НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
При рассмотрении особенностей сюжетной и условной музыки в каждом случае указывалось только на одну из основных ее функций. Чаще всего, однако, роль любой музыки многозначна. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхищать последующий этап действия: воплощая идею спектакля, она одновременно может характеризовать героя или ситуацию и т. п. Можно наметить некоторые общие функции, которые присущи как сюжетной, так и условной музыке, то есть театральной музыке вообще. Одна из общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие, напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле. Однако следует заметить, что степень художественной выразительности музыки в этом случае во многом зависит от места включения и от самой музыки, в конечном счете от художественного вкуса, творческого чутья режиссера, композитора, звукорежиссера, организующих музыкальное оформление спектакля. Разговор влюбленных на фоне музыки (которая иллюстрирует ситуацию) может иметь иной характер, чем если бы он проходил без этой музыки. В данном эпизоде все будет зависеть от многих, порой «неуловимых» деталей. Как известно, творчество от штампа, ремесленничества отделяет магическое «чуть-чуть». Таким образом, музыкальная иллюстративность при творческом решении вопроса может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатления от видимого на сцене. Как известно, наиболее драматургический принцип, свойственный всем видам искусства, состоит в использовании контрастных, полярных сопоставлений: света и тени, форте и пиано, взлета и падения, напряжения, стремительности действия и задержки его. Контрастный принцип художественного оформления, в том числе и музыкального, получил в драматическом театре самое широкое распространение. Применение музыки по принципу контраста заключается в движении ее по внутренней, скрытой линии подтекста, линии психологического содержания сцены. Использование контрастирующей музыки наиболее острый и сильный прием включения ее в действие, музыка в этом качестве способна показать самую «суть вещей». В одном случае музыка может идти как бы вразрез с внешним действием, как, например, в спектакле «Гибель эскадры» (Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького), где в последней сцене матросы покидают свой боевой корабль под ликующую музыку, что делает восприятие зрителем этого трагического момента наиболее эмоционально сильным. В пьесе Тренева «Любовь Яровая» контрастный музыкальный фон подчеркивает атмосферу действия во время диалога Малинина и Ярового о прорыве Красной Армией фронта белых. Белые обречены на гибель, часы их сочтены, а беззаботный, легкий вальс, звучащий за сценой, создает иллюзию покоя и веселья. В другом случае музыка может контрастировать с настроением отдельного персонажа или группы действующих лиц. В спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова оживленная танцевальная музыка 3-го акта выразительно подчеркивает страстный монолог Чацкого. В спектакле «Идиот» (БДТ им. Горького) имеется музыкальная тема, которая создает вокруг Мышкина атмосферу острого драматического напряжения. Сцена была бы не столь выразительной, если бы актер «играл» под музыку, изображая тревогу, предчувствие беды. И наконец, всем известный финал спектакля «Три сестры», когда сестры провожают уходящий из города полк, прощаются со своими мечтами, а в это время звучит ликующий марш полкового оркестра. Музыка может контрастировать и с оформлением, как это имеет место в уже упоминавшемся спектакле «Без вести пропавшие». На сером расплывчатом фоне тень колючей проволоки фашистского лагеря смерти, где-то в глубине сцены раздаются короткие автоматные очереди, а в зале плывет беззаботная мелодия вальса Штрауса. Для контрапункта обычно используется условная музыка, но иногда и сюжетная может выступать в этой функции. Так, контраст с действием может выражаться через песню, которую исполняет герой. Именно так музыкально решена сцена смерти Глобы в спектакле К. Симонова «Русские люди». Вот как объясняет сам автор введение старинной шуточной русской песни «Соловей, соловей, пташечка» в эту сцену: «Это старая солдатская озорная песня. Ее пели еще при Суворове, ее пели в мировую войну, Глоба поет эту песню потому, что он любит жизнь, эта песня перед смертью, по-моему, есть жизнеутверждение, сила жизни, в то время как что-то другое, более серьезное, торжественно пропетое перед смертью, звучало бы, по-моему, похоронным маршем», Прямая и контрастная зависимость — это, так сказать, крайне противоположные пределы. Музыка можетбыть и не иллюстративной, и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, которое можно назвать «ассоциативным», нередко оказывается наиболее плодотворным. Не совпадая прямо с характером действия, музыка может раскрыть его скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысливания и обобщения, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем. Роль обобщения — еще одна общая роль музыки в спектакле. Музыка, обладая в принципе гораздо большими обобщающими возможностями, чем сценическое действие и даже словесная речь, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному, единичному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно-эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но часто и всего спектакля. Особенно ярко это проявляется в финальных сценах, в которых звучание оркестра или песни как бы «подытоживает», эмоционально обобщает события, основную идею произведения. В роли обобщения обычно выступает условная музыка, так как она более свободна и самостоятельна и потому обладает, как правило, большими возможностями в смысле обобщения и ассоциации, чем сюжетная. Можно сослаться на пример постановки пьесы Островского «Снегурочка» в Малом театре с музыкой Чайковского, в МХАТс с музыкой Гречанинова. В данном случае различный творческий подход постановщика и композитора к музыке влиял на восприятие зрителем всего спектакля в целом. И в настоящее время можно назвать немало пьес, идущих в различных театрах, в музыкальной трактовке которых ярко выражается творческая индивидуальность постановщика. Так, в Театре им. Моссовета и в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина поставлена пьеса М. Баяджиева «Дуэль». В Театре им. Моссовета спектакль идет в сопровождении музыки из произведений Таривердиева, органично сочетающейся с идейной направленностью пьесы; в Театре им. А. С. Пушкина на протяжении всего спектакля звучит популярная мелодия «Мекки-Мессер» из «Трехгрошовой оперы» Брехта. Не вдаваясь в критический анализ художественной целесообразности включения данного произведения в спектакль, скажем лишь, что образы героев, их чувства, поступки, все сценическое действие «окрашено» этой музыкой совершенно в другой цвет, чем в Театре им. Моссовета. Музыке принадлежит важная роль как темпо-ритмическому фактору сценического действия. Особенно ярко это проявляется при сопровождении сцен, имеющих четко выраженный ритм сценического движения: походы, марши, танцевальные номера. В другом случае музыка выявляет не столько ритмические свойства движения, сколько усиливает динамическую напряженность данной сцены. Можно сказать, что в подавляющем случае вся музыка, так или иначе связана с темпом и ритмом или данного действия, или всего спектакля в целом. Ритмически организуя действие, музыка может подчеркнуть эмоциональное состояние действующих лиц, драматургически усиливая сцену. Редкий по наглядности пример этому дает одна из сцен спектакля «Гамлет» (Театр им. Вл. Маяковского). ...В королевский дворец из ворот в глубине сцены врывается разъяренная толпа. Немедленно сверху опускается решетка во все зеркало сцены, на которую с ходу, точно морской вал, налетают люди. Король оказывается по эту сторону на первом плане. Тотчас за решеткой появляется только что вернувшийся из Англии Лаэрт, сын убитого Полония, и обращается с гневными словами к королю. Они ведут острейший диалог. Музыка здесь «работает» так: непрерывно звучит тревожное тремоло литавр. На их фоне каждая короткая реплика короля и Лаэрта подхлестывается резким, как удар бича, аккордом оркестра. Аккорды как бы поднимаются по крутой лестнице ступень за ступенью, усиливая напряжение. И когда к концу подъема они оказываются «на вершине», врывается мощная драматическая музыкальная тема — голоса труб и тромбонов, поддержанные всем оркестром. Потом звучность неожиданно падает, и начинается новый крутой подъем. Музыка дает этой сцене почти скульптурную четкость и выпуклость. Музыка в этой функции может ритмически организовывать и придавать эмоциональную окраску не только действиям персонажей на сцене, но и движению неодушевленных предметов: автомашин, поездов и пр., а также животных, сочетаясь с звучанием соответствующих шумов или же «изображая» их с помощью выразительных средств самой музыки. Примеры этому можно встретить во многих спектаклях. Так, в сцене погони в спектакле «Материнское поле» (Тульский театр им. А. М. Горького) зритель видит и стремительный бег коня, и тревогу, и опасность погони благодаря точно найденному ритмическому построению музыки, сопровождающей эту сцену. Разбирая вопрос об общих функциях музыки в спектакле, следует вернуться к понятию лейттема, лейтмотив. Обычно связь между определенными персонажами или определенной ситуацией и сопровождающим их музыкальным мотивом устанавливается с момента появления данного персонажа или возникновения данной ситуации. Так режиссер вызывает определенные, желательные для него ассоциации зрителя. Каждое последующее повторение такого мотива, пусть даже в измененном виде, закрепляет эту связь и усиливает у зрителя чувство образного «смысла» данного мотива. Причем характер изменения мелодии (тональное, ритмическое, тембровое) выражает изменения настроения, поведения персонажей или смену ситуации. Таким образом, можно сказать, что музыка в этих случаях выступает в лейтобразной функции. В этой функции может выступать как сюжетная музыка, так и условная. В комедии Островского «Доходное место» Полина, скучая, напевает песню Гурилева «Матушка-голубушка». В начале акта в песне звучит задумчивость, грусть, одиночество человека, не знающего, куда себя девать. Появляется сестра Полины, Юлия, и уходит, оставив ей в подарок шляпку. Обрадованная подарком, молодая женщина, стоя перед зеркалом и примеряя шляпку, бессознательно напевает ту же песенку в более быстром темпе, кокетливо поворачиваясь. Теперь песенка звучит совсем иначе. В приведенном примере музыкальная тема следует за действующим лицом, и каждый раз звучание ее меняется в зависимости от происходящих событий и соответствующей перемены настроения у действующего лица. Так, сюжетная музыка в этой функции может дополнить характеристику образа в его развитии. В спектакле «Шторм», поставленном Театром им. Моссовета, лейтмотивом всего спектакля явилась мелодия песни гражданской войны «Смело мы в бой пойдем». Прозвучав в увертюре, эта тема проходит через весь спектакль, ее исполняет самодеятельный оркестрик, участвующий в сцене «Субботник», мелодия слышна, сквозь грохот боя и топот казацкой сотни, ее исполняют нарояле, который открыто стоит на сцене, эта же мелодия торжественно звучит в финале. Здесь лейтмотив как бы идейно цементирует спектакль. В спектакле может быть не один лейтмотив, а несколько, важно, чтобы их неоднократное появление и преобразование помогали выделить главные линии действия. Именно лейтмотив позволяет соединить прерывную театральную музыку в единое композиционное целое. И наконец, следует отметить, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно, выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. Например, режиссер через музыку может то негодовать, то скорбеть о своем герое, то радоваться за него, то переживать вместе с ним, то проявлять к нему ироническое отношение. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|