Этические принципы профессии аудитора
На аудиторов возлагается ответственность за выводы по финансовой отчетности предприятия перед многими заинтересованными лицами: собственниками предприятий (учредителями), государственными органами контроля и управления, акционерами, биржами и т.д. При этом, как свидетельствует международный опыт, необходимо строго соблюдать этические и технические нормы профессии аудитора, разработанные во многих странах. Так, в США имеется Кодекс этических норм Американского института общественных бухгалтеров. Шведская ассоциация независимых аудиторов издала Правила профессиональной этики (1988 г.), а в Германии они отражены в Положениях о бухгалтерах-аудиторах. Такие этические нормы аудиторов разработаны и приняты и в Украине (1998 г.). В их основу положены общепринятые в международной практике этические принципы: независимость, честность и объективность; оплата труда аудитора; взаимоотношения с клиентами; мастерство и компетентность; конфиденциальность; внутрипрофессиональное поведение. Независимость в работе аудиторов проявляется в том, что его заключение по финансовой отчетности должно быть освобождено от различного рода влияния клиента, инвесторов, налоговой инспекции и т.д. Это возможно, когда аудитор действует честно и объективно. Честность в проведении аудита состоит в правдивом заключении, отвечающем действительным реалиям. Объективность означает, что заключение аудитора обосновано, беспристрастно по отношению к клиенту и другим заинтересованным сторонам (банкам, акционерам, инвесторам). Следует отметить, что у аудитора складываются особые, специфические отношения с клиентом, так как аудитор получает от него гонорар за труд, может представлять определенные конструктивные консультационные услуги и заинтересован, чтобы не потерять его в будущем. И это в определенной мере может повлиять на независимость аудитора. Это субъективный фактор, который может повлиять на независимость аудитора, и как результат – необъективное, нечестное заключение. Им противостоят объективные факторы, к которым следует отнести юридическую ответственность (запрет деятельности в качестве аудитора, т.е. лишение его сертификата; административные взыскания и т.д.), потерю репутации и чисто профессиональное противодействие какому-либо намерению повлиять на честность, порядочность, объективность аудитора. На независимость аудитора могут повлиять такие факторы, как оплата труда; индивидуальные отношения с клиентом; финансовая зависимость. Аудитор не имеет права получать комиссионные вознаграждения, не относящиеся к выполненной им работе. На независимость аудитора могут оказывать влияние такие индивидуальные отношения с клиентом, как близкая дружба, родственные связи, общий деловой интерес с руководителем или работником фирмы-клиента. Финансовая зависимость может иметь место, если аудитор имеет акции фирмы клиента, аудиторская фирма предоставляет кредиты клиенту или, наоборот, получает от кредитора-клиента вознаграждение и т.д. Все эти факторы следует учитывать уже при назначении аудитора. И если аудитор не убежден, что может обеспечить свою независимость, то он должен отказаться от проведения аудита. Аудитор должен быть вежлив с клиентом, но в то же время объективным, а в случае конфликта добиваться своего по принципиальным вопросам или отказаться от дальнейшей работы с конкретным клиентом. Наряду с рассмотренными этическими принципами немаловажная роль отводится и таким, как мастерство аудитора, компетентность и соблюдение условий конфиденциальности. Уровень профессионального мастерства и компетентности прежде всего определяется образованием, определенным опытом работы, изучением общих и специальных дисциплин, сдачей квалификационного экзамена на получение сертификата для осуществления аудиторской деятельности. Для сдачи квалификационного экзамена на получение сертификата аудитора кандидат должен знать основы аудита (теорию и практику), учет, методику и организацию аудита, право, вопросы налогообложения, иметь практику работы в аудиторском предприятии не менее двух лет. Аудитор должен выполнять свою работу в рамках его компетенции или компетенции аудиторского предприятия. Условия конфиденциальности состоят в том, что аудитор не имеет права раскрывать третьей стороне (за исключением, когда на это имеется согласие клиента) и использовать с корыстной целью или с целью причинения убытков или нанесения вреда другому лицу факты, информацию о деятельности фирмы-клиента, полученные в процессе проведения аудита. Конфиденциальность полученной информации может быть нарушена только в случаях, если на это имеется согласие клиента; при передаче информации (в основном это общие сведения) ученику или новому аудитору; по требованию следственных или судебных органов. Следует отметить, что за нарушение конфиденциальности на аудитора могут накладываться административные взыскания, штраф, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Аудиторы также вступают во взаимоотношения с коллегами аудиторской фирмы, что требует соблюдения этических принципов внутрипрофессионального поведения. Аудитор (аудиторское предприятие) не может отбивать клиентов у других аудиторов (предприятий). Международная практика аудита свидетельствует, что существует неофициальное распределение клиентов между аудиторскими предприятиями (большой четверки). Если клиент отказывается по каким-то причинам от услуг определенного аудитора (аудиторского предприятия), то необходимо сообщить ему об этом, указав причину. Кроме названных этических принципов могут быть, как показывает зарубежный опыт, и другие. Так, один и тот же аудитор не может проводить проверки на предприятии в течение многих лет (более 5-6), в связи с чем предусмотрена ротация аудиторов. Конечно, набор этических норм аудитора может изменяться, уточняться с развитием аудиторской деятельности, однако в его основу должны быть положены общепринятые нормы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|