Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. Производственная логистика



Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем (ВПЛС); к ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовую базу, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и т.д.

ВПЛС можно рассматривать на макро- и микро-уровне. ВПЛС на макроуровне задают ритм всей логистической системе, определяют способность ее адаптации к окружающей среде путем изменения качественных и количественных критериев выходного потока (количество и ассортимент продукции). Гибкость ВПЛС проявляется через качественные и количественные параметры (рис. 3.3.).

Рис.3. Гибкость ВПЛС

На микроуровне ВПЛС представляет собой ряд подсистем, обеспечивающих вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. К ним относятся закупка, склады, запасы, транспорт, информация, обслуживание производства и кадры, сбыт.

Принципы производственной логистики:

­ отказ от избыточных запасов;

­ отказ от изготовления серий изделий, на которых нет заказа покупателей;

­ устранение простоев оборудования;

­ обязательное устранение брака;

­ устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

­ превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

Управление материальными потоками в рамках ВПЛС может осуществляться различными способами; наиболее существенные:

  1. «Толкающая» система – предметы труда, поступающие на производственный участок, им не заказаны, а поступают согласно команде из центральной системы управления производством (рис. 4).

 
 

- материальный поток

- информационный поток

Рис. 4. Схема «толкающей» системы

«Толкающие» системы способны увязать сложный производственный процесс в единое целое. Однако их возможности определяются количеством факторов, влияющих на производственную ситуацию. Чем их больше, тем совершеннее должна быть система управления.

«Толкающие» системы характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим:

· обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;

· в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия;

· составлять прогнозы.

2. «Тянущая» система – система организации производства, где предметы труда подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, а ставит задачу лишь перед конечным звеном технологической цепи (рис. 5).


где - материальный поток

- информационный поток

Рис. 5. Схема «тянущей» системы

Характерные черты «тянущей» и «толкающей» систем даны в табл. 3.1.

К «тянущим» производственным системам относится система «Канбан», позволяющая значительно снизить производственные запасы (в расчете на 1 выпускаемый автомобиль запасы деталей у фирмы Тойота составляют 77 долл., на автомобильных фирмах США – 500 долл.). Перемещение деталей (изделий) по системе «Канбан» запрещается без сопроводительной карточки. Различают два вида карточек: 1) карточка отбора, где указаны вид и количество изделий, поступающих в предыдущего участка; 2) карточка заказа, где предусмотрены те же параметры продукции.

Основные правила системы «Канбан»:

1) производство продукции в больших количествах, чем указано в карточках, запрещается;

2) различные детали должны изготавливаться в той последовательности, в какой подавались карточки;

3) бракованная продукция не должна поступать на последующие участки.

Необходимые условия для внедрения системы «Канбан»:

· сбалансированность производства;

· сокращение времени переналадки оборудования;

· автономный контроль качества продукции на рабочих местах.

Таблица 1. Сравнение «тянущей» и «толкающей» производственных систем.

Элементы процесса производства Системы
«тянущая» «толкающая»
Производствен­ные партии Малые Крупные
Наличие складирования убыточно увеличивает гибкость
Направление планирования От последней стадии От первой стадии
Информационные расходы Низкие Высокие
Пополнение запасов Частое Редкое
Оперативный контроль Децентрализован Централизован

MRP (планирование потребности в материалах)

Идея концепции «планирования потребностей в материалах»– сначала определяется, сколько и в какие сроки необходимо произвести ГП. Затем определяется время и необходимые количества МР для выполнения производственного расписания. Концепции «планирования потребностей/ресурсов» реализуют толкающие системы. Основная цельконцепции – обеспечение потока плановых количеств МР и запасов продукции на горизонте планирования.

Необходимые условия реализации концепции «планирование потребностей/ресурсов»: использование эффективных математических методов прогнозирования, планирования, организации производственных процессов; наличие средств вычислительной техники, позволяющей автоматизировать решение оптимизационных задач, планирование и управление производством, оперативное управление технологическими процессами.

При выборе метода организации управления МП необходимо выяснить, с каким видом спроса имеет дело организация: зависимым или независимым. Если общий спрос формируется большим количеством отдельных покупателей, каждый из которых независимо от других нуждается в каком-то товаре, то имеет место независимый спрос. Если же, например, производитель использует ряд компонентов для изготовления продукта, то спрос на каждый из этих компонентов связан друг с другом и зависит от производственного плана изготовления конечного продукта. В этом случае имеет место зависимый спрос.

При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в материалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку.

Преимущества MRP

· MRP оперирует данными не о прошлом потреблении, а о будущих потребностях.

· Снижение объема запасов, т.е. экономия финансов, площадей, персонала и т.д.

· Повышение скорости оборачиваемости запасов.

· Отсутствие задержек, вызванных нехваткой материалов.

· Уменьшение количества срочных заказов.

· Возможность использования данных MRP для планирования других логистических видов деятельности как на предприятии, так и в цепи поставок.

Проблемы MRP

· Требуется большой объем подробной и точной информации и необходимых вычислений.

· Низкая гибкость не позволяет оперативно реагировать на внешние изменения.

· Наличие очень сложных систем управления большой размерности и загруженности, что может повлечь значительное число сбоев в системе.

· Размер заказов, предлагаемый MRP, может быть неэффективен.

· MRP может не учитывать ограничений по мощности и другим параметрам.

· Дорогостоящее и долговременное внедрение.

Одним из масштабных расширений MRP является планирование производственных ресурсов(manufacturing resource planning) или MRPII,предусматривающее планирование всех других производственных ресурсов: сотрудников, оборудование, сооружений, финансов, транспорта и т.д.

Концепция «точно в срок» (JIT)

Идея концепции «точно в срок» –синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту, когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Концепции «точно в срок» реализуют тянущие системы. Цельконцепции «точно в срок» – минимизация затрат, связанных с созданием запасов. Необходимые условия реализации концепции JIT:

· Наличие в экономической системе надежных поставщиков;

· Использование систем обмена информацией о требуемых МР, например, канбан для JIT.

· Высокая скорость физической доставки МР, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки.

· Точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.

В основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ и поэтому проблемы прячутся в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП, слишком большой объем бумажной работы и многое другое.

Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по «тушению пожаров» и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить настоящие проблемы и решить их.

Преимущества JIT

В некоторых организациях, внедривших JIT, произошло сокращение запасов на 90%; площадей, на которых выполняются работы – до 40%; затрат на снабжение – до 15% и т.д. К преимуществам JIT относятся:

– сокращение запасов материалов и незавершенного производства;

– сокращение времени выполнения запасов;

– сокращение времени производства продукции;

– повышение производительности;

– использование оборудования с более высокой загрузкой;

– повышение качества материалов и ГП;

– снижение объема отходов;

– более ответственное отношение сотрудников к работе;

– улучшение отношений с поставщиками;

– появление привычки конструктивно решать возникающие в ходе работы проблемы.

Проблемы реализации JIT

· Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.).

· Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки и др.).

· Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.

· Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.

· Снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей.

· Трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат.

· Неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT.

· Проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров.

· Необходимость изменения общей планировки сооружений.

· Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса.

· Отсутствие духа сотрудничества и доверия между работниками.

· Неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность.

Требования к организации и управлению материальными потоками в производстве:

· Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.

· Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.

· Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.

· Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.

· Обеспечение непрерывности планового руководства.

· Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства.

Организация производственного процесса во времени

Законы организации производственных процессов в пространстве и во времени являются базой для решения логистических проблем. К ним относятся:

· закон упорядоченности движения предметов труда в производстве;

· закон календарной синхронизации продолжительности технологических операций;

· закон эмерджентности основных и вспомогательных производственных процессов;

· закон резервирования ресурсов в производстве;

· закон ритма производственного цикла выполнения заказа.

Использование этих законов позволяет спланировать и поддерживать ритмичную работу производственных подразделений предприятия, т.е. работу в форме рациональной организации производственных процессов, при которой процессы изготовления отдельных деталей, комплектов деталей и выполнения отдельных заказов программы сочетаются по заранее определенному плану. Это сочетание и обеспечивает ритмичную работу как непрерывное возобновление всего производственного процесса одновременно во всех производственных подразделениях и на каждом рабочем месте в строгом соответствии с плановой пропорциональностью, технологической прямоточностью и экономической обоснованной надежностью выпуска изделий в установленные сроки и надлежащего качества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.