Правовая охрана товарного знака на национальном уровне
Правовая защита товарных знаков обеспечивается и в Республике Беларусь. В Республике Беларусь 5 февраля 1993 г. был принят Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» (ред.07.05.2007 г.), который основан на общих с ними принципах, основным из которых является исключительное право владельца товарного знака на его использование, а также право запрещать использование зарегистрированного товарного знака другим лицам. Определены также правила регистрации и использования товарных знаков и осуществляется необходимый контроль за их выполнением. Ведущая роль в этом принадлежит государственному патентному комитету республики. Право на товарный знак охраняется государством и удостоверяется свидетельством. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки. Для продления срока подается повторная заявка. С принятием закона в Республике Беларусь создана нормативная основа, связанная с товарными и иными знаками, обслуживающими товары на рынке. Закон нормативно регулирует весь комплекс вопросов, связанных с регистрацией товарного знака, его использованием, передачей, правовой охраной и защитой прав владельца такого знака. В законе отражен международный опыт и учтены важнейшие положения международных актов, относящихся к товарным знакам, промышленной и интеллектуальной собственности. Основные положения Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» состоят в следующем: - товарный знак – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от аналогов других юридических или физических лиц; - товарному знаку на территории Республики Беларусь предоставляется правовая охрана на основе его регистрации в законодательном порядке или в силу международных договоров Республики Беларусь; - владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им; - на зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака, - исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве; - регистрация товарного знака осуществляется Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины; - приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, удовлетворяющей требованиям; - регистрация, товарного знака действует в течение десяти лет; срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца каждый раз на десять лет; - товарный знак хозяйственных субъектов Республики Беларусь может быть зарегистрирован в зарубежных странах или может быть произведена его международная регистрация через Патентное ведомство; - товарный знак может быть коллективным, т.е. является собственностью союза, ассоциации, иного добровольного объединения предприятий для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам; - использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован; - использованием может быть также признано применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках и прочее при наличии уважительной причины неприменения товарного знака на товарах и (или) на упаковке; - действие товарного знака может быть прекращено на основании решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица, в связи с использованием товарного знака неправильно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления; - товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован; - право на использование товарного знака его владелец может предоставить другому юридическому или физическому лицу по лицензионному договору или договору об уступке; - в лицензионном договоре должно быть обязательно указано, что качество товара лицензиата будет не ниже, чем товара лицензиара, и последний будет осуществлять контроль; - договор об уступке товарного знака и лицензионный договор недействительны без регистрации в Патентном ведомстве. Законодательно введено исключительное право на применение товарного знака владельцем, который может запрещать его использование другими лицами. Если же кто-то то ли в рекламных, то ли в других целях применял чужой товарный знак, на который выдано свидетельство, он является нарушителем закона и привлекается к ответственности путем применения к нему определенных санкций: - компенсация ущерба в полном объеме (возможно в размере прибыли, полученной нарушителем, или упущенной возможности владельца); - публикация за счет нарушителя о решении суда для восстановления репутации владельца знака; - уничтожение незаконной маркировки и т.д. Незаконное использование чужого товарного знака должно быть прекращено. Право на товарный знак может быть приостановлено досрочно. Например, если зарегистрированный товарный знак не используется в течение пяти лет. В условиях рынка такие действия, — а это не что иное как элемент недобросовестной конкуренции, — нередки. Однако следует также помнить, что, являясь «сопровождением» товара, товарный знак и сам может быть товаром. Лицо или фирма — владелец знака имеют право не только сами пользоваться им, но и продать это право третьим лицам. Но в отличие от случая незаконного использования чужого знака продажа права на пользование товарным знаком на основе заключенного лицензионного договора имеет законный, а потому охраняемый порядок. Товарный знак — один из наиболее ценных объектов собственности. Необходимо учитывать, что в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не регистрируются также обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений: - не имеющих признаков различия; - представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы: официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и проблемные клейма, печати; награды и другие их отличия; - вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида; - являющихся общепринятыми символами и терминами; - указывающих на вид, качество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства и сбыта. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это дается согласие соответствующего компетентного органа или их владельца. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные, сходные до их смешения: - с товарными знаками ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию на имя другого лица в отношении однородных товаров; - с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основании международных соглашений; - с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступлении заявки на товарный знак в отношении однородных товаров; - с наименованиями мест прохождения товаров, охраняемыми в Республике, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на использование такого наименования. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие: - промышленные образцы, права на которые принадлежат в стране другим лицам; - название известных в стране произведений науки, литературы и искусства или цитаты из произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права и соответствующего компетентного органа: - фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников или соответствующего компетентного органа.
К разработке и использованию товарного знака каждая фирма должна подходить обоснованно, учитывать все факторы, которые позволяют использовать товарный знак, наиболее полно отвечающий интересам фирмы и одновременно не вызывающий претензий со стороны других владельцев подобных товарных знаков. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|