Здавалка
Главная | Обратная связь

Как решить, чему учить



В случае с Эвелин первые несколько месяцев ушли на обучение навыкам готовности (выполнение простых инструкций, имитация основных движений, усидчивость на стуле). Почти все обучение проходило маленькими порциями в четких рамках (сидя напротив друг друга на стульях). Обучающий вводит все инструкции, используя физическую помощь по мере надобности. Руководство движениями Эвелин становилось минимальным, когда она начинала реагировать быстрее.

Джеффри же уже умел сидеть на стуле, имитировать (хотя непоследовательно) и называть некоторые предметы, поэтому его программа была значительно шире. Его учитель, кроме занятий использовала естественные ситуации, чтобы учить его в течение дня. Например, Джеффри спрашивали о предметах, которые ему предъявлялись ранее без применения речи. Физическое руководство почти не требовалось. Однако другие способы (например, моделирование действий) применяли, чтобы добиться большей непосредственности. Как показывают два этих случая, четкое представление об уровне способностей ребенка может значительно влиять на подход к обучению.

Первый шаг в решении, чему учить состоит в сборе информации о ребенке. Существует большой выбор приемов, как это делать: 1) анкетирование человека, который знает ребенка лучше всего; 2) наблюдение за ребенком дома, 3) выполнение существующих для этого тестов.

После того, как вы установите уровень ребенка. Выберите 15-20 задач, которым будете учить в следующие 3-6 месяцев. Общее количество ограничивают с тем, чтобы обеспечить достаточно тренировки (повторения) одних и тех же упражнений. Начните с 3-5 заданий и постепенно увеличивайте количество, по мере того, как ребенок будет проявлять больше терпения и усидчивости. Программа должна продвигаться от обучения навыкам готовности учиться (смотреть на учителя, выполнять простейшие команды, оставаться на стуле, имитировать основные движения) к первым шагам обучения речи и развитию познавательных способностей.

План обучения

Чтобы составить план, давайте рассмотрим следующие вопросы.

1. Когда вы узнаете, что ребенок усвоил навык?

2. Как определяется цель поведения?

3. Где и когда будут происходить занятия?

4. Какие материалы потребуются?

5. Какие стимуляторы будут мотивировать ребенка?

6. Как вы будете измерять достижения ребенка?

7. Каковы этапы обучения? Как вы будете знать, когда переходить к следующему этапу?

8. Как предъявлять инструкции и материал?

9. Что вы будете делать, если ребенок реагирует неправильно/правильно?

10. Как способствовать обобщению и закреплению навыков?

Первый шаг планирования – определение цели для каждого конкретного навыка. Например, по команде: «Делай это» Эвелин будет имитировать 10 представленных вразброс движений с 80% точности на протяжении 3-х последовательных занятий. Такая степень определенности позволит вам объективно решать, когда навык усвоен. Каждая цель имеет 3 составных:

1) указание условий, в которых будет наблюдаться такое поведение – когда прозвучит команда и произвольно (вразброс);

2) указание ожидаемого поведения – имитация 10 движений;

3) указание критерия точности – 80% на 3-х занятиях.

Описывая содержание инструкций, помните о 3-х видах:

1) прямые указания;

2) инструкции, основанные на различных видах деятельности;

3) обучение при удобном случае.

При прямом обучении учитель непосредственно следит за четким исполнением команд, сидя напротив ученика. Задания задаются в быстром темпе одно за другим. В деятельностном обучении учитель может намеренно не приготовить какие-то материалы и обучать ребенка спрашивать о них. Оба этих вида, в основном, продумываются и контролируются учителем. Напротив, обучение в создавшихся ситуациях предусматривает наблюдение за деятельностью ребенка, а учитель вмешивается при определенных обстоятельствах, чтобы научить конкретно затребованному навыку: например, ребенок хочет пить и показывает на холодильник, а учитель моделирует правильную просьбу и обучает ей ребенка. Таким образом, прямое обучение более запланировано и позволяет проводить многократное повторение. Зато деятельностное и «случайное» обучение способствует лучшему обобщению. Все эти стратегии важны и должны использоваться в разное время в зависимости от навыка, которому обучаете и возможностей ребенка. Например, очень рассеянных детей учить новым словам лучше сначала прямым способом, а потом, чтобы навык «заработал» лучше переходить к деятельностному и ситуационному способам.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.