Виды розничной торговой сети.
Рациональное построение розничной торговой сети должно осуществляться с учетом климатических, демографических, экономических и социальных особенностей. В связи с этим торговая сеть включает предприятия, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и другими признаками. Важнейшим признаком классификации предприятий розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную и электронную. Стационарная торговая сеть включает магазины, через которые реализуется до 80—85 % товаров народного потребления. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий. Преимущества стационарной торговой сети: обеспечение более широкого ассортимента товаров; применение прогрессивных форм продажи и дополнительного обслуживания покупателей; обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей; создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров; расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово-технологических процессов; обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли. Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения. Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничную (палатки, ларьки, киоски, павильоны) и торговые автоматы. Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю. Преимущества полустационарной сети: обладает большой подвижностью, возможностью быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не требуется больших затрат. В полустационарная торговая сеть насчитывает около 6 тыс.предприятий, что составляет примерно 2 % общего количества предприятий торговли. К недостаткам полустационарной сети следует отнести: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов, высокую трудоемкость торгово-технологического процесса. В торговой практике различают два вида полустационарной сети: замещающую и дополняющую сеть магазинов. Необходимость сети первого вида вызывается прежде всего недостатком стационарной торговой сети, что характерно для новых жилых районов. Второй вид сети может применяться для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к покупателям. В состав полустационарной торговой сети включают автоматы. Эта форма не получила существенного развития в нашей стране, хотя преимущества ее очевидны. Преимущества торговли через автоматы — значительное ускорение процесса продажи товаров, сокращение расходов на содержание обслуживающего персонала, неограниченное время работы. Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разносную. Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины. Разносная торговля применяется для обслуживания в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров. Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами, так и отдельными предприятиями розничной торговли (универмагами, книжными магазинами). Через посылочную торговлю, как правило, осуществляется продажа товаров достаточного ассортимента. Электронная торговля происходит в форме коммерческих сделок, основанных на производстве и передаче электронных данных (текст, звук, изображение) с помощью сети Internet. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|