РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 28Стр 1 из 76Следующая ⇒
Г.Л. АЗОЕВ А.П. ЧЕЛЕНКОВ Конкурентные ОАО «Типография «НОВОСТИ» Москва УДК 334.722:339.137 ББК 54.290 А35 Авторы: Азоев Геннадий Лазаревич- доктор экономических наук, профессор, зам. зав. кафедрой маркетинга Государственного университета управления. Челенков Александр Петрович- кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Государственного университета управления. Ответственность за сведения, представленные в издании, несут авторы. ISBN5-88149-045-2 © Государственный университет управления, 2000 © Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, 2000 Содержание Предисловие........................................................................................................................... 11 Глава 1. Конкуренция и конкурентные преимущества................................................................. 13 1.1. ФОРМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ... 13 1.1.1.Конкуренция и конкуренты..................................................... 13 1.1.2.Ценовая и неценовая конкуренция.......................................... 15 1.1.3.Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию............. 17 1.1.4.Модель совершенной конкуренции........................................ 20 1.1.5.Модель монополистической конкуренции............................. 22 1.1.6.Модель олигополистической конкуренции............................ 23 1.1.7.Модель чистой монополии .................................................... 25 1.1.8.Направления современных исследований проблем РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 28 1.2.1.Объективные предпосылки усиления конкуренции............... 28 1.2.2.Государственное регулирование конкурентных отношений 32 1.2.3.Проблемы развития конкуренции на отраслевых рынках..... 41 1.3.КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА................................... 48 1.3.1.Понятие конкурентного преимущества.................................. 48 1.3.2.Виды конкурентных преимуществ.......................................... 49 1.3.3.Среда, формирующая конкурентные преимущества............. 55 1.3.4.Конкурентные преимущества и конкурентоспособность...... 60 1.3.5.Технологический подход к формированию конкурентных Рекомендуемая литература................................................................................................. 67 Глава 2. Поиск конкурентных преимуществ........ 69 2.1.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОИСКА........................................................ 69 2.1.1.Определение географических границ рынка.......................... 69 2.1.2.Формирование списка конкурентов........................................ 72 2.1.3.Диагностика целей и намерений конкурентов....................... 75 2.2.ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОСТА.... 78 2.2.1. Замеры емкости рынка........................................................... 79 2.2.2.Расчет рыночных долей............................................................... 86 2.2.3.Факторный анализ рыночных долей............................................. 87 2.2.4.Оценка интенсивности конкуренции........................................... 92 2.3. АНАЛИЗ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 2.3.1.Сравнительный анализ товарного предложения........................... 94 2.3.2.Сопоставление практики ценообразования и динамики цен.......... 99 2.3.3.Анализ организации сбытовой сети и используемых средств 2.3.4.Оценка финансовой стабильности.............................................. 105 2.3.5.Построение конкурентной карты рынка и систематизация Рекомендуемая литература....................................................................... 113 Глава 3. Разработка и реализация стратегии 3.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В УСЛОВИЯХ 3.1.1.Преодоление штампов и стереотипов......................................... 114 3.1.2.Базовые стратегии конкуренции и конкурентные 3.2. СТРАТЕГИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ 3.2.1. Поиск экономичных способов удовлетворения спроса на товары широкого потребления........................................................ 119 3.2.2.«Игра на понижение цен» в условиях эластичного спроса......... 120 3.2.3.Особенности ценовых стратегий вытеснения конкурентов. 3.2.4.Практика «ценовых войн» на рынке продовольственных товаров............................................................... 125 3.2.5.Проблемы оптимизации объемов производства и сбыта............. 127 3.3. СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКЦИИ...................................................................................... 129 3.3.1.Ориентация на требования и возможности специфических 3.3.2.Приоритеты управления товарным ассортиментом.................... 131 3.3.3.Повышение цен в условиях неэластичного спроса..................... 132 3.3.4.Позаказная система и ее реализация в автомобильном бизнесе............................................................................................ 133 3.3.5. «Автоматическое» расширение ассортимента..................... 135 3.4.......................................................................................................... СТРАТЕГИЯ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА................................................................................................ 136 3.4.1.Разработка рыночных ниш ..................................................... 136 3.4.2.Вложенное сегментирование для поиска рыночной ниши: 3.4.3.Ценовое сегментирование рынка часов, авторучек, 3.5.......................................................................................................... СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВШЕСТВ........................................................................................ 142 3.5.1.Степень новизны товаров и преимущества монопольного 3.5.2.Коммерциализация новшеств................................................. 143 3.5.3.«Снятие сливок» и монопольное установление цен.............. 145 3.6. СТРАТЕГИЯ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА.......................................................... 146 3.6.1. Минимизация временного лага между появлением спроса и его удовлетворением..................................................................... 146 3.6.2................................................................................................... Задача MOB и маневренность торгового бизнеса.............................................................................................. 148 3.7.......................................................................................................... КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ 3.7.1.Проблема совместимости базовых стратегий конкуренции. 149 3.7.2.Диверсификация как основа комплексного использования 3.7.3.Переход от сегментации производства к групповой 3.7.4.Внедрение элементов гибких производственных систем...... 155 3.7.5.Организация автономных рабочих групп............................... 156 3.8.......................................................................................................... РЕКЛАМНАЯ ПОДДЕРЖКА СТРАТЕГИИ 3.8.1.Формирование бюджета рекламы в соответствии с базовой 3.8.2.Учет стратегии конкуренции при построении структуры Рекомендуемая литература.................................................................. 165 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|