с использованием в сети Интернет названий сайтов однотипных по звучанию и написанию с названиями многих известных предприятий (использование доменных имен).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|