РОЛЬ СЮЖЕТНОЙ МУЗЫКИ
Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может выполнять разнообразные назначения. В одних случаях она дает только -эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургическое развитие. В других случаях она поднимается до важнейшего драматургического компонента спектакля. Самое распространенное назначение сюжетной музыки в спектакле — характеристика действующих лиц. Наиболее наглядно роль музыки в характеристике персонажа пьесы выявляется тогда, когда музыкальная пьеса или отрывок из нее (чаще всего песня) исполняется самим героем. Через музыку герой может выражать не только настроение, но и свои внутренние качества: склонности, черты характера, темперамент, уровень культурного развития, национальную, социальную, моральную сущность и т. д. Любая песня, любая инструментальная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно делается его характеристикой. В пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет» в первом действии есть сцена, в которой главный герой — хирург Платон Кречет играет на скрипке. Лида, девушка, которую он любит, считает его человеком холодным, почти бездушным, далеким от искусства, не способным на глубокое чувство. И вдруг — скрипка, из которой пальцы хирурга, привыкшего держать в руках скальпель, извлекают чудесные звуки. Взволнованная Лида видит совершенно другого человека. И зритель видит резкую перемену в ее отношении к Платону. Музыкальное произведение — «Песня без слов» Чайковского, которое исполняет Кречет, привносит определенные черточки в образ героя. Герой пьесы Маяковского «Клоп» самовлюбленный обыватель. И пошлый романс, который он напевает, перебирая струны гитары,— это великолепная музыкальная характеристика мещанина-жениха. Не менее широко используется сюжетная музыка для самохарактеристики группы людей: хоровая песня яркий тому пример. Выразительный смысл в этом случае приобретает не только мелодия, но и манера исполнения. Подчеркиваются, а подчас и раскрываются те или иные черты человеческой натуры и в характере исполнения музыкального произведения. Так, песенка «Птичка божия не знает», которую исполняют домочадцы властной Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького, манера исполнения — под аккомпанемент гитары, намотив церковной панихиды — создают вполне определенный сатирический образ этих людей. Помимо этого, в театре издавна существует не менее наглядный прием характеристики — через реакцию действующего лица на звучащую музыку. Исходя из отношения к музыке, можно узнать о многих сторонах человеческой натуры: о склонностях, симпатиях, вкусах, настроении. Музыкальная характеристика, как правило, многозначна. Причем эта многозначность проявляется в трм, что музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также отношения, возникающие между героями. Примеры характеристики подобного рода можно встретить во многих классических и советских пьесах. Таким образом, одна из возможностей использования сюжетной музыки — характеристика действующих лиц: либо через то, как они играют и что играют, поют, танцуют, либо через то, что и как слушают. Сюжетная музыка весьма значительную роль играет в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка является принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи. Основная сущность таких музыкальных номеров заключается в том, что все они являются составной, а иногда неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п. Если к тому же в музыке проявляется ее национальный характер (в интонациях, ритмах, тембрах), тогда она становится одним из необходимых элементов достоверности, реальности происходящего на сцене. Сюжетная музыка в качестве национальной характеристики персонажей, а также места действия применяется в драматическом спектакле очень широко. Для этого преимущественно используют песню. Так, в спектакле «Память сердца», действие которого разворачивается в Киеве, герои поют украинские песни, а в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион», естественно, звучат грузинские народные песни. Следует отметить, что «национальная музыка», - наделенная еще и этнографическими чертами, указывает более конкретно на место действия. Так, например, протяжные волжские песни в пьесе «Гроза» Островского определяют не вообще русский, но неповторимый колорит Поволжья. С целью создания характера места действия часто используются различные областные попевки, частушки (владимирские, саратовские и т. д.), а также такие зарубежные песни, как неаполитанские, тирольские и пр. Сюжетная музыка может достаточно четко указывать на время действия, воссоздавая эпоху, в которой развертываются события. Так, революционные песни, песни гражданской и Великой Отечественной войн или музыка, написанная в духе этих песен, как правило, дают точное представление о времени действия. Песни Д. Покрасса, звучащие в спектакле «Конармия» (Театр им. Евг. Вахтангова), воскрешают образы эпохи гражданской войны. Песни Дунаевского, используемые в спектаклях, передают мировосприятие нашего народа в предвоенные годы — атмосферу созидания, устремленность в будущее. С неменьшим успехом музыка способна отобразить историческую эпоху, отдаленную от нас веками, охарактеризовать различные группы людей, различные социальные слои, передать самый дух изображаемого времени. Так, например, менуэт, гавот, пастораль в комедиях Мольера делают еще более яркими картины жизни французского общества XVII века. Старинная песня уральских и яицких казаков, допетровская культовая музыка (знаменитый распев), древние колокольные звоны, военные сигналы, марши, застольная музыка — вот пышный «реквизит», помогающий режиссеру воссоздать картину быта эпохи в ее живых интонациях. Указывая на место и время действия, сюжетная музыка в то же время может давать социальную характеристику отдельных персонажей или всего общества. Так, крестьянские песни в спектакле «Власть тьмы» (Малый театр) точно характеризуют социальную принадлежность героев драмы Л. Толстого. Сюжетная музыка может помочь создать определенную атмосферу действия. В этом случае качество самой музыки — эмоциональная определенность, глубина, - яркость, выразительность, тембральная окраска — играет основную роль. В «Дяде Ване» атмосфера мягкой грусти, тоски, одиночества, переживаемых Соней, подчеркивается звуками гитары, на которой наигрывает Вафля. В «Живом трупе» чувство ухода от надоевшей повседневности и угарная атмосфера кутежа переданы напевами цыганского хора «Канавела» и «В час роковой». Создает определенное настроение песня, спетая в кругу друзей за праздничным столом или у костра, в купе поезда или у деревенской околицы. Музыка и особенно песня может подчеркнуть атмосферу сердечности, душевной близости, дружеского расположения. Значительна роль сюжетной музыки в выявлении драматургического конфликта. Музыка, обостряющая противоречия, а тем более непосредственно участвующая в конфликте, становится самостоятельным драматургическим фактором. В спектакле «Нашествие» (Театр им. Моссовета), рассказывающего о борьбе советских людей против фашистского нашествия, в одной из первых сцен показана картина эвакуации; советские войска оставляют юрод. Все усиливается звук сигнала воздушной тревоги. В доме врача Таланова Анна Николаевна, мать героя спектакля, стоя у фортепиано, одной рукой тихо и нерешительно наигрывает музыкальную фразу. «И дальше, дальше. Там есть место, где врывается ветер и надежда»,—просит муж. Тогда она садится к роялю и уже торжественно, громко берет первые ноты. Взволнованные звуки словно выражают протест против насилия, который наполняет души героев. Доносящиеся с улицы разрывы бомб не могут заглушить, подавить музыку, она звучит все громче и громче. Мелодию рояля подхватывает оркестр. В его звуках, кажется, слышится голос народа, бьются сердца тысяч советских людей. Музыка как бы вступает в единоборство с беспорядочными, угрожающими взрывами бомб и снарядов. Светлое, гуманистическое, жизнеутверждающее начало вступает в борьбу с силой бесчеловечной, грубой, тупой. Но когда героическая мелодия заполняет собой все — сцену, зрительный зал и души людей, сидящих в нем,— раздается еще один, совсем близкий разрыв. Звон стекла, грохот обвала, сцена погружается в темноту. Обрываются звуки мелодии. Тишина.., А затем за окном слышится оглушительный лязг железа, в город, освещенный заревом пожарищ, входят гитлеровцы. Но в памяти зрителей остается торжественная мелодия, славящая духовную чистоту и силу героев, символизирующая их готовность к борьбе. Так сюжетная музыка переросла рамки служебной роли и стала важнейшим драматургическим фактором всей сцены. В театре, где игровая площадка сравнительно невелика, сюжетная музыка способна расширить поле сценического действия, рассказать о действии, происходящем за сценой, звучит она за кулисами. Для этих целей служит преимущественно музыка, являющаяся внешней приметой быта или события. Так же как и звуки природы или механические шумы, она — принадлежность какого-либо вполне определенного жизненного явления, ситуации или действия (например, походный марш, колыбельная и т. д.). Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так жекак и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия. Например, в пьесе Тренева «Любовь Яровая» в одной из картин за сценой звучит танцевальная музыка. В ремарке автора указано, что это играют в кафе, где кутят белые офицеры. Этот музыкальный фон создает нужную атмосферу действия на сцене. В последней картине этой же пьесы за .сценой звучит революционная песня -это стихийная демонстрация народа по поводу освобождения города от белых. И здесь музыкальный элемент сп (дает «созвучный» фон для действия. Музыка за сценой может служить и для создания определенной драматургической композиции спектакля. Так, например, в спектакле «Дорогой цветов» Театр им. Евг. Вахтангова) течение времени сценической жизни главного героя отмечалось игрой на фортепиано, доносившейся из-за кулис. В первой сцене за стеной квартиры героя какой-то малыш разучивал гаммы. В следующей сцене уже звучала несложная музыкальная пьеса и наконец в последней сцене виртуозно исполнялся фортепианный концерт. Таким образом, у зрителя создавалось вполне определенное впечатление о протяженности жизни героя. Иногда сюжетную музыку, звучащую за сценой, используют как активное средство для передачи подтекста, второго плана (шарманщик, уличные музыканты, певцы и пр.). Музыка в этом случае как бы связывает главное действие с побочным. В другом случае музыка, возникнув как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для по следующего развертывания сюжетных линий. Таким образом, сюжетная музыка может: характеризовать действующих лиц, указывать на место и время действия, создавать атмосферу, настроение сценического действия, рассказать о действии, невидимом для зрителя. Перечисленные функции не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях. В последующих разделах мы еще раз вернемся к этому вопросу. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|