Никель - железных аккумуляторов.
Никель - железные (НЖ) аккумуляторы открытого типа отличаются от никель-кадмиевых аккумуляторов открытого активной массой отрицательного электрода, в которой относительно дорогостоящий кадмий отсутствует. Поэтому никель - железные аккумуляторы являются самыми дешевыми по стоимости. В качестве электролита никель-кадмиевых аккумуляторов также используется раствор едкого калия в дистиллированной воде с добавлением моногидрата лития (составной электролит). В зависимости от условий эксплуатации электролит используется плотность 1.19 – 2.21 г/см3 (при температуре окружающей среды от – 200 до +350 С) или плотностью 1.26 – 1.28 г/см3 (при температуре окружающей среды ниже – 200 С). Режимы заряда аналогичны режимам заряда никель-кадмиевых аккумуляторов открытого типа. Щелочные никель - железные аккумуляторы обладают следующими достоинствами: - достаточно большой срок службы (400 – 700 циклов); - конструктивно прочны; - сравнительно просты в эксплуатации и хранении; - дешевы в производстве. Недостатками никель - железных аккумуляторов являются: - большое внутреннее сопротивление (что не позволяет использовать их для стартерного запуска двигателя); - значительный саморазряд; - плохая работоспособность при низких температурах; - не допускают работы в буферном режиме. Эти недостатки не позволяют широко использовать никель - железные аккумуляторы в устройствах электропитания военных установок связи.
Серебряно-цинковые аккумуляторы.
Устройство серебряно-цинковых аккумуляторов.
Конструктивное исполнение серебряно-цинковых аккумуляторов (СЦ) существенно отличается от обычных щелочных аккумуляторов. В них положительные пластины изготавливаются из чистого серебра, а отрицательные представляют собой смесь порошка металлического цинка с окисью цинка. Положительные и отрицательные пластины изолированы друг от друга несколькими слоями гидратцеллюлозной пленки, хорошо пропускающий электролит, но задерживающей твердые частицы. Кроме того, положительные пластины находятся в специальных щелочестойких салфетках (рис.15).
Рис. 15 Устройство серебряно-цинкового аккумулятора: а- внешний вид СЦД-12; б- устройство: 1-полюсные выводы; 2-отрицательные пластины; 3-пластмассовый корпус; 4-положительные пластины; 5-сепаратор из капроновой ткани.
Пакет из положительных и отрицательных электродов помещается в сосуд из полистирола, на крышке корпуса имеются отверстия: два – для борнов, одно – для пробки. На одной из торцевых стенок имеются две красные полосы: верхняя соответствует уровню электролита заряженного аккумулятора, нижняя – уровню электролита разряженного аккумулятора. Электролит – калиевый (КОН) – химически чистый, плотностью 1.4 ±0.02 г/см3, поставляется вместе с аккумуляторами в герметичных емкостях из полистирола. Электродвижущая сила (ЭДС) свежезаряженного аккумулятора равна 1,82-1,86 в, при разряде она снижается до 1,55-1,6 в. Промышленность России выпускает следующие типы серебрянно - - цинковых аккумуляторов: - СЦК – аккумуляторы, рассчитанные на кратковременные режимы разряда (до 1 часа). - СЦС – аккумуляторы, рассчитанные на средние разрядные токи (до 5 часов). - СЦД – аккумуляторы, предназначенные для длительных режимов при малых разрядных токах (10 – 20 часов). - СЦМ – аккумуляторы для многократных циклов при средних и длительных режимах разряда. - СЦВ – аккумуляторы для работы в буферном режиме.
В условном обозначении серебряно-цинковых аккумуляторов две первые буквы обозначают электрохимическую систему, третья характеризует конструктивную разновидность (режим разряда), число является условным обозначением типоразмера и, примерно, соответствует номинальной емкости. Например, условное обозначение аккумулятора СЦД – 12 расшифровывается так: серебряно – цинковый аккумулятор емкостью 12 а∙ч, предназначенный для 10 – 12 часовых режимов разряда. Особенности эксплуатации серебряно - цинковых аккумуляторов. Серебряно-цинковые аккумуляторы могут быть разряжены большими токами, соответствующими отдаче всей емкости аккумулятора за 3 – 5 минут. Так, например, аккумулятор СЦК – 25 может быть разряжен током 200 – 300 А. При больших токах длительность разряда ограничивается обычно не емкостью аккумулятора, а температурой его разогревания. Характерной особенностью СЦ аккумуляторов является также и то, что их общая емкость мало зависит от режима разряда и при больших токах уменьшается незначительно. Разряд большими токами сопровождается лишь некоторым уменьшением величины отдаваемой энергии, обусловленным в основном некоторым снижением разрядного напряжения. Срок службы серебряно – цинковых аккумуляторов зависит от их типа и режима эксплуатации. Для отечественных серебряно - цинковых аккумуляторов в характерных для них режимах гарантируется: - для аккумуляторов типа СЦК – 10 циклов; - для аккумуляторов типа СЦС – 25 циклов; - для аккумуляторов типа СЦД– 30 – 50 циклов; - для аккумуляторов типа СЦМ – 100 циклов. При эксплуатации аккумуляторов необходимо также учитывать, что при высокой температуре происходит резкое возрастание саморазряда, поэтому необходимо предохранять аккумуляторы от нагревания. При низкой температуре работоспособность серебряно – цинковых аккумуляторов также уменьшается, т.е. уменьшается напряжение, разрядный ток и емкость. При температуре –300 С и ниже аккумулятор не в состоянии разряжаться в интенсивном режиме без внешнего подогрева или предварительного кратковременного разогрева путем короткого замыкания. При –400 Сбез подогрева серебряно – цинковый аккумулятор практически не работоспособен. Таким образом, основными достоинствами серебряно-цинковых аккумуляторов являются: - высокие удельные характеристики (большая емкость при малых габаритах и массе аккумулятора: в 4 – 5 раз больше, чем в никель – кадмиевых аккумуляторах); - высокая стабильность напряжения аккумулятора при разряде (Uр) до конца разряда; - малое внутреннее сопротивление (тысячные доли Ома), что допускает разряд аккумулятора большими токами; - относительная безвредность для окружающего личного состава и аппаратуры. К недостаткам относятся: - сложность приведения в действие; - сложность в эксплуатации, чувствительность к перезарядам; - неудовлетворительная работоспособность при низких температурах; - небольшой срок службы (не более 100 циклов); - высокая стоимость.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|