Здавалка
Главная | Обратная связь

Язык в социальном контексте (прагматическое использование речи)



Дети, у которых грамматика и словарный запас уже развиты, могут иметь проблемы в социальном общении.

Правила общения

На правила ведения беседы не обращают внимания, пока они не нарушаются. Когда же они нарушены, кажется, что-то не так, но не всегда ясно, что именно. Правила общения включают умения начать и завершить разговор, поддержать тему или сменить ее, заполнить возникшую паузу, сообщив, что вы чего-то не поняли. Например, никто не начнет беседу с фразы: «Мне это действительно нравится». Сначала вы поздороваетесь и сообщите, о чем пойдет речь. Например, «Привет, Салли, как дела? Я как раз думал о книге, которую вчера закончил. Она мне действительно понравилась». А после того, как вам сообщат о каких-то переживаниях, никто не говорит сразу: «Пока», нужен хотя бы мостик: «Мне так жаль это слышать, но, в самом деле, мне пора идти». Специалисты языка и речи рассматривают беседу как игру в теннис: один подает, а другой отбивает. В беседе цель состоит в том, чтобы «продержать мяч в воздухе на протяжении нескольких передач». Дети младшего возраста с нарушением речи зависят в разговоре от партнера и не в состоянии взять на себя его роль. «Мяч у них часто падает» они могут упорно повторять предложения или задавать неподходящие вопросы, делать неуместные замечания. В этом случае взрослый помогает отвечать и уводит ребенка от неверных высказываний.

Взрослый: Я посмотрел вчера отличное кино.

Ребенок: (не реагирует)

Взрослый: Что бы ты мог спросить меня?

Ребенок: Сколько минут шло кино?

Взрослый: Это глупый вопрос, спроси что-нибудь еще.

Задавая такие вопросы, можно улучшить разговорные навыки ребенка. Заявите тему (как в образце), а потом помогайте ребенку, поддерживая или расширяя тему подходящими вопросами или дополнительной информацией.

Взрослый: Я слишком много съел на празднике.

Ребенок: (нет реакции)

Взрослый: А что ты можешь сказать?

Ребенок: Я ел не очень много.

Важно помнить, что дети, умеющие произносить многосложные фразы, еще не всегда могут правильно использовать их в речи. Это могут быть эхоподобные фразы, слова не к месту. Эхолалия может быть использована, чтобы ребенок высказался в свою очередь в диалоге, для утвердительных (подтверждающих ответов), с другими конструктивными целями. Родитель может назвать слово или два или визуальную опору, чтобы ребенок воспроизвел новый ответ, не эхоподобный, или предоставить упрощенную модель того, что ребенок намерен сказать. Говорить соответствующие вещи – важный прагматический навык. Если я говорю, что встретил твоего отца в аэропорту, а ты отвечаешь, что любишь арахисовое масло, это неуместно. Если я говорю, что видел лучшего друга на вокзале, а ты спрашиваешь, сколько пуговиц на его пиджаке, это не относящийся к теме вопрос. Реагируйте так: «Это глупо. Что еще ты можешь сказать/спросить?» Если ребенок не знает, что сказать, моделируйте его реплику и пробуйте сначала.

Если дети упорно продолжают говорить одно и то же, обрывайте их: «Это глупый разговор, давай поговорим о чем-нибудь еще».

Не пропускайте незамеченными ошибки. Если ребенок часто путает слова и перекладывает на вас задачу понимания, останавливайте и переспрашивайте, что он имел в виду, если он сам не может исправить ошибку, моделируйте вы. «Кто ударил Джейка на площадке? Кто это сказал: Тед или женщина?»

Когда ребенок смотрит на полку и говорит: «Я хочу это», спросите: «Что именно?» Так вы дадите ему понять, что произошел сбой в беседе. Ему будет нелегко восстановить ход разговора, т.к. его запас ограничен. Чаще повторяйте: «Скажи больше». Или создавайте опоры: например, вы предлагаете: «Красную?» Ребенок: «Да, красную». Вы: «Коробку?» Ребенок: «Да, коробку. Я хочу красную коробку». Ваш ребенок также должен научиться давать вам понять, когда он не понимает, что вы имеете в виду. (См. описание игр далее).

Иногда у детей отсутствуют необходимые в речи связки, как в следующем примере:

Ребенок: Синий.
Взрослый: Синий?
Ребенок: Красный.
Правильно было бы сказать: «Да. Я хотел сказать красный».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.