Романсы, баллады, зонги
Другой вид вокального жанра, к которому довольно часто обращаются режиссеры,— это романс. Романсом называется сольная лирическая песня с - инструментальным сопровождением, обычно отражающая внутренний мир, личность человека. По сравнению с песней связь музыки и слова в романсе более тесная, детальная, что достигается более сложными выразительными средствами, более развитой музыкальной композицией. Романсу свойственна большая тонкость в выражении оттенков чувств, подчас с трудом передаваемых словами. Разница музыкальной трактовки стиха в песне и в романсе станет ясной, если сравнить, например, романс Чайковского «Песня цыганки» на слова Я- Полонского с фольклорной песней «Мой костер в тумане светит» на тот же текст. В песенной мелодии соединяются удаль и грусть, это песня прощания. В романсе эти же настроения передаются более тонко и гибко. В романсовом творчестве, как в любом другом жанре, существуют различные направления со своими характерными чертами и особенностями. Основными из них являются: жанр западноевропейского романса и жанр русского романса. Причем жанр русского романса разделяется на два типа — бытовой и классический романс. В театре наиболее широкое распространение получил бытовой романс. Бытовой романс часто вводится в спектакль для создания соответствующего настроения, для передачи чувств и настроения героя. Во втором акте «Трех сестер», на вечеринке у Прозоровых, Ирина и Родэ поют романс «Ночи безумные», все притихли и слушают. Все под впечатлением романса — на сцене создается незабываемая интимная атмосфера. А после этого зазвенела гитара: «Ах вы, сени, мои сени»— все подхватывают эту замечательную русскую песню — на сцене совершенно другое настроение. Бытовой романс наиболее часто звучит в пьесах Островского. Будучи большим знатоком песенного и романсного творчества, автор сам делал подбор романсов для своих героев. В кульминационный момент «Бесприданницы» Лариса ноет романс «Не искушай», и содержанием выбранного ею романса и самим пением она говорит Паратову о том, что, продолжая любить его, она никогда не переставала ждать его, думать о нем. Романс раскрывает здесь самое сокровенное, самое глубокое — он объясняет поступок Ларисы и оправдывает его. Бытовой романс в советских спектаклях может помочь создать необходимую атмосферу, как бы притормозить развитие действия. В спектакле Московского драматического театра «Уйти, чтобы остаться» молодой ученый поет старинный романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду», и на несколько минут зритель становится слу* шателем, чтобы затем снова волноваться за героев пьесы. Здесь романс использован не только для ритмичной разрядки напряженного сценического действия, но он позволил более тонко охарактеризовать героя, указать на примету времени — вновь возвращающееся -увлечение современной молодежи старинными романсами. Во многих спектаклях можно услышать цыганский романс или песню. В спектаклях «Живой труп» и «Два гусара» есть сцены с цыганскими хорами, составляющие едва ли не лучшие места спектаклей. Репертуар цыганских романсов и песен очень велик, поэтому нужно знать специфику и чувствовать временное различие в этом жанре. Известно, что в 30—40-е годы прошлого века московские цыгане исполняли, помимо цыганского старинного фольклора, русские крестьянские песни и современные бытовые романсы, а также классические образцы русских свадебных, протяжно лирических, обрядовых песен, несколько трансформированных на «цыганский лад». В эпоху А. Н. Островского в репертуаре московских цыган еще были благородные по музыке бытовые песни-романсы, пленявшие красотой русского распева и чистотой стиля («Уж как пал туман», «Ноченька», «Сарафанчик», «Обойми, поцелуй»). Их напевами пронизаны бытовые пьесы А. Н. Островского, такие, как «Гроза» и «Бесприданница». В 80—90-е годы в репертуаре цыган появились разухабистые песни, воспевающие романтику кабацкого быта, и сложился вполне специфический жанр «цыганского романса», утвердившийся и на эстраде, и в нотных публикациях, и в музыкальном быту горожан. Подобных романсов существовало великое множество. Так, например, только на букву «Я» существовала целая романсовая энциклопедия любви: «Я скажу тебе», «Я люблю Вас так безумно», «Я клянусь», «Я вновь один», «Я б умереть желал» и т. д. и т. п. Эти слащавые мещанские романсы могут достаточно ярко характеризовать облик определенных персонажей. В спектакле «Оптимистическая трагедия» (БДТ им. Горького) романс «Осыпаются пышные розы», который исполняет Сиплый, как нельзя лучше раскрывает его натуру. Через этот приторно-жалостливый романс режиссер раскрывает в характере Сиплого чудовищное слияние слюнявой сентиментальности со звериной жестокостью. В этом же спектакле Алексей в диалоге с Комиссаром, желая показать свою независимость, преувеличенно сентиментально наигрывает романс «Очи черные» и залихватский «Шарабан». Получили распространение в спектаклях вокальные баллады, произведения повествовательного склада со стихотворным текстом. Нередко за внешне спокойной формой баллады скрыт большой внутренний драматизм. Благодаря своему повествовательному характеру баллада является довольно удобной формой для ознакомления зрителя с событиями, совершившимися в прошлом или происходящими вне сценической площадки. Так в спектакле «Ринальдо идет в бой» (ЦТСА) баллады звучат довольно часто. В них раскрываются те события, которые невозможно передать на сцене, тем не менее рассказ о них необходим для понимания сюжета пьесы. В последнее время в спектаклях драматического театра все чаще стали звучать песни типа небольших баллад, песни-раздумья, так называемые зонги. В спектаклях они обычно выполняют функцию авторских отступлений, с помощью зонгов можно дать оценку действию, происходящему в пьесе от лица автора или постановщика. Иронические, грустные, патетические, они могут чутко следовать за интонациями пьесы, помогая актерам донести авторскую мысль, а зрителю понять подтекст содержания пьесы. Завершая отдельные эпизоды и сцены или внезапно врываясь в действие, зонги связывают все воедино, укрупняя смысл событий, придавая завершенность стилевому решений спектакля. Этот песенный жанр наиболее характерен для спектаклей Московского театра драмы и комедии на Таганке («Жизнь Галилея», «Десять дней, которые потрясли мир» и др.), который наиболее активно возрождает принципы поэтического представления на основе традиций Евг. Вахтангова, Б. Брехта, Вс. Мейерхольда. Но и в других театрах в самых различных по жанру спектаклях звучат зонги: «Р1нтервенция» (Московский театр Сатиры), «Глазами клоуна» (Театр им. Моссовета). В спектакле Московского драматического театра имени К. С. Станиславского «Робин Гуд» все действие обрамлено стихами о средневековом народном герое Англии. Постановщик использовал эти стихи в качестве лирических зонгов, которые поют все участники спектакля — Робин Гуд и его команда. В спектакле «Влюбленный лев» (Ленинградский театр им. В. Ф. Комиссаржевской), повествующем о современной жизни маленького провинциального английского городка, звучит цикл песен — зонгов: «Проваливай», «Песня о гнусности мира», «О кризисе и безверии поколений» и др. Само название песенок говорит о восприятии западного мира персонажами пьесы и самим автором. Поэтический стих и музыка к подобным песням довольно просты по форме и обычно создаются специально к данному спектаклю. В качестве зонгов могут быть использованы также стихи, написанные ранее, как, например, это сделано в спектакле Московского театра драмы и комедии «Добрый человек из Сезуана», где в качестве зонгов звучат стихи Марины Цветаевой. 'Исполняют зонги, как правило, под гитару. Частушки и куплеты Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. По содержанию частушки довольно различны, в них можно встретить острую, хлесткую сатиру, озорной юмор, лирические раздумья (так называемые страдания) и пр. Ритм в частушках четкий—танцевальный: их исполнение сопровождается обычно игрой на гармошке или балалайке. Частушки имеют вполне определенное временное деление: частушки эпохи революции и гражданской войны, частушка 20-х и 30-х годов, частушка наших дней и т. д. По манере исполнения, особенности музыкального сопровождения, подлинным мелодиям можно отличить частушки, поющиеся в разных областях нашей страны: саратовские, курские, ярославские, вологодские и т. д. Это обстоятельство обязывает режиссера выбирать частушки к данному эпизоду, согласуясь с обстоятельствами места и времени сценического действия. Частушки часто исполняются на злобу дня, и именно эта особенность жанра дает возможность постановщику передать в ней как свое, так и отношение действующих лиц к происходящему в .процессе развития сценического действия. Только что на сцене произошло какое-то событие, а герой спектакля уже поет об этом частушки и через них выражает свое отношение к этому событию. Такое «оперативное» отражение действительности свойственно именно этому жанру. Но частушка в спектакле — это не только внешняя примета времени, это и проникновение в характер действующих лиц. В частушечных попевках можно нередко выразить и мечты людей и их надежды, протесты и конфликты. В спектакле «Великие голодранцы» (Белгородский драматический театр им. М. С. Щепкина), в котором нашел отражение глубокий классовый конфликт, проходивший в деревне 20-х годов, не раз звучат под гармошку задиристые частушки. Звучат они весело, но в них находит свое выражение острая классовая борьба. В наши дни почти ни один спектакль, рассказывающий о людях русского сёла, не обходится без частушек, которые стали своеобразной характеристикой сельского народного быта (спектакли «Антей», «Стряпуха», «Стряпуха замужем», «Сердце девичье затуманилось» и др.). Нередко режиссеры злоупотребляют этим жанром, и тогда частушки становятся своего рода музыкальным ярлыком, штампом для иллюстрации характеристики места действия. Частушка может найти свое место в спектаклях иного плана. Громко, с упоением поет Елена — квартирантка в доме старика Бессменова (спектакль «Мещане» в БДТ им. Горького) — залихватские, ухарские частушки, ей подпевают все домочадцы. Здесь частушки — яркий контраст с обшей гнетущей атмосферой жизни обитателей дома, они создают своеобразную разрядку их напряженного настроения. В частушечной манере могут быть решены отдельные сцены. В спектакле «Пугачев» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) использован прием, так называемой «частушечной, шутовской перебивки», когда по ходу действия частушка используется как вставной номер, раскрывающий основной смысл данной сцены. И хотя во времена Пугачева жанра частушки не существовало, режиссеру это не помешало включить их в спектакль. Куплеты Это сатирические и комические песенки, которые преимущественно исполняются на эстраде, в оперетте, в водевилях и комедиях. Куплеты чаще всего сопровождаются несложной му-зыкой, исполняемой на гитаре, концертино или оркестром. Основная тема современного куплета — злоба дня, Очень органично звучали куплеты в популярном спектакле Театра Сатиры («Гурий Львович Синичкин»), где их исполнял один из персонажей пьесы — полотер. С легкостью и блеском произносил он монолог, естественно переходящий в куплеты о графе Льве Николаевиче Толстом, «который писал гениально, а плохо писать не умел». Сопровождал его куплеты театральный оркестр. Именно куплеты позволили создать яркий, запоминающийся образ. Существует мнение, что куплеты — жанр ограниченных возможностей и что в драматическом театре их место лишь в водевилях и комедиях. Тем не менее опытные режиссеры, обращаясь к куплетам, используют их в спектаклях других жанров. Звучат куплеты в спектакле «Дни Турбиных» (МХАТ), «Память сердца» (Театр им. Евг. Вахтангова) и др. Вот, например, как с помощью куплетов режиссер спектакля «Беспокойная старость» (БДТ им. Горького) подчеркнул настроение одиночества, отрешенности от мира главных его героев. В комнате двое старых людей, он и она, кипучая жизнь идет где-то далеко за стенами их дома. Дмитрий Илларионович (прообраз русского ученого Тимирязева) садится к роялю и как сорок лет назад изящно, с редкой музыкальностью начинает купле-ты из «Мадмуазель Нитуш», и это становится самой трагической нотой одиночества, а вся сцена — особенно драматической. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|