Здавалка
Главная | Обратная связь

Специализация и типизация торговых объектов



Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.

Специализация — это форма разделения труда между торго­выми объектами по розничной продаже отдельных групп това­ров для наиболее полного удовлетворения спроса населения. Специализация розничной торговой сети может осущес­твляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплек­сности спроса. При специализации по товарно-отраслевому признакуде­ятельность магазинов ограничивается продажей товаров опре­деленных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило,осуществляется по следующим товарным отраслям:

I) предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности. Сюда входятткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;

2) предметы культурно-бытового назначения (писчебумажные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);

3) предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);

4)предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.);

5)прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По степени специализации магазины подразделяются на:

узкоспециализированные— реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);

специализированные— осуществляют продажу товаров од­ной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские това­ры);

комбинированные— имеют в ассортименте товары несколь­ких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (га­лантерея-парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты);

универсальные— торгуют несколькими товарными группа­ми (Дом торговли, универмаг).

Неспециализированные магазины реализуют различные груп­пы продовольственных или непродовольственных товаров, так­же не образующих специализированных секций (магазины "Про­дукты", "Промтовары").

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культур­но-бытового назначения), имеющие в пределах товарной груп­пы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, тре­буют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации по комплексности спросаассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским ком­плексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в тор­говой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нуж­ных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

На уровень специализации влияет ряд факторов:

характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос);

степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);

размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);

местные условия развития товарооборота;

размеры помещений магазина;

численность населения городов.

Типизация — это процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и размера торговой площади. Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются пред­приятия торговли, наиболее успешно работающие с экономичес­кой точки зрения и имеющие достаточно высокий уровень куль­туры. Отобранные предприятия служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достиже­ний торговой и строительной техники, науки, наиболее эффек­тивных форм продажи товаров, устройства и планировки торго­вых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип торгового предприятия определяют следующие основ­ные признаки:

ассортиментный профиль магазина;

мощность предприятия, выраженная в размерах торговых и подсобных площадей;

формы и методы торгового обслуживания;

район деятельности магазина.

Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определении кон­кретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимос­ти от этого магазины бывают универсальными, специализиро­ванными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению торговой пло­щади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товар­ного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Напри­мер, типоразмеры универсамов — 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации мага­зина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

Типизация форм продажи заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определен­ных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образ­цам и т.п.). В настоящее время разработаны конкретные реко­мендации по применению тех или иных форм продажи при реа­лизации определенных групп товаров.

Район деятельности магазина определяется с учетом часто­ты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований по­купателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

магазины, реализующие товары первой необходимости час­того спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещае­мые в жилой зоне;

магазины, реализующие товары сложного ассортимента, пери­одического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Все типы магазинов делятся на основные и дополнительные. Основные типы, магазинов предназначены в основном для нового строительства в районах новой жилой застройки и частич­но при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади. Дополнительные типы магазинов используются преиму­щественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номен­клатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным ор­ганизациям, местным органам власти выбрать наиболее опти­мальный вариант с учетом многих факторов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.