Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит операций с основными средствами.



Цель аудита основных средств – составить обоснованное мнение о достоверности и полноте информации об основных средствах, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Основные задачи аудита ОС:

– изучение состава и структуры основных средств, условия их хранения и эксплуатации;

– подтверждение достоверности оценки основных средств в учете;

– проверка правильности оформления и отражения в учете, операций по движению основных средств;

– подтверждение достоверности сумм начисленной амортизации и износа;

– установление объемов выполненных ремонтов основных средств и подтверждение правильности результатов в учете;

– оценка качества проводимой перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств;

– подтверждение итогов проводимой переоценки при наличии таковой.

Программа аудита основных средств

При планировании аудита прежде всего составляется рабочая программа, в которой содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей и т. д.

В программу аудита целесообразно включить следующие контрольные процедуры:

-проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам и к нематериальным активам;

· оценку сохранности и проверку наличия (инвентаризация или ее результаты);

-проверку документального оформления;

-проверку правильности формирования первоначальной (восстановительной) стоимости;

-проверку обоснованности и размера начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;

-проверку операций с основными средствами в рамках заключенных договоров лизинга;

-анализ и обобщения результатов аудита.

Методы получения аудиторских доказательств

Аудиторская проверка учета ОС

I этап.Аудитор должен изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета. В процессе изучения устанавливается правильность отнесения объектов к основным средствам, их классификация, а также формирование инвентарных объектов основных средств. Для этого аудитор выясняет, соблюдались ли при принятии объектов к учету требования ПБУ 6/01:

– объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

– объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

– организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

– объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

II этап. Аудитору необходимо получить сведения об условии хранения и эксплуатации объекта, их сохранности (наличие договоров о материальной ответственности), закреплении объектов за конкретным подразделением, наличии инвентарных номеров и технической документации.

Методы проверки:сплошная или выборочная проверка; опрос работников организации, бухгалтерии; тестирование.

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки основных средств; опросный лист для наблюдения за инвентаризацией основных средств; протокол наблюдения за проведением инвентаризации; рабочие документы аудитора по разделам и областям аудита.

Аудиторские процедуры проверки отражения в учете основных средств: ознакомление с опросным листом по планированию проверки основных средств; изучение структуры основных средств; проверка операций на соответствие положениям ПБУ 6/01 и учетной политике, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете; проверка правильности оценки объектов основных средств при приобретении и при выбытии; проверка правильности оформления и отражения в учете операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия; если организация имеет земельные участки, проверка полноты и правильности оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, правильности определения балансовой стоимости земельных участков, полноты и правильности начисления и перечисления в бюджет земельного налога; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического и синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса; проверка первичных документов, пересчет и другие аналитические процедуры, формирование выводов по результатам проверки.

Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора. Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы с указанием характера нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора по устранению нарушений. В рабочих документах должны быть указаны: краткая характеристика нарушения; расчет количественного влияния нарушения на финансовые результаты; наименование показателя, который изменяется, и скорректированное значение показателя.

Типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств

Типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются:

Не на все принятые основные средства оформляются актами о приеме-передаче объектов основных средств · неотражение на забалансовых счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах)

В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет ОС ведется в инвентарных карточках, при том, что на практике этого не делается.

Несвоевременное оприходование объектов основных средств.

Неправильное определение первоначальной стоимости ОС.

Неправильно осуществляется начисление амортизации.

Предприятие продолжает начисление амортизации по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.

Неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств.

Несоответствие информации о наличии и стоимости ОС по данным Главной книги, инвентарным карточкам, инвентаризационным описям и формам отчетности и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.