Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит учета нематериальных активов.



Нематериальные активы– это имущества, не имеющие материально-вещественного содержание используемые в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или реализации товаров, в течении длительного срока.

Цель аудита нематериальных активов (НМА) – сформировать мнение относительно правильности их классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности.

Для достижения целей аудита операций с НМА аудитор должен решить ряд задач:

1) изучить состав и структуру нематериальных активов;

2) подтвердить право собственности на них;

3) подтвердить первичную оценку систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций;

4) установить правильность отражения в учете операций с НМА;

5) подтвердить достоверность отражения в учете операций по НМА;

6) оценить качество инвентаризации нематериальных активов.

План и программа проверки НМА.

В начале проверки операций с НМА аудитор должен убедиться, что объекты, отраженные в составе нематериальных активов, в действительности являются таковыми, исходя из требований ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Для этого необходимо изучить первичные документы и учетные регистры и сопоставить с перечнем нематериальных активов согласно ПБУ 14. Те объекты, которые введены до ПБУ 14, остаются в составе нематериальных активов. Следует иметь в виду, что ПБУ 14 распространяется только на коммерческие организации. Далее необходимо изучить правильность оценки нематериальных активов и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по их движению. Приобретение и выбытие объектов нематериальных активов производится в порядке, аналогичном приобретению и списанию основных средств – поступление отражается на счете 08, а после того как первоначальная стоимость сформирована, дебетуется счет 04, а выбытие производится с применением счета 91. Далее проверяется соответствие порядка начисления амортизации способам и методам, отраженным в учетной политике. ПБУ 14 дает возможность амортизировать двумя способами: через счет 04 и через счет 05. На заключительной стадии можно проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета нематериальных активов записям в главной книге и балансе.

Методы и этапы аудита нематериальных активов.

Методы проверки:

-сплошная проверка (основные регистры синтетического учета нематериальных активов);

- выборочная проверка (первичные документы);

- опрос;

- тестирование;

- арифметический пересчет.

Этапы аудита нематериальных активов:

1. Ознакомительный этап. Анализируется состав нематериальных активов организации.

Для этого аудитор изучает данные первичного учета, а также бухгалтерские регистры и подтверждает обоснованность классификации объекта в качестве нематериального актива. Значительное внимание следует уделить анализу договоров, патентов, свидетельств о регистрации права собственности и других документов, подтверждающих право собственности организации на нематериальные активы. На этом этапе выясняется, учитываются ли в составе бухгалтерского счета 04 активы, не являющиеся нематериальными.

Далее аудитор проверяет документальное оформление учета нематериальных активов, в частности использование унифицированных форм учета, правильность оформления первичных документов при их принятии к учету.

Во время проверки оценивается организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов, обеспеченность информации по единицам учета, соответствие открытых субсчетов бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы», Плану счетов бухгалтерского учета, а также рабочему плану счетов, утвержденному учетной политикой организации.

2. Аудит учета поступления (создания) нематериального актива. Нематериальные активы организация может приобрести за плату по договору купли-продажи, получить безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, а также создать собственными силами либо с привлечением сторонних организаций. Аудитор проверяет источники поступления нематериальных активов и устанавливает достоверность отражения экономической сущности поступления активов в бухгалтерском учете. Для определения верного отражения операций по поступлению нематериальных активов необходимо провести анализ заключенных договоров, первичных документов, убедиться в правильности формирования первоначальной стоимости актива.

Аудитор рассматривает своевременность постановки на учет нематериальных активов и правильность методологии произведенных бухгалтерских проводок. Для этого первичные документы сверяют с данными регистров по бухгалтерским счетам 04 «Нематериальные активы» и 08 «Капитальные вложения».

3. Аудит учета начисления амортизации нематериального актива. От правильности начисленной амортизации зависит достоверность отражения остаточной стоимости нематериального актива в отчетности организации. На данном этапе проверки аудитор обращает внимание:

- на соблюдение учетной политики организации в части начисления амортизации (способы начисления должны соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства);

- правильность установления срока полезного использования и определения нормы амортизации;

- достоверность расчета сумм амортизационных отчислений.

4. Аудит выбытия нематериальных активов. Во время аудита выбытия нематериальных активов в первую очередь рассматриваются способ их выбытия, наличие основания для списания активов, а также его документальное подтверждение. Кроме того, проверяется правильность отражения операций по выбытию нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета и подтверждается достоверность определения финансового результата выбытия активов.

Выбытие - через счет 90, 91 (если реализация, передача или списание недоамортизированных активов), через счет Д 05 К 04 - если НМА полностью самортизированны (одна запись).

5. Аудит налогообложения операций, связанных с нематериальными активами. Налоговый учет нематериальных активов может отличаться от бухгалтерского. Для выявления налоговых рисков аудитор изучает учетную политику организации для целей налогового учета, получает необходимый объем доказательств соблюдения требований действующего налогового законодательства при осуществлении операций с нематериальными активами. В качестве дополнительной информационной базы аудитор использует налоговые регистры.

Типичные ошибки при аудите нематериальных активов

Наиболее характерными ошибками, допускаемыми при учете хозяйственных операций по нематериальным активам, являются:

- оприходование в составе нематериальных активов, объектов которые не обеспечивают единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Выявленные факты нарушений в ходе проверки оформляются соответствующим образом и передаются руководству предприятия для принятия соответствующих мер.

Обобщение результатовосуществляется в виде рабочих документов, таких как «Таблица выявленных нарушений»; «Оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.