Здавалка
Главная | Обратная связь

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ



В музыкальном оформлении спектакля может быть использована музыка различных жанров: от симфониче­ских произведений до уличных песенок современных гитарных бардов. В спектакль могут быть введены и оперные отрывки, и хоровые ансамбли, и всех видов камерная музыка, и церковное песнопение, и джазовые пьесы, и т. д. Словом, нет таких музыкальных форм и жанров, которые бы не звучали в драматическом спек­такле.

В крупном плане все музыкальные жанры можно раз­делить на две большие группы: вокальную и инструмен­тальную. Как вокальные, так и инструментальные жанры обладают своими определенными выразительными воз­можностями, которые могут существенно помочь режиссеру при постановке спектакля.

Наиболее широко и часто в драматическом спектакле используются вокальные жанры, а из инструменталь­ных — танцевальная музыка.

ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

К вокальным жанрам относятся: песня, романс, бал­лада, частушка и куплеты.

В отдельных случаях в музыкальном оформлении спектакля могут быть использованы фрагменты из во­кально-инструментальных жанров, таких, как кантата и оратория. Так, знаменитый хор «Вставайте, люди рус­ские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, звучащий как гимн, призыв к борьбе с захватчиками, может органично войти в ткань спектакля на героическую военную тему.

Песня

Сила эмоционального воздействия свойственна всем вокальным жанрам, однако песня занимает среди них особое место, так как является самым распространенным, понятным всем людям музыкальным жанром.

В песне могут быть отражены самые разнообразные эмоции и мысли человека — радость, ликование и безы­сходная тоска, грусть, любовь, гнев, героический порыв и нежность. При всей простоте формы, при всей ее ла­коничности песня обладает многими свойствами, позво­ляющими выражать большие идеи, чувства, обобщать в художественной форме черты характера целого наро­да. Песня как средство образного обобщения открывает большие возможности в области драматургии. Она мо­жет обобщать идею всего спектакля или образно выра­жать смысл отдельной сцены, может просто иллюстри­ровать отдельные моменты сценического действия, выражать характер действующего лица, создавать необ­ходимую атмосферу и т. д. Словом, ей доступна любая функция, выполняемая музыкой в драматическом спек­такле вообще.

К песенным жанрам относятся весьма различные му­зыкальные произведения: и сложенные народом (народ­ная песня), и сочиненные профессиональными компози­торами.

Музыкальные жанры вообще не существуют вне времени, вне истории и тем более это касается народного песенного творчества.

Народные песни являются источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов. Среди русских песен есть песни, отра­жающие круг крестьянских работ и древние обряды, песни эпические и исторические, связанные с реальными событиями прошлого, песни лирические, выражающие глубину и красоту человеческих чувств, песни бытовые, солдатские и многие другие. Особо следует отметить среди жанров русского песенного творчества протяжную песню, как наиболее ярко отражающую национальный характер русского народа.

Песню в спектакле зачастую используют в качестве музыкального вступления, антрактовой и финальной му­зыки.

Еще не погашен свет в зале, а издалека тихо льется нежная мелодия русской песни «Молодая пряха». Она звучит все громче и громче, и вдруг в нее врывается гул самолетов, артиллерийские залпы и звуки губной гар­мошки. Так начинается спектакль «Они сражались за Родину» в Театре им. Моссовета. Сочетание лирической мелодичной русской народной песни в контрасте с резким машинным ритмом и батальными шумами создает гроз­ную атмосферу первых дней Великой Отечественной войны.

Не менее часто в спектаклях используют песни, соз­данные профессиональными композиторами. Все много­образие подобных песен можно условно разделить на массовые песни — новый жанр, родившийся в советскую эпоху: песни-марши или гимны, рассчитанные на испол­нение во время демонстраций, физкультурных парадов, воинских походов, массовых народных гуляний и пр.; бы­товые, предназначенные для исполнения небольшой груп­пой людей дома, на прогулке; эстрадные, исполняемые на концертах отдельными исполнителями для массового слушателя.

На своем более чем полувековом пути советская песня прошла несколько этапов, связанных с различными периодами истории нашей страны. Это — первые годы Октября, 20-е годы, период предвоенных пятилеток, эпо­ха Великой Отечественной войны, первое десятилетие после войны, современный этап.

Это разделение носит, естественно, в какой-то мере условный характер, но каждый этап запечатлен в песнях, и эти песни характеризуются большим различием в сти­ле и жанрах, в условиях бытования самой песни. Для театра это является важным обстоятельством — песня, как ни один другой из музыкальных жанров, обладает временной чуткостью, точно вбирая в себя психологию людей и настроение тех лет, когда она создавалась.

Нельзя перепутать песню, созданную в 20-е годы, с песней времен Великой Отечественной войны и тем бо­лее с современной песней.

Драматург и режиссер, вводя песню в сценическое действие, как бы возвращают зрителя в прошлое, создают у него строй мыслей, чувств, понятий, созвучных тому времени. Интересным в этом отношении является спек­такль «Так и будет» в Малом театре. На протяжении всего действия в спектакле звучат песни времен Великой Отечественной войны, а в программке точно сказано: «музыка из программ радиовещания сентября 1944 г.». Таким образом, при использовании песенного творчества для воссоздания на сцене нужной атмосферы действия режиссеру следует знать основные характерные особен­ности песенного творчества, бытовавшего на каждом из указанных выше этапов,

В годы революции и гражданской войны звучали песни-гимны, вышедшие из подполья,— «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Бес« куйтесь, тираны» и такие, как «Смело мы в бой пойдем», «Яблочко». Энергичный, четкий ритм, боевая воодушев­ляющая музыка, несущая в себе пафос революции, суровую героику сражений — все это может существенно помочь при постановке спектакля на революционную тему.

Песня 20-х годов — это песня о новой жизни, о молодежи, о прошедших годах гражданской войны. Мелодии песен в основном были задорные, огневые. Популярными в то время были такие песни, как «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Наш паровоз», «Там вдали за рекой», «Конная Буденного» и др. Большой популярностью поль­зовалась в те времена песня В. Кручинина «Кирпичи­ки». Сейчас эта песня в театре и в кино используется обычно в ироническом смысле, хотя в свое время она бы­ла написана на вполне для этого времени серьезную тему.

30-е годы явились расцветом советского песенного искусства. Массовый и праздничный характер приобрели демонстрации, физкультурные парады, народные гулянья. Изменился музыкальный язык песен, гораздо разнооб­разнее стала песенная интонация. Наиболее ярко могут отразить атмосферу тех лет «Москва майская» братьев Покрасс, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Вдоль деревни» Б. Захарова, «Катюша» М. Блантера, «Спят курганы темные» Н. Богословского и многие другие. Но особенно популярными в то время были песни И. Дунаев­ского «Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Спор­тивный марш», «Марш энтузиастов» и т. д. По этой при­чине драматурги и режиссеры, понимая отлично истори­ческое своеобразие творчества этого композитора, часто обращаются -для воссоздания соответствующей эпохи именно к песням Дунаевского.

Следует сказать о цикле песен о гражданской войне, написанных различными композиторами в 30-е годы. Та­кие песни, как «Каховка» И. Дунаевского, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Орленок» В. Белого, «Проща­ние» («Дан приказ ему на запад») Дм. Покрасса и др., живо и эмоционально передают героику гражданской войны, Но иногда по неведению эти песни звучат в спек-таклях4 воссоздающих эпоху гражданской войны, чтоявно нарушает правдоподобность сценического дейст­вия.

Тем не менее это, конечно, не значит, что режиссер не может включить в спектакль о прошлом песни, соз­данные в другое, более позднее время. Важно, чтобы та­кой прием использования песенного творчества помогал раскрыть творческий замысел постановки. В спектакле «Василий Теркин» (Театр им. Моссовета) в финале зву­чит строевая песня, песня-марш «В путь» В. Соловьева-Седого. И хотя эта песня написана автором спустя много лет по окончании Великой Отечественной войны, она много говорит солдатскому сердцу, и ее звучание органически вплетается в общую жизнерадостную карти­ну всего спектакля.

В дни Великой Отечественной войны было написано очень много новых песен, и среди них особо надо отме­тить песню-гимн «Священная война» А. Александрова. Исполнение этой песни всегда производит на слушателя огромное впечатление. Недаром именно эту песню часто используют в спектаклях как музыкальную эмблему Ве­ликой Отечественной войны.

Живо передать атмосферу тех далеких военных лет помогут такие песни, как «Землянка» К. Листова, «В ле­су прифронтовом» М. Блантера, «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Синий платочек», «Огонек» и многие другие.

Исполнялись эти песни обычно под гармонь, баян, гитару. Лучшие песни как военных, так и довоенных лет живут и сейчас, они звучат с эстрады, по радио, записаны на грампластинки. Но исполняют их нередко в новой инструментальной обработке, в другом ритмическом ри­сунке. В частности, в состав аккомпанирующего ансамб­ля иногда включают те или иные электромузыкальные инструменты и используют при записи различные звуко­вые эффекты, как, например, эффект реверберации, что совершенно не соответствует музыкальному сопровожде­нию тех лет. К этому следует добавить, что исполнитель­ская манера современных певцов также нередко отли­чается от исполнительской манеры певцов того времени.

Все это необходимо учесть при включении песенного материала в тот или иной спектакль. Зачастую именно инструментовка, певческая манера создает на сцене тот неуловимый колорит времени, который порой очень труд­но создать другими средствами.

Песни первого послевоенного десятилетия — это прежде всего песни обобщающего значения —о Родине, о Ленине, о коммунистической партии, песни-гимны. Но вместе с тем много песен было написано о самоотвержен­ном труде советского народа, о дружбе, о любви, о про­шедших и отгремевших боях и походах.

Назовем некоторые песни, которые могут наиболее ярко охарактеризовать то время в различных сценических ситуациях. Так, например, в сцене встречи старых фрон­товых друзей уместно будет включить песню В. Соловье­ва-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане», а в сцене отъезда молодежи на целину песню В. Мурадели «Едем мы, друзья» или песню Е. Родыгина «Едут новоселы». Поэтический настрой в спектакле из жизни первых послевоенных лет может создать очень популяр­ная в то время песня «Летят перелетные птицы» М. Блантера. В сцене «Деревенская околица» естествен­но будет звучать песня, получившая большую популяр­ность в те времена, «Уральская рябинушка». Встреча старых школьных друзей может быть окрашена лириче­ской песней И. Дунаевского «Школьный вальс» и т. д.

Не следует, однако, рассматривать приведенные при­меры как единственный способ музыкального оформле­ния подобных сцен, все будет зависеть от режиссерского замысла, от жанра произведения, от конкретных сцени­ческих условий. Возможно, что в подобных случаях ока­жется нужной лишь музыка к этим песням, звучащая фоном на сцене или в зрительном зале, но, может быть, достаточно будет того, чтобы кто-либо из героев напевал эту же мелодию.

Необходимо заметить, что если по ходу действия ре­шено включить лишь музыкальное сопровождение попу­лярной песни, то следует учесть содержание поэтического текста и ясно представить себе, не вступит ли он в про­тиворечие с исполняемой сценой.

Эпоха 50-х годов характеризуется песнями «Ленин­ские горы» Ю. Милютина, «Комсомольцы — беспокойные сердца» А. Островского, «Пора в путь-дорогу», «Марш нахимовцев» В. Соловьева-Седого, «Сормовская лириче­ская», «Одинокая гарйонь» Б. Мокроусова и т. д.

Возможно, что, намечая музыкальное решение, ре­жиссер остановится на песне малознакомой, но более всего подходящей для данной сценической ситуации, для исполнителя,

В отличие от предыдущих лет современные песни от-ражают разнообразные общественные и личные темы че­рез восприятие одного человека, что дает возможность более точно выразить настроение и чувства героя на сцене.

Советскими композиторами создано много замеча-тельных песен, отражающих все стороны яашей жизни, и вряд ли стоит их перечислять. Перед постановщиком, звукорежиссером стоит лишь одна задача — выбрать ту единственную песню, которая органично сольется с дей* ствием, с образом и характером советского человека, жи­вущего в спектакле.

Кроме общеизвестных песен, являющихся своего рода аксессуаром, принадлежностью определенных явлений и событий, в спектаклях нередко звучат оригинальные песни, написанные композитором специально к данной постановке. Но и в этом случае композитор стремится выразить в музыке характерные особенности эпохи и народа, используя для этого как инструментовку,, так и мелодическую структуру.

Следует особо остановиться на зарубежных песнях и песенных мелодиях. Такие песни, естественно, звучат в спектаклях западных драматургов, но и в пьесах советских авторов зарубежная песня— не редкость. В спек­такле Театра им. Евг. Вахтангова «Память сердца» ста­рый артист при встрече с бывшим итальянским парти­заном запевает антифашистскую песню «Бандерра рос­са», которая олицетворяет солидарность борцов против фашизма.

Нередко зарубежные эстрадные песенки вводятся для характеристики отдельных действующих лиц. В спектак­ле «Юстина» (ЦТСА) есть один вставной музыкальный номер — песенка главной «отрицательной» героини, мод­ной американизированной певицы. Популярная англий­ская песенка «Голубые острова», исполняемая в шаблон­ной джазовой манере — резкий диссонанс по отношению ко всей остальной музыке спектакля,— ярко и лаконично характеризует враждебный главным героям лагерь.

Пьесы драматургов братских стран также часто на­сыщены национальными песнями и танцами. Известная пьеса польского драматурга Кожушника «Сверчок» пол­ностью построена на современных польских эстрадных песнях.

Каждая зарубежная песня, введенная в спектакль, может в какой-то мере помочь охарактеризовать время действия. Несколько раз звучит в спектакле «Затейник» (Театр им. Моссовета) песенка «Ямайка» в исполнении Робертино Лоретти. Эта песня в нашей стране была очень популярна в начале 60-х годов, время, в котором протекает действие пьесы.

Нередко обращаются к зарубежным песням при по­становке и таких поэтических спектаклей, как «Малень­кий принц» (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). На протяжении всего дей­ствия в спектакле звучат джазовая музыка и эстрадные песни на английском и французском языках.

При включении зарубежной песни в спектакль необ­ходимо помнить, что если данная песня по ритму, мело­дии подходит к сценическому действию, то текст может идти вразрез с характером данной пьесы. Поэтому, прежде чем остановить свой выбор на той или иной песне, следует проконсультироваться у переводчика о содержа­нии текста.

Многие западные эстрадные, джазовые песенки и шлягеры похожи один на другой, и тем не менее для каждой страны характерны свои исполнители и своя ма­нера исполнения. Во Франции большой популярностью пользуются песни Шарля Азнавура, Адамо, Мирей Матье, Саша Дисстель, Жюльетт Греко, Жаклин Франсуа и др. Песенки в их исполнении можно найти на грам­пластинках, выпущенных фирмой «Мелодия».

В пьесах, характеризующих современную Америку, естественно, могут звучать вокальные произведения джа­зового плана в исполнении таких известных джазовых исполнителей, как Э. Фицджеральд, Ф. Синатра, Л, Армстронг и пр.

Песни протеста, песни-призывы современных амери­канских певцов, таких, как Пит Сигер, Дин Рид — широ­ко известных в Советском Союзе, помогут передать и под­черкнуть в спектакле атмосферу борьбы американской молодежи за мир, протест против расовой несправедли­вости.

Своеобразие народного песенного творчества амери­канских негров особенно ярко выражено в так называе­мых спиручиэлах — духовных песнопениях, Наиболее вы­разительно эти песни звучат в исполнении негритянской певицы Махелии Джексон, Поля Робсона, Э, Фицдже­ральд,

Таким образом, вдумчивый подход к выбору той или иной зарубежной песни .поможет режиссеру не только как бы обозначить место и время действия, но и под­черкнуть национальные и социальные особенности того народа, жизнь которого воссоздается на сцене.

Нередко режиссер, ставя спектакль на молодежные темы, обращается к песням самодеятельных авторов. Их творчество, получившее сейчас широкое распростране­ние и занявшее заметное место в быту молодежи, требует тщательного отбора. Среди песен подобных авторов есть действительно много содержательных и оригинальных поэтических текстов, но зачастую со сиены звучат мало­художественные пошловатые строки. Кроме того, музы­кой к таким произведениям обычно служат самые заез­женные, взятые из бытовых романсов, уличных и жар­гонных песен мелодии.

Тем не менее для характеристики отдельных персона­жей или группы, для создания определенной атмосферы действия режиссеру бывает необходимо специально вклю­чить в спектакль малохудожественные произведения вокального жанра. Кроме того, могут понадобиться песни из канувшего в прошлое воровского репертуара. В спектакле «Интервенция» (Московский театр Сатиры) тройка анархистов поет песенки «Лимончики», «Шара­бан», они же исполняют своеобразный гимн анархистов «Цыпленок жареный». Включены все эти произведения в спектакль для придания действию необходимого коло­рита, и, конечно, они как нельзя лучше характеризуют персонажей.

В спектакль могут быть введены и различные церков­ные песнопения. Интересный пример в этом смысле дает постановка пьесы «Откуда грех?» в Минском театре им. Янки Купалы. Режиссер ввел в спектакль сектант­ские псалмы, исполняемые на мотивы популярных ста­ринных и современных песен. Пародия здесь достигает, казалось бы, своей кульминации. Однако выясняется, что псалмы эти — подлинные, они собраны автором и без изменения вставлены в спектакль. Самым пародийным оказалось самое достоверное.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.