Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 3. Кадровый аудит численности, структуры и динамики кадров ООО «Смик Рус»



3.1. Анализ общей системы управления численностью и структурой персонала

На основе представленных в разделе 1 сведений о деятельности ООО «Смик Рус» и данных о персонале проводится общий анализ работы, связанной с планированием и расчетом численности кадров и их движения. Так как численность персонала не превышает 200 человек и его структура достаточно однородна, аудиторскую проверку может проводить внутренний аудитор.

Функции по планированию численности закреплены за руководителем отдела по персоналу, но в связи со спецификой деятельности предложения по планированию численности персонала в магазинах вносит операционный директор, который отвечает за объем продаж и эффективную работу магазинов, впоследствии все согласовывается с генеральным директором.

Оптимальное количество сотрудников для каждого магазина закреплено в штатном расписании, но для различных периодов (например, недели скидок и массовых распродаж) возможно привлечение большего количества сотрудников, также это актуально при открытии новых магазинов. Планы на подбор дополнительных сотрудников составляются заранее, так как временные периоды из года в год неизменны.

Как известно на процесс планирования численности персонала влияют также и внутренние факторы. Так затраты на дополнительных сотрудников заблаговременно учтены в фонде оплаты труда. Нередка ситуация массовой нехватки продавцов, которые составляют основную часть сотрудников, в таких ситуациях компания пользуется услугами агентства по лизингу и аутсорсингу персонала, в частности предоставление продавцов-консультантов в московские магазины.

В ООО «Смик Рус» управление некоторыми магазинами осуществляет один управляющий, что негативно сказывается на объеме продаж, численности и квалификации персонала (постоянная «текучка»), вызывает трудности при решении оперативных задач и вопросов, связанных с обеспечением торгового процесса и управления персоналом. На данный момент обязанности по подбору сотрудников в магазины с управляющих частично сняты, но сохранены по ведению кадрового делопроизводства.

Число продавцов в магазинах варьируется в диапазоне от 4 до 14 человек, это зависит от торговой площади магазина, его товарооборота и проходимости клиентов. Доля продавцов – консультантов составляет 43 %, кассиров – 15%, кладовщиков – 8%, управляющих и заместителей управляющих магазинов – 18% в общей численности персонала ООО «Смик Рус».

Согласно таблице 1 средний возраст сотрудников по магазинам составляет 28 лет; средний возраст сотрудников по офису – 32 года. Представители первых двух групп (до 25 лет и 26-30) в основном продавцы-консультанты и кассиры магазинов, мерчендайзеры и молодые специалисты офиса; представители более взрослого поколения – это руководители отделов, заместители управляющих и управляющие магазинов. По уровню образования (данные таблицы 2) наибольшее количество работников с высшим (офисные сотрудники и администрация магазинов) и средним профильным образованием (кладовщики, кассиры и продавцы-консультанты).

Среднесписочная численность персонала в 2011году (расчет по данным на начало и конец года):

1. офисные сотрудники

`Ч = (16+26)/2 = 21 человек

2. сотрудники московских магазинов:

`Ч = (72+96)/2 = 84 человек

3. сотрудники магазинов в регионах

`Ч = (42+56)/2 = 49 человек

На увеличение численности на конец года повлияло открытие новых магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, и за счет этого появилась потребность в новых офисных сотрудниках.

 

3.2. Расчет показателей обеспеченности компании персоналом и его движения

Обеспеченность компании персоналом рассчитывается в целом и в разрезе профессионально – квалификационных групп работников, а также исследуется соответствие фактической численности запланированной и сравнивается фактическая численность с реальной потребностью компании. Все данные можно получить при расчете показателей, характеризующих движение и эффективность использования персонала в ООО «Смик Рус».

Показатели обеспеченности организации персоналом:

1. Коэффициент укомплектованности (рассчитывается для продавцов-консультантов и кассиров):

Ку = 68/77 = 0,88 (в московских магазинах)

Ку = 41/44 = 0,95 (в региональных магазинах)

2. Коэффициент абсолютного отклонения фактической численности персонала от штатной (рассчитывается для всех категорий работников московских и региональных магазинов):

абс = 159 – 170 = - 10 человек

3. Для каждого магазина с определенным размеров торговой площади существует норма численности основного персонала, так и в магазинах сети «Смик»:

75 – 100 м2: 5-6 человек

101 – 125 м2: 7-8 человек

126 – 150 м2: 8-9 человек

151 – 200 м2: 10 человек

220 м2: 12 человек

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов:

1. Средний объем продаж по сети «Смик» (13 магазинов) с августа 2011 года составляет 5 млн. рублей в месяц. Так как нам известна средняя численность персонала по магазинам и офису, рассчитаем среднемесячную производительность труда для всех сотрудников:

Пт = (5.000.000*13)/ 196 = 331632,65 рублей

2. С тем учетом, что непосредственно в процессе продаж участвуют сотрудники магазина, а именно продавцы-консультанты и кассиры, то следует рассчитать среднюю производительность труда для магазинов Москвы (8), Санкт-Петербурга (3) и Сибири (2):

Пт = (8*5503200)/72 = 611466,6 рублей (Москва)

Пт = (3*4600500)/23 = 600065,2 рублей (Санкт-Петербург)

Пт = (2*4378900)/17 = 515164,7 (Сибирь)

Показатели движения кадров за 2011 год (данные таблица 3):

1. Коэффициент интенсивности оборота по приему:

Кпр = 12/21 = 0,57 (офисные сотрудники);

Кпр = 168/84 = 2 (персонал магазинов Москвы);

Кпр = 47/59 = 0.79 (персонал региональных магазинов).

2. Коэффициент интенсивности оборота по выбытию и коэффициент текучести кадров в ООО «Смик Рус» равны и рассчитываются как :

Квыб = 9/21= 0,43 (офисные сотрудники);

Квыб = 96/84= 1,14 (персонал магазинов Москвы);

Квыб = 29/59 = 0.49 (персонал региональных магазинов).

Таким образом, уровень текучести персонала в офисе равен 43%, в московских магазинах – 114% , в регионах - 49%.

3. Коэффициент замещения:

Кзам = (12-9)/21 = 0,14 (офисные сотрудники);

Кзам = (168-96)/84= 1,17 (персонал магазинов Москвы);

Квыб = (47-29)/59 = 0,30 (персонал региональных магазинов).

 

3.3. Оценка эффективности использования персонала на основе результатов аудиторской проверки

По итогам проведенного аудита численности, структуры и движения персонала в ООО «Смик Рус» на основе полученных в компании данных и рассчитанных показателей следует сказать, что:

- при расчете показателей укомплектованности основными торговыми работниками коэффициент меньше 1 и в московских, и в региональных магазинах сети «Смик», что говорит о недостаточном количестве продавцов, что может отрицательно сказываться на торговом процессе, общей производительности и объеме продаж;

- отрицательный результат, полученный при расчете коэффициента отклонения фактической численности от штатной, в своем первоначальном значении несет положительный эффект и говорит об экономии сотрудников для выполнения одинакового объема работы; в сфере розничной торговли отрицательное значение говорит о неукомплектованности штата магазинов;

- количество основных работников магазинов для торговых площадей в сети «Смик» соответствует нормальному;

- различие в производительности труда по регионам адекватна, хотя и среднее число сотрудников по магазинам не имеет больших различий, на нее влияет территориальный признак: разница достатка покупателей по регионам, уровень цен на продукцию. Хотя производительность московских магазинов могла быть и выше, но проблема со значительным уровнем текучести персонала играет большую роль.

- актуальность расчета показателей движения кадров в 2011определяется открытием 5 магазинов и принятием на работу около 10 новых офисных сотрудников. Этот факт подтверждают высокий коэффициент оборота по приему (особенно в московских магазинах); коэффициент оборота по выбытию меньше коэффициента оборота по приему; коэффициент замещения имеет положительное значение, говорит о том, что количество принятых больше количества выбывших.

- зато уровень текучести кадров превышает все возможные рамки. Так в среднем по отрасли уровень текучести персонала розничных магазинов выше общего уровня и составляет 25 – 30% для квалифицированных торгового персонала, для неквалифицированного труда норма текучести может быть и гораздо выше - от 30 до 50%.[1]

В магазинах сети «Смик» основная доля текучки приходится на продавцов-консультантов. Однако только в регионах уровень текучести можно считать нормальным. Явно, что текучесть в магазинах активная, т.е. вызвана неудовлетворенностью персонала условиями, предлагаемые компанией.

Рекомендациями для руководителя и администрации ООО «Смик Рус» на основе проведенного аудита могут быть: во-первых, определение основных причин «текучки» в каждом из магазинов, выявление наиболее «проблемных» точек розничной торговли и определение основных причин недовольства сотрудников; во-вторых, использование опыта управляющих, которым удается удерживать свой персонал на местах; в-третьих, пересмотреть систему мотивации и внести корректировки, изменения в мероприятия по стимулированию работников на продолжительное и плодотворное сотрудничество.

Исследование данной проблемы не требует отлагательств, так как запланированное расширение сети магазинов будет только прибавлять хлопот и работы сотрудникам отдела персонала по подбору все новых и новых кандидатов.

 

Заключение

В условиях жесткой конкуренции в fashion – индустрии среди магазинов выросли требования к сотрудникам, к уровню их квалификации, опыту в области продаж. Поэтому в области планирования численности персонала у руководителей возникла потребность в усовершенствовании системы управления персоналом с более широкими функциями и долей ответственности не только у сотрудников отдела персонала, но и «на местах».Проведенный кадровый аудит численности, структуры и движения кадров в ООО «Смик Рус» выявил ряд недочетов и проблем в области работы с персоналом магазинов. Процесс планирования осуществляется своевременно и адекватно с реальной потребностью, однако высокий уровень текучести кадров и невозможность предсказать увольнение тех или иных сотрудников по магазинам отрицательно влияет на общую производительность труда и объем продаж.Однако ситуацию с высокой текучестью нужно постоянно держать под контролем, разрабатывать новые мероприятия по стимулированию персонала, вносить предложения и нововведения в систему мотивирования кадров на основе проведенных исследований.Управление численностью должно осуществляться через согласование целей между сотрудниками и руководителем. Однозначные и ясные цели, которые по возможности должны обсуждаться и согласовываться с сотрудниками при составлении планов их деятельности, учет способностей сотрудников при утверждении рабочих целей, объяснений связи между целями работника, целями подразделений и целями предприятия в целом.Распределение ролей по работе с персоналом должно осуществляться между сотрудниками в равной мере участвующих в планировании численности и контроле за движением персонала. Список использованной литературы

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Текст]: с изм. и доп. на 7 января 2011 года/ комментарий Е.Ю. Сафаровой. – М.: ООО «Рид Групп», 2011. – 256с. – (Законодательство России с комментариями к изменениям).

2. Одегов Ю.Г., Николаева Т.В. Аудит и контроллинг персонала [Текст]: Учебник. – М.: Издательство «Альфа-пресс». 2006. – 506 с.

3. Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия [Текст]: Учебник / А.Н. Соломатин. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Инфра-М, 2002. — 292 с.

4. Греховодова, М.Н. Экономика торгового предприятия [Текст]: Учеб. пособие для уч-ся проф. лицеев и училищ. - Ростов н / Д.: Феникс, 2004. - 190с.

5. Ильин, А.И. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. пособие для вузов.– Мн.: Новое знание, 2003. – 416 с.

6. Комаров, А. Я. Управление персоналом торгового предприятия [Текст]: Учеб.-практ. пособие для студентов экон. вузов /Под ред. А. Я. Кибанова и Л. В. Ивановского. М.: Приор, 2004. – 345с.

7. Веснин, В.Р.Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2005. — 496 с.

8. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст] / Л. И. Кравченко. – 7-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2004. – 544с.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.