Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Основная цель аудита - установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи: - проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности; - подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности; - оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий. Источники информации: договоры на поставку продукции; счета-фактуры; акты сверки расчетов; копии платежных документов; акты инвентаризации расчетов; учетные регистры по счету 62;главная книга и бухгалтерская отчетность. План и программа проверки. I этап. Проверка правильности оформления первичных документов по реализации готовой продукции, оказанных услуг, выполненных работ, товаров, ТМЦ с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности. II этап. Проверка правильности ведения учета непосредственно в регистрах бухгалтерского учета, для чего необходимо: 1) проводить соответствие расчетных и отпускных цен учетной политики и данных бизнес-плана (приказа); 2) наличие книги продаж и правильность ее ведения; 3) структура реализации продукции (проверяются как отпускные цены, так и цены по реализации); 4) виды дотаций на продукцию и их размеры; 5) размер претензий, предъявление показателей и порядок их размещения; 6) размер коммерческих расходов и доходов по реализации продукции; 7) транспортные расходы и оплата погрузочно-разгрузочных работ, а также правильность их оформления. III этап – это проверка правильности отражения данных первичного учета в регистрах синтетического и аналитического учета. Для этого проверяются реестры реализации продукции по ее видам, сортности, отпускным ценам и ценам реализации. IV этап. В заключение все выявленные расхождения классифицируются по видам нарушений, определяется размер убытков от неправильного ведения и организации учета и делается предположение по улучшению организации учета с покупателями, порядку заключения договоров, видов оплаты по ним, порядок уплаты налогов и порядок составления положения об учетной политике предприятия. Типичные ошибки: В договоре не указывается цель (цели) приобретения товара. В некоторых случаях заключая несколько договоров с одним поставщиком, организации прилагают лицензии только к одному договору, как правило, самому первому. В части организации первичного учета: - арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при изменении количества, веса, размера и т.п.); - отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу; - нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ); - отсутствие графика документооборота; - ошибки при регистрации документа (расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры); - несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам); - уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению; - нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов). В части организации бухгалтерского и налогового учета: - счетные ошибки при исчислении курсовых разниц; - неправильное отражение на счетах учета суммовых разниц; - неправомерное признание задолженности безнадежной; - нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденций счетов; - замена подлинных документов их копиями, не заверенными в установленном порядке; - ненадлежащее ведение учета (недостаточно аналитического учета, формальное проведение инвентаризации ресурсов и т.д.); - ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление претензий по договорам; - отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной задолженности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|