Тема 5. Распределительная логистика
Распределительная логистика представляет систему, в которой одни подразделения определяют необходимый объем продукции для бесперебойной работы предприятия – снабжение, другие – занимаются распределением продукции – сбыт, третьи – осуществляют продвижение продукции от поставщиков к потребителям, четвертые – собирают информацию о поставщиках, потребителях, продукции, транспорте и т.д. Логистическая стратегия с учетом всех этих условий стремится организовать свободное распределение и обмен продукции таким образом, чтобы обеспечить оптимизацию спроса и предложения при определенной цене на товары и услуги. Для выполнения указанных условий в логистической системе создаются два потока: 1) физический поток товаров между производителями и потребителями; 2) коммуникационный (информационный) поток, который должен предшествовать обмену, сопровождать его и следовать за ним. Первый поток, как указывают экономисты, создает три типа полезности: полезность состояния (упаковка), пространственная полезность (оптимальная транспортировка) и временная полезность (накопление продукции и получение ее в любое время). Во втором потоке (см. рис. 2.9) можно выделить семь потоков (1,2,3... и т.д.). Для того чтобы достичь пропорциональности между спросом и предложением, необходимо не только организовать физический и коммуникационные потоки, но и изучать и прогнозировать спрос, совершенствовать взаимоотношения между предприятиями и фирмами. Кроме спроса и предложения, важным элементом является сбытовая сеть (см. рис. 2.9). Сбытовая сеть – это структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг различным потребностям. Сбытовой канал выполняет определенный набор функций. К функциям распределения, как правило, относят: ü концентрацию или распределение товаров; ü размещение товаров, сортировку и накопление; ü переход владения товаров от покупателя к продавцу; ü сохранность и защиту товаров, находящихся на хранении; ü ведение переговоров и сделок между продавцами и покупателями; ü передачу права собственности на товар от продавца к покупателю. В процессе распределения обычно функции подразделяются: 1) коммерческое, начальное распределение, т.е. функции, которые содействуют покупке и продаже, осуществлению передач прав собственности и владения; 2) физическое распределение, т.е. функции хранения, сохранности и транспортировки товара. Структура канала сбыта: 1) обычная вертикальная структура (прямой и непрямой каналы); 2) координированная вертикальная структура: интегрированная, когда контролирует один изготовитель; договорная, когда контроль осуществляют несколько фирм; контролируемая, когда контроль осуществляется по всей цепочке (производитель – оптовик – розничный торговец). Структура каналов распределения (число вертикальных посредников), их масштаб (число торговых точек) и стабильность зависят от экономических факторов. Экономические факторы представляют каждый этап в канале распределения, поэтому для достижения экономии необходимо определять оптимальное количество этапов для получения продукции. Одним из направлений достижения экономии является сокращение числа сделок. Упрощенные схемы (рис 2.10) показывают, как можно достичь экономии за счет сокращения числа торговых сделок. Стабильность канала распределения достигается при условии выполнения всех функций на удовлетворение как производителя товаров, так и их покупателя. В логистической системе можно выделить несколько каналов распределения продукции: 1. Независимые оптовые посредники. Посредники этого типа приобретают товары за свой счет, а следовательно, принимают на себя всю сложность, весь риск, конъюнктуру рынка, порчу, моральное старение и т.д. Они хранят товары, сокращая тем самым запасы поставщиков и потребителей; осуществляют транспортировку, рекламу, оказывают консультационно-информационные услуги. 2. Сбытовые организации промышленныхкомпаний. Эти компании могут быть двух видов: оптовые базы и оптовые конторы. Деятельность оптовых баз в целом аналогична функциям независимых оптовых фирм, с той лишь разницей, что они заняты сбытом продукции своей промышленной фирмы. Оптовые конторы физических операций с товаром не производят, часто не имеют его в наличии (торговля по образцам). Их задача – установление контрактов со спонсором, перевозка, сбор заказов, их размещение, организация транзитной поставки товаров со складов фирмы. В этом отношении деятельность оптовых контор аналогична с функциями агентов и брокеров. 3. Агенты, товарные брокеры, комиссионеры и другие посредники,которые не приобретают права собственности на товар, поэтому не несут потери в связи с их обесцениванием, порчей и т.д. Они выступают в роли посредников между покупателем и продавцом, получая комиссионные в форме процентов от объема продаж, совершенных при их содействии. Брокеры – наиболее подвижные типы торгового посредника. Они не вступают в длительные договорные отношения с покупателями и продавцами, обсуживают акт купли-продажи, на временной основе выполняя роль посредника, главная задача которого заключается в осуществлении контакта между продавцом и покупателем. Конечным продуктом брокера является информация, которую он предоставляет покупателям в соответствии с их требованиями на основе имеющихся предложений. Брокер детально знает рынок, на котором специализируется, имеет широкие деловые связи, быстро выполняет отдельные поручения. При свершении сделки он получает комиссионные от той стороны, которая его наняла. Брокерские фирмы, как правило, небольшие по численности (иногда – всего 1 человек). Существуют и крупные фирмы, имеющие несколько сотен агентов, действующих в разных регионах страны. Некоторые брокеры имеют фрэнчайзное соглашение с крупными фирмами по продаже недвижимости. Это дает им возможность использовать торговый знак фирмы, а также служебное помещение. Сфера действия брокеров – в основном, рынок сезонных товаров, продажа недвижимости и стройматериалов, металлопродукции, текстиля, но они активны также на рынке подержанного оборудования. Здесь их услуги особенно важны в тех случаях, когда ликвидируются большие части целых заводов. Оптовые агенты связаны с поставщиками длительными отношениями и выполняют функции, близкие по содержанию функциям торговых агентов фирмы-производителя. Они ведут операции путем продажи за счет и от имени поручителя, причем могут обслуживать таким образом несколько фирм-производителей, выпускающих неконкурирующие товары. Географически они могут обслуживать небольшой регион или несколько штатов. Услугами оптовых агентов пользуются крупные фирмы в том случае, если потенциал продаж в данном районе низок. Промышленные средние и мелкие фирмы обращаются к такого рода посредникам в том случае, когда объем их продаж недостаточно высок в данном регионе, и поэтому держать собственного торгового агента здесь невыгодно. Небольшие промышленные фирмы часто предоставляют агенту права сбыта всей продукции в любом регионе. При этом агенты получают права при ведении переговоров. На рынке средств производства оптовые агенты реализуют: машины, оборудование, электротовары и другую продукцию. Благодаря детальному знанию отрасли и ее продукции, налаженным контрактам оптовые агенты добиваются высоких результатов. Оплата их труда на комиссионной основе делает выгодным их услуги для фирм-производителей. Главная задача оптовых агентов – обеспечение актов купли-продажи, предоставление информации о спросе и предложении заинтересованных сторон. Сам акт не влияет на установление окончательной цены товара. Из вышесказанного видно, что его функции во многом сходны с функциями брокеров. Разница заключается в том, что агент в отличие от брокера устанавливает связи с клиентами, в большей степени оперирует на рынке средств производства и иногда берет на себя функции складирования и осуществляет доставку. Кроме того, оптовые агенты с налаженными контактами с основными потребителями часто успешно реализует новые виды продукции. Оказывая услуги по развитию рынков новых товаров, эти посредники берут высокие комиссионные – 10-15% от объема продаж (в то время, как заказчик за обычную продукцию – около 4%). Укоренившаяся на рынке товаров фирма-производитель может передать товар на реализацию своим торговым агентам, без риска экономя на издержках обращения. Комиссионеры обычно имеют в наличии реализуемые товары, продают их от своего имени, но за счет владельца. Комиссионер располагает конторой, складами для приемки, хранения, обработки и продажи товаров; под свою ответственность кредитует покупателей, предоставляет различные дополнительные услуги: рыночную информацию, помощь в транспортировке, контроль за качеством сырья. В процессе распределения важными функциями являются физическое распределение заказов и контроль за поступлением продукции. Доля этой функции в издержках материально-технического обеспечения значительно меньше, чем доля на транспорт и запасы. Тем не менее, значимость этой функции определяется тем фактором, что именно она обеспечивает продвижение продукции по каналам распределения. Обработка заказа является синтетической управленческой функцией, присущей как процессу управления физическим распределением, так и процессу управления обеспечением материалами; имеет смысл рассмотреть реализацию данной функции как в одной, так и в другой сфере. Товаропроизводители сталкиваются, в основном, с двумя подвидами рынка: во-первых, конечные потребители продукции; во-вторых, посредники, которые предоставляют продукцию конечным потребителям. Конечные потребители, как правило, стремятся к получению продукции небольшими партиями с высокой степенью ее готовности. Посредники же чаще ведут закупки большими партиями. На практике физическое распределение фирмы использует и первый, и второй пути реализации продукции. При этом можно выделить три основных вида отгрузки потребителю: 1) прямые из заводских запасов; 2) прямые отгрузки с производственной линии; 3) отгрузки через складскую систему. Выбор тактики отгрузки зависит от объема реализуемой продукции. Если партия достаточно большого размера, то ее отгружают непосредственно из заводских запасов или с производственной линии. Снабжение сырьем осуществляют, как правило, прямыми крупнообъемными поставками. Исключения составляют производства, потребляющие небольшие объемы сырья. В обрабатывающей промышленности предпочтенье, где только возможно, отдается прямым поставкам. Однако, если готовая продукция обычно отгружается потребителю небольшими партиями, то распределение более эффективно осуществляется через складскую сеть. Если отгрузки конкретному потребителю меньше оптимальных для прямых поставок, то применяется система снабжения через склады. Это позволяет снизить издержки по распределению и улучшить обслуживание. Такие склады, как правило, оказывают ряд услуг потребителю. По сути дела они превращаются в распределительные центры, аккумулирующие запасы и обеспечивающие определенный уровень обслуживания потребителей. Но продвижение продукции в каналах распределения не всегда заканчивается в момент ее получения потребителем. Часть продукции может быть возвращена обратно по разным причинам; например, повреждения продукции вследствие плохой транспортировки, неправильной маркировки, неправильного метода распределения (нарушение температурного режима и пр.) или вследствие предоставления потребителю права возврата продукции в соответствии с изменением потребности в ней. В любом случае функциями физического распределения являются прием и размещение возвратной продукции, а также отправка ее не доработку. Масштабы возвратного процесса и его эффективность зависят от вида распределяемой продукции и каналов распределения. Наладить возврат промышленных товаров по прямым и коротким каналам легче, чем через сложные каналы распределения. Основным этапом в возврате продукции является ее размещение на складах производителя. Возврат может осуществляться непосредственно со складов, принадлежащих компании (когда дефект выявлен до отгрузки) или с первичных складов распределителей, контролируемых компанией. В таком случае размещение возвратной продукции является для управляющих распределением, или просто перемещением с одного склада на другой, или перемещением в рамках одного склада. Процесс возврата в случае доставки и размещения продукции со складов посредников сложнее. Самый дорогостоящий процесс возврата – тот случай, когда продукция уже находится у потребителя. Эффективная реализация функции размещения заказа непосредственно влияет на эффективность всего процесса логистики. На заказ составляется спецификация. Определяются виды продукции и ее количество, а также возможные способы доставки. Это документ, который открывает движение товара по каналам распределения. Контроль выполнения заказа позволяет иметь информацию об объеме продукции, поставленной и складируемой во всей системе логистики в любое время. Проблемы, связанные с идентификацией влияния политики в сфере распределения на систему компании в целом, очень сложны. Известно, что логистика оказывает существенное воздействие на большинство традиционных организационных функций компании с точки зрения затрат. Обычная система учета не способствует идентификации таких воздействий в масштабе компании в целом: часто она включает затраты, связанные с логистикой, в другие элементы затрат. Затраты на обработку заказов, например, часто входят в затраты других функциональных областей предпринимательства, и представляется довольно сложным объединить их вместе. Поэтому понимание сложившейся ситуации – необходимая предпосылка для улучшения ее в будущем. Это относится к управлению логистикой и распределением. Сложность и разнохарактерность логистики в этой ситуации в рамках фирмы часто скрывают истинное положение дел. Например, реальные затраты на обработку заказа могут быть неизвестны, потому что они разнесены по нескольким функциям. Может быть так, что одни компоненты затрат, например, затраты, связанные с поступлением и подборкой заказа, известны, а другие затраты, например, проверка кредита и оформление счетов-фактур, – неизвестны. Эти затраты могут быть известны в совокупности, но не по типу потребителя или по каналу маркетинга. Для принятия решений по обработке заказа необходимо разработать процедуру получения своевременной информации относительно текущего положения дел в логистической системе. Эта процедура может называться «Контроль за распределением». Она применяется для проверки счетов компании. На самом деле это систематический и регулярный анализ эффективности распределения затрат, использования ресурсов и результатов обслуживания. Он должен проводиться регулярно и систематически с тем, чтобы иметь показатели тенденций и обеспечить гарантию извлечения максимума информации из имеющихся данных. Задача контроля за распределением может рассматриваться как преобразование данных в информацию. Для выполнения этой задачи необходимо создать соответствующую базу данных и разработать процедуры для извлечения нужной информации. Можно отметить две причины установления такого контроля: Первая причина учитывает факторы как внутреннего окружения (номенклатура продукции, конфигурация системы процедуры и т.д.), так и внешнего (требования потребителя, политика обслуживания, применяемая конкурентами, государственные законодательства и т.д.). Вторая причина – оказание помощи в поиске мер повышения производительности логистической системы. Производительность можно определить как отношение вывода системы к вводу в нее. Для логистики выводом служит осуществление обслуживания потребителя, а вводом – номенклатура элементов логистики (например, запасы, хранение и погрузка, разгрузка, транспортировка, обработка заказа и т.д. Повышение производительности требует, во-первых, понимания нынешней ситуации и, во-вторых, идентификации возможностей для улучшения этой ситуации. Контроль состоит в управлении выводом и вводом с учетом заранее определенных стандартов функционирования и в идентификации корректирующих мер там, где это необходимо. В идеальном случае контроль распределения следует считать непрерывным мероприятием, однако контроль общей системы распределения – мероприятие, требующее больших затрат времени и денежных средств. В связи с этим следует различать повседневный и стратегический контроль системы. Стратегический контроль системы проводится, например, в следующих ситуациях: ü когда компания реализует существенные изменения в своей стратегии маркетинга (например, переход к продажам непосредственно конечным пользователям от продаж через посредников); ü когда компания существенно меняет направление в предпринимательстве; ü когда появляется новый ассортимент изделий или новые крупные потребители или когда прекращается производство старой продукции или теряются крупные потребители; ü когда существенно меняется географическая структура отгрузок компании; ü когда со времени последней стратегической оценки прошло пять лет. Наряду со стратегическим контролем распределения производится тактический контроль, цель которого, как видно из названия, главным образом управлять отклонениями от плана и оповещать руководство о необходимости принятия коррективных мер. Основные требования проведения тактического контроля распределения следующие: набор стандартов; своевременная информация о затратах; существование базы данных. Эти требования реализуются посредством программы управления и анализа. С внедрением компьютеризованных методов управления потребность в упрощении процедур контроля стала более острой, особенно в связи с экспоненциальным ростом объема имеющейся информации. На уровне макрологистики задачами распределения являются: 1) выбор схемы распределения материального потока; 2) размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов. 1. Материальный поток исходит (рис. 6): ü из источника сырья (1); ü из производства (2); ü из распределительного центра (3); ü поступает: ü на производство (4); ü в распределительный центр (5); ü к конечному потребителю (6). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|