Здавалка
Главная | Обратная связь

Романсы, баллады, зонги



Другой вид вокального жанра, к которому довольно часто обращаются режиссеры,— это романс.

Романсом называется сольная лирическая песня с - инструментальным сопровождением, обычно отражающая внутренний мир, личность человека.

По сравнению с песней связь музыки и слова в роман­се более тесная, детальная, что достигается более слож­ными выразительными средствами, более развитой му­зыкальной композицией. Романсу свойственна большая тонкость в выражении оттенков чувств, подчас с трудом передаваемых словами.

Разница музыкальной трактовки стиха в песне и в ро­мансе станет ясной, если сравнить, например, романс Чайковского «Песня цыганки» на слова Я- Полонского с фольклорной песней «Мой костер в тумане светит» на тот же текст. В песенной мелодии соединяются удаль и грусть, это песня прощания. В романсе эти же на­строения передаются более тонко и гибко.

В романсовом творчестве, как в любом другом жанре, существуют различные направления со своими характер­ными чертами и особенностями. Основными из них яв­ляются: жанр западноевропейского романса и жанр русского романса. Причем жанр русского романса раз­деляется на два типа — бытовой и классический романс.

В театре наиболее широкое распространение получил бытовой романс.

Бытовой романс часто вводится в спектакль для создания соответствующего настроения, для передачи чувств и настроения героя. Во втором акте «Трех сестер», на вечеринке у Прозоровых, Ирина и Родэ поют романс «Ночи безумные», все притихли и слушают. Все под впечатлением романса — на сцене создается незабывае­мая интимная атмосфера. А после этого зазвенела гита­ра: «Ах вы, сени, мои сени»— все подхватывают эту замечательную русскую песню — на сцене совершенно другое настроение.

Бытовой романс наиболее часто звучит в пьесах Островского. Будучи большим знатоком песенного и ро­мансного творчества, автор сам делал подбор романсов для своих героев.

В кульминационный момент «Бесприданницы» Лари­са ноет романс «Не искушай», и содержанием выбран­ного ею романса и самим пением она говорит Паратову о том, что, продолжая любить его, она никогда не пере­ставала ждать его, думать о нем. Романс раскрывает здесь самое сокровенное, самое глубокое — он объясняет поступок Ларисы и оправдывает его. Бытовой романс в советских спектаклях может помочь создать необходимую атмосферу, как бы притормозить развитие действия. В спектакле Московского драматиче­ского театра «Уйти, чтобы остаться» молодой ученый поет старинный романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду», и на несколько минут зритель становится слу* шателем, чтобы затем снова волноваться за героев пьесы. Здесь романс использован не только для ритмичной раз­рядки напряженного сценического действия, но он позво­лил более тонко охарактеризовать героя, указать на примету времени — вновь возвращающееся -увлечение современной молодежи старинными романсами.

Во многих спектаклях можно услышать цыганский романс или песню. В спектаклях «Живой труп» и «Два гусара» есть сцены с цыганскими хорами, составляющие едва ли не лучшие места спектаклей. Репертуар цыган­ских романсов и песен очень велик, поэтому нужно знать специфику и чувствовать временное различие в этом жанре.

Известно, что в 30—40-е годы прошлого века москов­ские цыгане исполняли, помимо цыганского старинного фольклора, русские крестьянские песни и современные бытовые романсы, а также классические образцы русских свадебных, протяжно лирических, обрядовых песен, не­сколько трансформированных на «цыганский лад».

В эпоху А. Н. Островского в репертуаре московских цыган еще были благородные по музыке бытовые песни-романсы, пленявшие красотой русского распева и чисто­той стиля («Уж как пал туман», «Ноченька», «Сарафан­чик», «Обойми, поцелуй»). Их напевами пронизаны бы­товые пьесы А. Н. Островского, такие, как «Гроза» и «Бесприданница».

В 80—90-е годы в репертуаре цыган появились разуха­бистые песни, воспевающие романтику кабацкого быта, и сложился вполне специфический жанр «цыганского романса», утвердившийся и на эстраде, и в нотных публи­кациях, и в музыкальном быту горожан. Подобных ро­мансов существовало великое множество. Так, например, только на букву «Я» существовала целая романсовая энциклопедия любви: «Я скажу тебе», «Я люблю Вас так безумно», «Я клянусь», «Я вновь один», «Я б умереть желал» и т. д. и т. п. Эти слащавые мещанские роман­сы могут достаточно ярко характеризовать облик опре­деленных персонажей. В спектакле «Оптимистическая трагедия» (БДТ им. Горького) романс «Осыпаются пыш­ные розы», который исполняет Сиплый, как нельзя луч­ше раскрывает его натуру. Через этот приторно-жалост­ливый романс режиссер раскрывает в характере Сиплого чудовищное слияние слюнявой сентиментальности со звериной жестокостью. В этом же спектакле Алексей в диалоге с Комиссаром, желая показать свою незави­симость, преувеличенно сентиментально наигрывает ро­манс «Очи черные» и залихватский «Шарабан».

Получили распространение в спектаклях вокальные баллады, произведения повествовательного склада со стихотворным текстом. Нередко за внешне спокойной формой баллады скрыт большой внутренний драматизм. Благодаря своему повествовательному характеру балла­да является довольно удобной формой для ознакомления зрителя с событиями, совершившимися в прошлом или происходящими вне сценической площадки. Так в спек­такле «Ринальдо идет в бой» (ЦТСА) баллады звучат довольно часто. В них раскрываются те события, которые невозможно передать на сцене, тем не менее рассказ о них необходим для понимания сюжета пьесы.

В последнее время в спектаклях драматического теат­ра все чаще стали звучать песни типа небольших баллад, песни-раздумья, так называемые зонги. В спектаклях они обычно выполняют функцию авторских отступлений, с помощью зонгов можно дать оценку действию, проис­ходящему в пьесе от лица автора или постановщика. Иронические, грустные, патетические, они могут чутко следовать за интонациями пьесы, помогая актерам доне­сти авторскую мысль, а зрителю понять подтекст содер­жания пьесы. Завершая отдельные эпизоды и сцены или внезапно врываясь в действие, зонги связывают все вое­дино, укрупняя смысл событий, придавая завершенность стилевому решений спектакля. Этот песенный жанр наиболее характерен для спектаклей Московского театра драмы и комедии на Таганке («Жизнь Галилея», «Десять дней, которые потрясли мир» и др.), который наиболее активно возрождает принципы поэтического представле­ния на основе традиций Евг. Вахтангова, Б. Брехта, Вс. Мейерхольда.

Но и в других театрах в самых различных по жанру спектаклях звучат зонги: «Р1нтервенция» (Московский театр Сатиры), «Глазами клоуна» (Театр им. Моссове­та). В спектакле Московского драматического театра имени К. С. Станиславского «Робин Гуд» все действие обрамлено стихами о средневековом народном герое Англии. Постановщик использовал эти стихи в качестве лирических зонгов, которые поют все участники спектак­ля — Робин Гуд и его команда.

В спектакле «Влюбленный лев» (Ленинградский театр им. В. Ф. Комиссаржевской), повествующем о современ­ной жизни маленького провинциального английского го­родка, звучит цикл песен — зонгов: «Проваливай», «Песня о гнусности мира», «О кризисе и безверии поко­лений» и др. Само название песенок говорит о восприя­тии западного мира персонажами пьесы и самим ав­тором.

Поэтический стих и музыка к подобным песням до­вольно просты по форме и обычно создаются специально к данному спектаклю. В качестве зонгов могут быть использованы также стихи, написанные ранее, как, на­пример, это сделано в спектакле Московского театра драмы и комедии «Добрый человек из Сезуана», где в ка­честве зонгов звучат стихи Марины Цветаевой. 'Испол­няют зонги, как правило, под гитару.

Частушки и куплеты

Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. По со­держанию частушки довольно различны, в них можно встретить острую, хлесткую сатиру, озорной юмор, лири­ческие раздумья (так называемые страдания) и пр. Ритм в частушках четкий—танцевальный: их исполнение сопровождается обычно игрой на гармошке или бала­лайке.

Частушки имеют вполне определенное временное де­ление: частушки эпохи революции и гражданской вой­ны, частушка 20-х и 30-х годов, частушка наших дней и т. д.

По манере исполнения, особенности музыкального со­провождения, подлинным мелодиям можно отличить ча­стушки, поющиеся в разных областях нашей страны: саратовские, курские, ярославские, вологодские и т. д. Это обстоятельство обязывает режиссера выбирать час­тушки к данному эпизоду, согласуясь с обстоятельствами места и времени сценического действия.

Частушки часто исполняются на злобу дня, и именно эта особенность жанра дает возможность постановщику передать в ней как свое, так и отношение действующих лиц к происходящему в .процессе развития сценического действия.

Только что на сцене произошло какое-то событие, а ге­рой спектакля уже поет об этом частушки и через них выражает свое отношение к этому событию. Такое «опе­ративное» отражение действительности свойственно имен­но этому жанру.

Но частушка в спектакле — это не только внешняя примета времени, это и проникновение в характер дей­ствующих лиц. В частушечных попевках можно нередко выразить и мечты людей и их надежды, протесты и кон­фликты.

В спектакле «Великие голодранцы» (Белгородский драматический театр им. М. С. Щепкина), в котором на­шел отражение глубокий классовый конфликт, проходив­ший в деревне 20-х годов, не раз звучат под гармошку задиристые частушки. Звучат они весело, но в них нахо­дит свое выражение острая классовая борьба.

В наши дни почти ни один спектакль, рассказываю­щий о людях русского сёла, не обходится без частушек, которые стали своеобразной характеристикой сельского народного быта (спектакли «Антей», «Стряпуха», «Стряпуха замужем», «Сердце девичье затуманилось» и др.).

Нередко режиссеры злоупотребляют этим жанром, и тогда частушки становятся своего рода музыкальным ярлыком, штампом для иллюстрации характеристики ме­ста действия.

Частушка может найти свое место в спектаклях иного плана. Громко, с упоением поет Елена — квартирантка в доме старика Бессменова (спектакль «Мещане» в БДТ им. Горького) — залихватские, ухарские частушки, ей подпевают все домочадцы. Здесь частушки — яркий контраст с обшей гнетущей атмосферой жизни обитате­лей дома, они создают своеобразную разрядку их напря­женного настроения.

В частушечной манере могут быть решены отдельные сцены. В спектакле «Пугачев» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) использован прием, так называе­мой «частушечной, шутовской перебивки», когда по ходу действия частушка используется как вставной номер, раскрывающий основной смысл данной сцены. И хотя во времена Пугачева жанра частушки не существовало, режиссеру это не помешало включить их в спектакль.

Куплеты

Это сатирические и комические песенки, которые преимущественно исполняются на эстраде, в оперетте,

в водевилях и комедиях.

Куплеты чаще всего сопровождаются несложной му-зыкой, исполняемой на гитаре, концертино или оркест­ром. Основная тема современного куплета — злоба дня, Очень органично звучали куплеты в популярном спектак­ле Театра Сатиры («Гурий Львович Синичкин»), где их исполнял один из персонажей пьесы — полотер. С легко­стью и блеском произносил он монолог, естественно пе­реходящий в куплеты о графе Льве Николаевиче Тол­стом, «который писал гениально, а плохо писать не умел». Сопровождал его куплеты театральный оркестр. Именно куплеты позволили создать яркий, запоминающийся образ.

Существует мнение, что куплеты — жанр ограничен­ных возможностей и что в драматическом театре их ме­сто лишь в водевилях и комедиях.

Тем не менее опытные режиссеры, обращаясь к куп­летам, используют их в спектаклях других жанров. Зву­чат куплеты в спектакле «Дни Турбиных» (МХАТ), «Память сердца» (Театр им. Евг. Вахтангова) и др.

Вот, например, как с помощью куплетов режиссер спектакля «Беспокойная старость» (БДТ им. Горького) подчеркнул настроение одиночества, отрешенности от мира главных его героев. В комнате двое старых людей, он и она, кипучая жизнь идет где-то далеко за стенами их дома. Дмитрий Илларионович (прообраз русского ученого Тимирязева) садится к роялю и как сорок лет назад изящно, с редкой музыкальностью начинает купле-ты из «Мадмуазель Нитуш», и это становится самой трагической нотой одиночества, а вся сцена — особенно драматической.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.