Проведение интервью для оценки кандидатов по компетенциям
Условием применения рекомендуемой технологии в полном объеме является заинтересованность кандидата в рассматриваемой должности и компании. Чем выше заинтересованность кандидата, тем более настойчивым и дотошным может быть интервьюер во время собеседования. При этом в любом случае квалифицированный интервьюер ведет себя по отношению к кандидату доброжелательно и культурно, старается расположить его к себе (это помогает легче получать от кандидата нужную для оценки информацию и заинтересовать кандидата). Наиболее интересные кандидаты часто знают себе цену и, если не чувствуют уважительного отношения к себе, нередко предпочитают искать для себя другие варианты работы. В еще большей степени это относится к тем случаям, когда кандидат не находится в активном поиске работы. В таких случаях в собеседовании интервьюер нередко заинтересован значительно больше потенциального кандидата. И возможности для проведения оценки по компетенциям весьма сужены. Для того, чтобы оценить степень заинтересованности кандидата и, исходя из этого, правильно выбрать стиль общения с кандидатом, целесообразно собеседование начинать с выявления мотивации кандидата. На практике у некоторых интервьюеров собеседование по своему стилю напоминает светскую беседу. Каких-то серьезных проблем для кандидата при этом не создается. Кандидату на таком собеседовании легко, трудных ситуаций и вопросов нет. Подобный подход дает очень мало полезной информации для оценки кандидата по компетенциям. Нормой для квалифицированного интервьюера можно считать совмещение уважительного отношения к кандидату с созданием реальных трудностей в приведении конкретных примеров из опыта, объяснении своих действий и их последствий, структуризации ответов, предоставлении конкретной и детализированной информации. В качестве примера приведем схему разбора ситуации для оценки кандидата по компетенции «Комплексное видение бизнеса». В описании схемы оценки используются следующие условные обозначения: (+) – слова или действия кандидата, которые способствуют положительной оценке по рассматриваемой компетенции, (-) – слова или действия кандидата, которые оцениваются отрицательно, «Связи» - примечания, указывающие на компетенции, для оценки по которым информация получается параллельно с оценкой по рассматриваемой компетенции. Разбор ситуации проводится по методике STAR, включающей в себя следующие этапы: S– ситуация; Т – цель, трудности и проблемы ситуации; А – действия; R – результаты и последствия действий, изменение ситуации. При оценке по компетенции «Комплексное видение бизнеса» определяется умение кандидата видеть бизнес комплексно, включая как цели, так и основные факторы и взаимосвязи, влияющие на достижение этих целей: Интервьюер: «Давайте рассмотрим и обсудим хорошо известный Вам бизнес, который Вы считаете успешным и эффективным. Какую конкретную компанию Вы предлагаете рассмотреть?» Далее по схеме STAR: S.Убедитесь, что кандидат готов обсудить конкретный бизнес, который ему хорошо известен и понятен. (+) Кандидат быстро понимает, что от него требуется и предлагает конкретный бизнес для обсуждения. (-) Кандидат пытается «вилять» и уходить от конкретики. T. Интервьюер: «В чем основные трудности для достижения успеха именно в этом виде бизнеса и для данной конкретной компании?» (+) Кандидат показывает умение видеть проблемы развития бизнеса, дает четкие и структурированные ответы, концентрируется на главном. (-) Кандидат затрудняется четко ответить на вопрос. В этом случае нужно проявлять настойчивость и добиться от кандидата конкретики (3-5 основных проблем бизнеса). А. Интервьюер: «Каким образомбыло организованопреодоление трудностей, которые сейчас названы? За счет чего при этом достигается успех?» (+) Кандидат показывает хорошее знание бизнеса и путей обеспечения его эффективности. (-) Кандидат затрудняется давать конкретные ответы и факты, уходит в общие рассуждения. В этом случае стоит проявлять настойчивость и добиваться конкретики. Связи: «6. Целеустремленность, нацеленность на результат» (кандидат должен показывать понимание того, как действия влияют на результат). R. Интервьюер: «Почему Вы считаете этот бизнес эффективным? Назовите, пожалуйста, пять основных критериев или показателей оценки эффективности этого бизнеса». (+) Кандидат отвечает четко и конкретно. (-) Кандидат затрудняется. В процессе разбора ситуации и использования других приемов накапливается информация (плюсы или минусы) для оценки кандидата по рассматриваемой компетенции и связанным другим компетенциям. Фиксировать эту информацию целесообразно в форме свободного конспекта беседы. Этот конспект будет в дальнейшем использован при подготовке структурированного заключения по компетенциям. Список компетенций используется интервьюером в ходе собеседования и помогает вести самоконтроль с тем, чтобы не упустить ни одну компетенцию для проведения оценки. Как только по какой-то компетенции получена достаточная информация для проведения оценки, эта компетенция отмечается в списке как изученная и работа продолжается по другим компетенциям. Если в ходе беседы выясняется, что кандидат по какой-то компетенции (или по двум-трем) явно не соответствует требованиям должности, то при отсутствии других целей собеседования работу с кандидатом можно прекращать. Это является одним из способов экономии труда интервьюера при оценке кандидатов по компетенциям. После завершения собеседования с кандидатом можно приступать к составлении структурированного заключения по компетенциям. В некоторых случаях полученная информация может быть дополнена проверкой отзывов о кандидате. Структурированное заключение по компетенциям представляет собой перечень компетенций, в котором даются количественные оценки соответствия кандидата требованиям должности по каждой из компетенций. Может быть рекомендована следующая шкала оценок:
Если у кандидата по какой-то компетенциям оценка 1, то он, строго говоря, не должен рассматриваться как рекомендуемый на должность кандидат. Исключением может быть ситуация, когда длительный и правильно проводимый поиск не дает кандидатов нужной силы. В этом случае компания может пойти на корректировку требований по должности. И ранее отклоненный кандидат может оказаться соответствующим скорректированным требованиям должности. Оценка 5 теоретически возможна, но мне на практике ею ни разу пользоваться не приходилось. Если у кандидата по ряду компетенций оценки 4, то может возникнуть резонный вопрос о том, что кандидат перерос данную должность. В этом случае нужно особенно внимательно анализировать мотивы кандидата с тем, чтобы оценить, что сможет удерживать его в рассматриваемой должности достаточно долго и создавать заинтересованность в работе. У «правильного» кандидата большинство оценок должны составлять оценки 3 (с допустимым присутствием отдельных оценок 2 или 4). Ниже пример реального структурированного заключения по компетенциям на должность «Директор по маркетингу» (имена кандидата и компаний изменены): Оценочное заключение по кандидату Должность: Директор по маркетингу Кандидат: Сахаров Сергей Борисович
2. Мотивация:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|