Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование компетенций для контроля за отбором



Компетенции могут играть полезную роль в контроле за действиями и решениями, принимаемыми во время отбора. Записи решений по отбору и рейтинги по компетенциям, если их регулярно просматривать и действовать в соответствии с ними, могут помочь компаниям улучшить процессы отбора. Компетенции:

- препятствуют принятию несправедливых решений по отбору
- повышают эффективность решений по отбору.

Записи рейтингов по компетенциям, которые получают отдельные кандидаты, можно использовать для оценки:

- справедливости - как наблюдатели оценивают письменные материалы
- того, как получившие высокие баллы по компетенциям применяют эти компетенции в работе.

Кроме того, примеры компетенций, которые кандидаты продемонстрировали при оценке, помогают пересмотреть эффективность самих методов. Эта информация помогает установить, наблюдались ли и были ли зафиксированы все стандарты поведения, которые ожидались перед применением принятых методов оценки.

Выводы

Отбор направлен на установление соответствия между людьми и требованиями работы до того, как принять людей на конкретную работу или роль. На это соответствие влияет множество разных факторов, поэтому и при самом благоприятном сочетании качеств работника и требований работы необходимо, чтобы как можно больше факторов были оценены до принятия окончательного решения по отбору. В терминах оценки необходимо выяснить, что люди могут делать и как они управляются с этим. Кроме того, надо убедиться и в том, что принятые на работу кандидаты смогут эффективно действовать в условиях, близких к тем, в которых им предстоит исполнять работу или роль.
Поэтому процесс отбора строится на большом объеме разнообразной информации. Целый набор инструментов необходим, чтобы собрать исчерпывающую информацию. Но сбор сведений о кандидате - это только начало. Нужно еще и умение правильно использовать как инструментарий, так и саму информацию.
Критерии поведения, такие как компетенции, придают, обоснованность всему процессу отбора. Компетенции указывают на стандарты поведения, обеспечивающие эффективное исполнение работы. Компетенции предопределяют структуру сбора информации о поведении и помогают в выборе и в создании специальных инструментов для сбора поведенческой информации. В завершающей стадии отбора компетенции используются для обоснования оценки кандидата и формируют набор критериев для контроля эффективности всего процесса отбора.
Общая эффективность процесса отбора, безусловно, зависит не только от компетенций. Чтобы повысить достоверность решений по отбору, требуется нечто большее, чем просто введение компетенций в процесс отбора. Качество и релевантность оценочных упражнений, шкалы рейтинга, правила принятия решений, умение вести процесс отбора и навыки наблюдателей -все это критические факторы в обеспечении высокого качества принимаемых решений.

Термин «отбор на основе компетенций» подчеркивает особую важность компетенций и, похоже, отвлекает внимание от других критических факторов. В настоящее время процесс отбора дрейфует к главному центру - к компетенциям. Действительно, многие утонченные методы отбора, включая Центры оценки, сейчас определяют только компетенции. Однако всесторонняя оценка исполнения должна принимать во внимание как тот факт, что кандидат хорошо выполняет соответствующие будущей работе действия, так и то, как он осуществляет эти действия и что он при этом чувствует.
Эффективный отбор можно провести легко и быстро, если больше внимания уделить использованию отборочных упражнений и других методов, которые приближены к реальной деятельности, и если достаточно времени и усилий отдать тренингу наблюдателей.

Литература

Pearn Kandola (1996). Tools for Assesment and Development Centres. London, Institute of Personnel Development.

Даже с надежным и совершенным инструментарием и опытными наблюдателями точная оценка требует решений, основанных на валидных правилах. Эта проблема рассматривается в разделе «Принятие решений при оценках, основанных на компетенциях».

 

Интервью по компетенциям на должность менеджера по продажам (оптовая торговля)(фрагмент)
Вопрос/ ситуация Параметры желаемого ответа Компетенция Комментарии
Клиент предъявляет вам претензии по срокам доставки товара. Они действительно были нарушены, но вы не несете за это ответственности. Как вы будете действовать? • Выразит свое сожаление клиенту, пообещает разобраться в данной ситуации, предпримет нужные шаги • Проанализирует причины возникшей ситуации • Внесет свои предложения службе доставки по качеству обслуживания клиентов (в данном случае по соблюдению сроков доставки товара) • Будет контролировать доставку самостоятельно или поручит это своему помощнику Умение управлять процессами/ людьми  
Как ваши постоянные клиенты узнают о новинках, условиях работы компании? • Знает возможные варианты информирования клиентов, может определить наиболее результативные методы в каждой ситуации • Знает, каким образом следует организовать обучающие мероприятия для клиентов Развитие партнеров/ клиентов  
Что вы считаете результатом своей работы? • Четко представляет конечный результат своей работы: свой личный результат и то, каким образом его труд влияет на общий результат деятельности всей компании (увеличение объема продаж, выполнение плана продаж, прибыль, расширение дилерской сети, постоянные клиенты…) • Может описать процессы (ход) своей работы, взаимосвязь процессов с конечным результатом Нацеленность на результат  

 

Для определения уровня развития компетенций у кандидатов менеджеры департамента по работе с персоналом разработали серию вопросов и ситуационных кейсов, которые были взяты из реальной жизни, из практического опыта сотрудников нашей компании. Все эти вопросы и кейсы прошли пробное «тестирование» внутри компании и были утверждены для использования при проведении интервью. Это позволяет нам уже на первом собеседовании «примерить» личные качества, модели поведения и опыт кандидата к требованиям (компетенциям) конкретной должности в нашей компании.

Интервью по компетенциям — это ряд вопросов, предназначенных для получения информации о кандидате по конкретным критериям, связанным с содержанием работы. Таким образом, интервью по компетенциям позволяет выяснить, сформированы ли у человека требуемые компетенции

Случается, что кандидат претендует на одну должность, а получает в итоге предложение занять другую, более подходящую ему (по компетенциям). Собеседование по компетенциям позволяет нам более точно выявить соответствие кандидата той или иной должности, а «сомневающимся» помочь определиться со своей дальнейшей профессиональной реализацией.

После завершения интервью менеджер по персоналу оценивает уровень развития необходимых компетенций, используя специально разработанную форму (приложение 3) и шкалу оценок (приложение 4). По результатам комплексной оценки кандидата менеджер по подбору принимает решение о направлении его на интервью с руководителем подразделения.

Приложение 3 Форма оценки уровня компетенций и профессионально-технических знаний менеджера по продажам (оптовая торговля) Бланк заполняет руководитель. Пожалуйста, внимательно изучите предложенный перечень профессиональных и личностных качеств, а также шкалу оценки (прилагается к форме). Используя перечень, постарайтесь максимально объективно оценить кандидата. Ф.И.О. кандидата ______________________________ Подразделение _______________________________ Вакансия _____________________ Дата «____»___________ 20___ год Шкала оценки компетенций: прилагается к форме оценки
Основные компетенции Оценка Комментарии
Менеджерские/ управленческие качества
Умение управлять (людьми/ процессами)          
Умение и стремление обучать          
Индивидуальные качества
Высокая обучаемость          
Стрессоустойчивость          
Коммуникабельность          
Умение работать в команде          
Нацеленность на результат          
Коммерческое мышление          
Системное мышление          
Качество обслуживания клиентов
Клиентоориентированность          
Оперативность          
Развитие партнеров/клиентов          
Отношение к работе
Лояльность          
Ответственность          
Инициативность          
Стремление к саморазвитию          

 

Профессионально-технические знания Комментарии
Технические знания и навыки          
Знание ПК          
Знание техник продаж          

Подпись и Ф.И.О. руководителя _________/___________________/

 

 

Приложение 4

Шкала оценки
компетенций менеджера департамента продаж
(прилагается к форме оценки)
(фрагмент)

Компетенция Оценка
«отлично» «хорошо» «посредственно» «неудовлетворительно»
Умение управлять • Грамотно планирует и организовывает все рабочие процессы и работу подчиненных • Четко определяет цели, грамотно формулирует задачи, делегирует полномочия, осуществляет контроль исполнения • Объективно оценивает результаты деятельности свои и других участников процесса • Развивает у подчиненных профессиональные качества • Умеет успешно планировать и организовывать рабочие процессы, работу подчиненных в рамках своих полномочий • Умеет ставить себе и другим конкретные цели, выделяя задачи, устанавливая приоритеты • Осуществляет контроль над выполнением поставленных задач • Умеет оценивать результаты деятельности — своей и других участников процесса • Старается делегировать полномочия • Может планировать и организовывать рабочие процессы, работу подчиненных • Не всегда контролирует процесс выполнения поставленных задач. • Не умеет делегировать полномочия • Не умеет планировать и слабо представляет себе ход организации рабочих процессов • Не предпринимает усилий для развития своих управленческих качеств
Нацеленность на результат • Прилагает необходимые усилия для достижения поставленных компанией целей • Четко представляет себе конечный результат своей работы • Понимает цели, поставленные компанией • Определяет для себя пути достижения этих целей • Стремится к получению результатов в своей работе • Стремится к достижению целей, поставленных компанией, ограничиваясь половинчатым результатом • Ответственность за результат своей работы принимает на себя частично • Недостаточно четко представляет результат своей работы • Поставленные цели считает нереалистичными, отрицает возможность их реализации
Развитие партнеров/ клиентов • Продвигает продукцию компании, используя все имеющиеся ресурсы; предоставляет профессиональные консультации партнерам/ клиентам • Занимается организацией обучающих мероприятий для партнеров/ клиентов • Стремится использовать все ресурсы для продвижения продукции компании; умеет оказывать консультативную помощь партнерам/ клиентам • Принимает участие в организации обучающих мероприятий для партнеров/ клиентов • Использует не все имеющиеся ресурсы для продвижения продукции компании • Понимает важность консультаций и обучения партнеров/ клиентов, но занимается этим нерегулярно • Не проводит мероприятий по продвижению продукции компании

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.