Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2.“ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ



И РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ ”

План

1. Порядок создания и регистрация аудиторской фирмы.

2. Организационная структура аудиторской фирмы и регламентное обеспечение ее функционирования

3. Организация труда персонала и его оплата.

Выучив эту тему, студент должен знать:

q требования Закона Украины “Об аудиторской деятельности” относительно персонала аудиторской фирмы;

q какие бывают аудиторская фирма в зависимости от видов аудиторской услуги;

q приблизительную схему управления и подчиненности в аудиторской фирме;

q как формируется структура и штатная численность субъектов аудита;

q как составить штатное расписание аудиторской фирмы;

q задание и обязанность аудитора в аудиторской фирме;

q какими знаниями должен владеть аудитор;

q квалификационные требования, которые предъявляются к должности аудитора;

q внутренние нормативные документы. Какие документы регулируют организацию работы с персоналом;

q сущность, необходимость и возможность повышения квалификации и пересертификация аудиторов;

q какая форма организации труда применяется в аудиторской фирме;

q форма и система заработной платы;

q как осуществляется контроль качества и работа аудиторов.

На основе приобретенных теоретических знаний студент должен уметь:

q разработать структуру и штатную численность аудиторской фирмы;

q составить штатное расписание;

q составить квалификационную характеристику аудитора;

q составить должностную инструкцию аудитора;

q составить коллективный договор аудиторской фирмы;

q составить приказ о принятии на работу персонала;

q подготовить необходимые документы для прохождения обязательного совершенствования профессиональных знаний аудитора;

q подготовить необходимые документы с целью удлинения действия сертификата;

q применить форму организации труда персонала;

q применить форму и систему заработной платы;

q осуществить контроль качества работы аудиторов:

- из позиции администрации;

- в процессе проверки;

- из позиции основного аудитора;

- со стороны АПУ

 

Ключевые сроки и понятия
Ø Реестр субъектов аудиторской деятельности (САД); Ø Свидетельство о внесении аудиторской фирмы в Реестр субъектов аудиторской деятельности; Ø Регистрационная карточка о внесении в Реестр САД; Ø Отчет аудиторской фирмы о выполненной работе / предоставленная услуга; Ø Персонал фирмы; Ø Ø Квалификационная характеристика Организационная структура управления аудиторской фирмы; Ø Должностная инструкция аудитора; Ø нормирование труда аудитора; Ø качество работы аудиторов; Ø внутренний контроль качества работы аудиторов; Ø внешний контроль качества работы аудиторов Ø

При подготовке к семинару следуют обязательно выучить содержание таких законодательных и нормативных документов:

· Закон Украины “Об аудиторской деятельности ” от 22.04.1993 г. с изменениями и дополнениями;

· Закон Украины “О коллективных договорах и соглашениях” от 01.07.93 с изменениями и дополнениями;

· Кодекс Законов о труде;

· Положение о постоянном обязательном усовершенствовании профессиональных аудиторов Украины, утвержденном решением АПУ от 23.04.02 (протокол №109);

· Закон Украины “Об оплате труда” от 24.03.95 № 108/95-ВР с изменениями и дополнениями;

· Положение из международной профессиональной практики “Обеспечения качества профессиональной услуги”;

· МСА 220 “Контроль качества аудиторской работы”;

· Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Раздел 10 “Гонорар и комиссионное вознаграждение” К.: МФБ, АПУ, 2006

 

 

 

 


«Аудиторская фирма» определяется в соответствии с Законом Украины «Об аудиторской деятельности» как «организация, которая занимается исключительно предоставлением аудиторской услуги» (ст.6.)

Из 31.10.2000 г. введено в строй Положение о Реестре субъектов аудиторской деятельности. Согласно данному Положению вся аудиторская фирма и аудиторы – частные предприниматели должны быть внесены АПУ в Реестр субъектов аудиторской деятельности.

В соответствии с действующим законодательством Украины аудиторская фирма может создаваться на основе любой формы собственности. Однако законодательно не определенно подход к организационно-правовой форме ведения хозяйства субъектов аудиторской деятельности.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой в Украине и России является:

· общество с ограниченной ответственностью;

· акционерные общества закрытого типа;

· корпорация;

· частные (индивидуальные) предприятия.

Аудиторская фирма в Украине создается на общих законодательных принципах. Как любые другие субъекты ведения хозяйства, они должны пройти государственную регистрацию, открыть счет, зарегистрироваться в местной налоговой инспекции, органах социального страхования и других учреждениях, предусмотренных действующим законодательством.

Аудиторской фирме необходимо иметь специальное разрешение АПУ. Это разрешение аудиторская фирма получает путем их регистрации, то есть включение их в общегосударственный реестр аудиторской фирмы и аудиторов-субъектов предпринимательской деятельности.

Реестр субъектов аудиторской деятельности – это официальный реестр аудиторской фирмы и аудиторов-субъектов предпринимательской деятельности с выдачей соответствующего свидетельства. Эти субъекты зарегистрировали свою деятельность в органах государственной власти в соответствии с требованием Закона Украины «Об аудиторской деятельности».

Свидетельство о включении в реестр субъектов аудиторской деятельности, образец которого устанавливается АПУ, выдается на 5 лет.

О субъектах аудиторской деятельности в Реестр вносятся такие данные:

§ название аудиторской фирмы (П.И.Б. для аудитора - субъекта предпринимательской деятельности);

§ идентификационный код / номер субъекта аудиторской деятельности;

§ дата начала аудиторской деятельности (дата получения первой лицензии или Свидетельства);

§ адрес фактического местоположения, номера контактных телефонов, факса, электронной почты;

§ организационно-правовая форма;

§ форма собственности;

§ информация о государственной регистрации;

§ информация об основателях (для аудиторов – П.И.Б., серия, номера сертификатов и дата их получения, идентификационный номер, адрес; для юридических лиц - название, идентификационный код, часть, в уставном капитале);

§ должность и П.И.Б. руководителя аудиторской фирмы, серия, номер и дата выдачи сертификата;

§ количество работников, в том числе перечень сертифицированных аудиторов с указанием серии и номеров сертификатов;

§ наличие и местоположение филиалов или представительств или отделений, дочерних предприятий, количество сертифицированных аудиторов, которые работают в их с указанием серии, и номеров их сертификатов.

Реестр ведется АПУ в электронной форме. Информация Реестра является открытой для пользователей.

Аудиторская палата Украины ежегодно, состоянием на 1 апреля проходящего года, обнародовал в средствах массовой информации Реестр субъектов аудиторской деятельности, которые подали отчет и подтвердили свою аудиторскую деятельность за отчетный год. Изменения, внесенные в Реестр, обнародовался ежемесячно .

В Реестр включаются субъекты аудиторской деятельности:

1. аудиторская фирма, которая зарегистрировала свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Украины и отвечают требованиям Закона Украины "Об аудиторской деятельности", а именно:

юридическое лицо прошла государственную регистрацию, как аудиторская фирма;

учредительными документами аудиторской фирмы предусмотрена исключительно аудиторская деятельность;

общий размер части основателей аудиторской фирмы, которые не являются аудиторами, в уставном капитале не превышает 30 процентов;

директором аудиторской фирмы является сертифицированный аудитор.

2. аудиторы, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством как физические лица-предприниматели и имеют действующий сертификат аудитора.

Таким образом: аудиторская фирма имеет право осуществлять аудиторскую деятельность лишь при условии наличия хотя бы одного сертифицированного аудитора. Директор аудиторской фирмы может быть только сертифицированным аудитором.

Информация Реестра субъектов аудиторской деятельности может быть использована для:

§ осуществление социологического наблюдения, организации выборочных наблюдений разового характера, по вопросам организации аудита, направлений деятельности аудиторов, количества и стоимости заказов, и т.п.;

§ получение нормативно справочной информации, которая используется в ходе проведения аудита и предоставление аудиторской услуги;

§ обеспечение единственных принципов идентификации всех субъектов аудиторской деятельности при их взаимодействии в пределах государства;

§ использование информации в научных исследованиях;

§ создание основы для обеспечения предания огласке и открытости информации о деятельности субъектов аудиторской деятельности в пределах действующего законодательства.

 

 

 


Организационная структура управления аудиторской фирмой определяется видами аудиторской услуги, их сложностью и масштабностью. Структура управления аудиторской фирмой, как правило, представленная подразделами (отделы, секторы, рабочая группа, должностные лица).

В настоящее время в Украине функционирует около 1,5 тыс. аудиторской фирмы, из которых 98% принадлежат к средним и малым предприятиям. Большее количество субъектов аудиторской деятельности сосредоточено в Днепропетровском и Донецком регионе.

Рис. 2.1 - Приблизительная схема организационной структуры управления аудиторской фирмы (25-30 рабочих)

 

Отечественная аудиторская фирма (в которой работают только аудиторы Украины), как правило, имеет несложную структуру управления.

Средняя по объему деятельности аудиторская фирма (количество работающих до 25-30 лиц) может иметь приблизительно такую структуру (рис. 2.1.)

Имела по объему деятельности аудиторская фирма (количество работающих до 10 лиц) имеет, как правило, несложную организационную структуру управления, а именно: руководитель аудиторской фирмы, подчиненные, ему рядовые участники процесса аудита и другой услуги (рис. 2.2.).

Руководитель аудиторской фирмы (генеральный директор, директор) – это должностное лицо (сотрудник), которое входит в состав администрации и/или владельцев аудиторской фирмы и имеет право подписи аудиторских выводов от имени этой фирмы.

 

Рис 2.2 - Приблизительная схема организационной структуры управления аудиторской фирмы

 

Руководитель работы из аудита или работы из предоставления другой аудиторской услуги (исполнительный директор, методолог) – это сотрудник аудиторской фирмы, которому поручено не только осуществлять работу, но и управлять другими исполнителями. Руководитель работы из аудита подчинен директору аудиторской фирмы.

Старший аудитор является сотрудником аудиторской фирмы, которому поручено или может быть поручено, в ходе процесса аудита, управлять рядовыми участниками этого процесса, однако сам является исполнителем. Старшим аудитором может быть, как правило, лицо, право которого на осуществление аудиторской деятельности должно быть аттестовано по одному из направлений работы, связанной с классическим аудитом или услугой сопутствующей ему.

Рядовой участник работы из аудита и аудиторской услуги – это сотрудник аудиторской фирмы, которая находится в подчинении старшего аудитора или непосредственного руководителя работы из аудита и по отношению к данным лицам является исполнителем. В состав рядовых участников работы из аудита могут входить аудиторы, ассистенты (помощники аудитора), стажеры и другие специалисты, которые относятся к техническому персоналу, однако те, кому не может быть доверена самостоятельная работа без управления со стороны старшего аудитора.

Обязанность и ответственность работников аудиторской фирмы представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Систематизация обязанности и ответственности работников аудиторской фирмы

Исполнитель Обязанность: Ответственность за:
Директор фирмы – сертифицированный аудитор, менеджер   - вести переговоры с управлением хозяйничающего субъекта (клиента); - назначать руководителя работы из аудита и услуге и комплектовать бригаду специалистов; - формирование собственного мнения аудиторской фирмы о верности и объективности информации, которая представлена в финансовой отчетности клиента, которая отображается в Аудиторском выводе.   - качество предоставленной услуги клиенту; - своевременность выполнения работы; - обоснованность политики ценообразования на аудиторскую услугу; - обоснованность стратегии фирмы.  
Исполнительный директор – методолог   - обеспечение исполнителей рабочей группы аудиторов: информационное, методическое, техническое; - из аудита; - из других видов услуги; управление исполнителями.   - организацию и текущий контроль работы с конкретным клиентом; - процедуру планирования работы; - соответствие аудита и подготовленной рабочей документации стандартам аудита и внутрифирменной норме и правилам; - реализацию результатов работы директору фирмы.  
Старший аудитор   - планирование работы из аудита, разработка программы, уточнения методики аудита, др. услуги; - контроль результатов работы участников рабочей группы; - выполнение работы непосредственно.   - подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов выполненной работы; - организацию и контроль работы подчиненной ему рядовых участников рабочей группы  
Младший персонал: помощники аудиторов, стажеры   - выполнение работы из аудита и других видов аудиторской услуги в соответствии с определенной программой и графиком; - формирование рабочей документации и промежуточной информации.   - полноту и достоверность данных в рабочих документах; - своевременность подготовки и передачи контрольной информации старшему аудитору  






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.