Здавалка
Главная | Обратная связь

Международный опыт управления аудиторской деятельностью



 

 

Ведущие страны Европы и Америки имеют многовековой опыт проведения аудита. Как развитый институт правовой экономики и современного гражданского общества аудит сформировался именно на Западе. (Его история уходит далеко в прошлое и может быть объектом отдельного исследования.)

Зарубежная теория и практика аудиторской деятельности складывались в условиях жесткой конкурентной борьбы. Становление и развитие аудита в международной практике сопровождалось соответствующими исследованиями и широкими публичными обсуждениями этих материалов. В результате чего в Англии закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., во Франции – в 1867 г., в США – в 1937 г. А в 1939 г. Американский институт бухгалтеров начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита – первые оригинальные документы института, касающиеся стандартизации аудита.

Таким образом, к настоящему времени создана прочная международная правовая основа аудита, подробно разработаны формы его организации и проведения. Издаются и постоянно пополняются обширные методические материалы для аудиторов. В них определены и классифицированы основные понятия, термины, категории аудиторской деятельности.

В мировой практике есть две основных концепции регулирования аудиторской деятельности. Одна концепция распространена в странах континентальной Европы, таких как Испания, Германия, Франция, Австрия. Здесь аудит ориентирован главным образом на государственные органы, так как именно они являются основными пользователями аудиторских заключений. В этих странах аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые возложена функция государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Так, например, во Франции система аудита жестко централизованна. В 1942 г. там была создана Палата (Корпорация) бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров (у второй категории нет всех прав, которые имеют бухгалтера-эксперты). В 1945 г. деятельность Палаты бухгалтеров-экспертов была регламентирована правительственным декретом. Эта Палата находится под опекой Министерства экономики и финансов. Бухгалтера-эксперты могут проводить аудиторские проверки по приглашению предприятий и организаций за соответствующий гонорар.

Профессиональная организация аудиторской деятельности во Франции складывается из двух уровней объединения: на региональном уровне – Региональные компании комиссаров по счетам; на национальном уровне – Национальная Компания комиссаров по счетам. Региональные компании, созданы по эгидой апелляционного суда, и носят название в соответствии с одним из 34 административных округов во Франции. Каждая Региональная Компания управляется Региональным Советом. Национальная Компания комиссаров по счетам, которая объединяет всех внесенных в реестр комиссаров по счетам и все аудиторские фирмы Франции, управляется Национальным Советом [30].

В отличии от бухгалтеров-экспертов, комиссары по счетам не всегда проводят аудиторские проверки по приглашению предприятий и организаций. Эти проверки являются их обязанностью, в соответствии с требованием правительственных органов, в то время как бухгалтера-эксперты в основном осуществляют внутренний контроль на предприятиях и не имеют таких широких полномочий как комиссары по счетам. Последние выбираются на данную должность общим собранием акционеров сроком на три года, осуществляют тщательную проверку финансовой отчетности акционерного общества, используя при этом, данные инвентаризации, и подтверждают или не подтверждают верность и объективность данных финансовой отчетности.

Палата бухгалтеров-экспертов и объединения комиссаров по счетам представляют своих членов перед органами государственной власти, в судебных органах, а также в международных и национальных организациях по вопросам стандартизации бухгалтерского учета и аудита, разрабатывают и осуществляют мероприятия по контролю за соблюдением обязательных к выполнению положений профессионального Кодекса и утвержденных стандартов профессиональной деятельности, проводят профессиональное обучение и прием экзаменов профессиональной деятельности, что является способом контроля качества аудиторской деятельности.

В Германии регулирующим органом является Институт аудиторов, созданный в 1932 г. Данный Институт имеет специализированные комитеты для урегулирования проблем, возникающих в работе аудиторов. Кроме того, все аудиторы и аудиторские фирмы Германии обязательно являются членами Аудиторской палаты. При ней созданы аудиторские суды, они имеют определенные права относительно аудиторов, начиная с взыскания значительных сумм штрафов за недобросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям и заканчивая лишением права заниматься аудиторской деятельностью. [32, с. 124].

Другая концепция получила развитие в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность является саморегулируемым видом деятельности. Аудит в этих странах ориентирован прежде всего на удовлетворение потребностей в точной информации акционеров, инвесторов, кредиторов и прочих хозяйствующих субъектов. Регулирование аудиторской деятельности здесь осуществляется в основном профессиональными общественными аудиторскими объединениями. Аудиторские организации самостоятельно осуществляют подготовку аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и дальше следят за тем, на сколько качественно и квалифицированно аудиторы выполняют свою работу.

Особенностью Соединенных Штатов Америки является отсутствие единого для всей страны законодательства, которое регулирует деятельность дипломированных общественных бухгалтеров – в разных штатах требования, предъявляемые к ним, не одинаковы. Эти различия в основном касаются требований к образованию и стажу работы по специальности для допуска к экзамену на звание присяжного бухгалтера.

На развитие аудита в США оказал огромное влияние Американский институт присяжных бухгалтеров (AICPA). На него возложены следующие обязанности: установление профессиональных требований для присяжных бухгалтеров; проведение исследований и публикаций материалов на темы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом; консультационные услуги для администрации; консультационные услуги в области налогообложения и т.д. AICPA был основан в США в 1887 г. [32, с. 124]. Два раза в год AICPA проводит экзамены, по результатам которых присваивается квалификация дипломированного общественного бухгалтера. В данном органе есть различные отделы и комитеты: аудиторских стандартов, профессиональной этики, услуг в сфере учета и контроля, консультаций по вопросам управления, бухгалтерских стандартов, стандартов контроля качества, проблем налогообложения. Американский институт присяжных бухгалтеров утвердил общие стандарты проведения аудита, их называют GAAS (Generally accepted auditing standards). В США также существуют и другие нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы проведения аудита: в 1998 г. Главное бухгалтерское управление США издало новую редакцию «Государственных аудиторских стандартов – Стандартов для проведения аудита в государственных организациях, программ, работ и мероприятий» (их часто называют Желтой книгой); в 1984 г. вступил в действие Акт об индивидуальном аудите, который установил правила проведения аудита предприятий – получателей федеральных денежных субсидий.

В США функционирует более сорока пяти тысяч аудиторских фирм [13, с.19], от частных, состоящих из одного человека или нескольких присяжных бухгалтеров (таких фирм около 90 – 95%), до огромных, играющих решающую роль в мировом аудите и считающихся транснациональными компаниями.

Функционирование большого количества аудиторских фирм не позволяет некоторым пользователям оценить независимость и компетентность отдельных фирм. Профессиональное поведение аудиторов в США контролируется весьма различными способами ([13, с.71], рис. 1. 2.1).

У Великобритании в 1976 – 1991 гг. существует Комитет по аудиторской практике (APC), который состоял из представителей всех основных профессиональных бухгалтерских организаций. Начиная с 1991 г. его заменил Совет по аудиторской практике (APB). В Великобритании аудиторская деятельность регулируется SAS (Положениями о стандартах аудита), которые начали разрабатываться еще в 1979 г.

 
 

 

 


Рисунок 4.1. Способы, при помощи которых аудиторы и общество способствуют правильному поведению присяжных бухгалтеров.

 

Формирование высшего руководящего органа обуславливает уровень государственного влияния на регулирование аудиторской деятельности. Руководящие работники высших органов в странах государственного регулирования основных направлений аудиторской деятельности назначаются на должности государственными органами, в странах профессионального регулирования – руководящие должности являются выборными [11, с.60].

В основном прерогативой высших органов регулирующих процесс аудита являются следующие функции: вопросы аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности с целью удовлетворения общественных потребностей в высоко квалифицированных и независимых внешних аудиторах; проведение мероприятий по обеспечению клиентов аудитом высокого качества с соблюдением профессиональной этики аудитора; рассмотрение вопросов о дисциплинарных мерах воздействия; организация проверок и проведения экзаменов на профессиональную пригодность; ведение реестра аудиторов и аудиторских фирм; предоставление информации по вопросам аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; разработка и внедрение национальных нормативов аудита; контроль за развитием в сфере аудита национальных и международных условий его проведения; утверждения этических норм аудиторов. Следует отметить, что данными полномочиями наделена и Аудиторская Палата Украины, которая во многом перенимает международный опыт регулирования аудиторской деятельности.

Но во Франции аттестация и лицензирование аудиторской деятельности подлежит государственному регулированию. Так, претендент на право заниматься аудиторской деятельностью должен отправить требуемые документы в Региональную Компанию по месту жительства. После необходимой проверки дело передается в Национальную Компанию, которая направляет данное дело в Министерство юстиции, где после рассмотрения всех дел оглашается список всех допущенных к сдаче экзамена. Назначение членов экзаменационной комиссии производится Постановлением Министерства юстиции.

Организация и методика проведения экзаменов в Германии регулируется Федеральным министерством экономики по соглашению с представительским органом соответствующей федеральной земли. Для проведения квалификационных экзаменов в федеральных землях формируются специальные комиссии, членами которых назначаются представители высшей администрации земли [33, с.68 –71].

В Швеции все вопросы аттестации, лицензирования и регистрации рассматриваются государственным регулирующим органом – Комиссией по аудиторской деятельности. Комиссия также осуществляет контроль за аудиторскими фирмами и аудиторами, рассматривает вопросы дисциплинарных взысканий. [34, с. 82 – 85].

В России для проведения аттестации Министерство финансов России, Россстрахнадзор и Центробанк создают центральные аттестационно-лицензионные комиссии. В состав данной комиссии входят работники вышеуказанных ведомств, а также включатся ученные и специалисты учебных и научно-исследовательских учреждений экономического профиля, финансово-инвестиционных, банковских и страховых организаций и прочие субъекты экономической деятельности. Состав комиссии утверждается руководителями соответствующих ведомств. Члены этих комиссий осуществляют прием экзаменов на безоплатной основе без права замены. Прочие аспекты аудиторской деятельности также подлежат государственному регулированию.

В странах профессионального регулирования, таких как США, Великобритания, а так же и Украина сертификация производится профессиональными организациями: в США – Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA); в Великобритании – Советом по аудиторской практике; в Украине – Аудиторской палатой Украины.

Регистрация экономических субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность, во всех странах осуществляется государственными органами.

Восьмая Директива Европейского Союза установила обязательный минимальный уровень требований к образованию и подготовке аудиторов зарегистрированных в ЕЭС.

Директивы ЕЭС предписывают странам-участницам обеспечивать необходимую квалификацию аудиторов, уровень которой определяется специальным экзаменом и/или наличием определенного уровня образования. Требуется также определенный стаж работы, как правило 3 года (только в Германии – 6 лет, а в Греции – 11 лет) (см. табл. 1.2.1.) [37].

Аудиторы, которые в полной мере соответствуют принципу независимости, назначаются акционерами на срок от 3 до 6 лет (в Испании до 9 лет). Затем срок полномочий аудиторов может быть продлен, как, например, во Франции, где количество пролонгаций не ограничивается, или делается перерыв, например сроком на три года, как в Испании [38, с.71].

Все случаи нарушения аудитором норм и правил этой профессии должны наказываться различными методами: от штрафов до запрета заниматься данным видом деятельности.

Так, в США AICPA имеет наибольшее влияние на дипломированных общественных бухгалтеров, она устанавливает основные профессиональные требования. AICPA и местные организации принимают участие в специальной программе соблюдения этических норм. Жалобы на общественных бухгалтеров, членов AICPA, могут направляться в местные организации и наоборот. В данной и местных организациях есть комитеты по вопросам этики, где и рассматриваются эти жалобы. Эти комитеты могут самостоятельно рассматривать жалобы, а могут передавать их на рассмотрение в Комиссию третейского суда AICPA. Они могут выносить предупреждение по рассмотренной жалобе, приостанавливать или прекращать действие лицензии. При этом лицо с приостановленной лицензией теряет и права дипломированного общественного бухгалтера, в том числе и право подписи аудиторского заключения. Следует отметить немаловажную роль судебных органов США при рассмотрении взаимных претензий участников рынка аудиторских услуг, и существенное влияние судебных постановлений на формирование профессионального этического кодекса американских аудиторов.

Во Франции комиссары по счетам обязаны вести документацию произведенных проверок согласно требованиям Кодекса профессиональной этики, утвержденного Национальным Советом. Эти документы должны содержать информацию свидетельствующую о правильности и объективности сделанных выводов по конкретной проверке. Вся рабочая документация должна сохраняться, соблюдая условия конфиденциальности и по первому требованию предоставить их в распоряжение Генерального прокурора Франции, Комиссии по биржевым операциям, Расчетной палаты и Национальной Компании. Специально созданная Комиссия осуществляет контроль над профессиональной деятельностью. В случае установления несоответствия документации требованиям качества, на основе соответствующего ходатайства, решением Национального Совета и Апелляционного суда комиссар по счетам может быть лишен права заниматься профессиональной деятельностью путем исключения из Реестра [39, с.55].

В Великобритании Совет по аудиторской практике (АРВ) является профессиональной организацией. При установлении серьезных нарушений со стороны аудитора, клиент может действовать двумя путями:

- подать иск на аудитора и требовать возмещения понесенных убытков. Данный иск будет удовлетворен при условии, что будет доказано наличие обязанности касательно истца и факта некомпетентности аудитора;

- подать жалобу в профессиональную организацию, членом которой является данный аудитор или бухгалтер. Эта жалоба будет рассмотрена Следственным комитетом, и в случае подтверждения фактов, указанных в ней, виновный предстанет перед Дисциплинарным комитетом.

Контроль за деятельностью аудиторов в германии осуществляется Аудиторской Палатой и судебными органами. По решению руководства Палаты аудитору может быть вынесен выговор. Решением суда может быть сделано предупреждение, вынесен выговор, наложен штраф до 100 000 марок и как крайняя мера – исключение из числа аудиторов.

Для решения вопроса профессионального самоуправления были созданы профессиональные объединения – Союз аудиторов, Федерация бухгалтеров и аудиторов. Их основными задачами является: забота об образовании и повышении уровня квалификации; поддержание единых принципов независимости и самоотверженности профессиональной деятельности и обеспечение их соблюдения со стороны членов Союза.

Системы организации регулирования аудиторской деятельности всех зарубежных стран предусматривают не только оплату процесса аттестации и лицензирования, а и соответствующие сборы и взносы аудиторов для финансирования функционирования такой системы. Так, во Франции финансирование деятельности Национальных и Региональных Компаний и проведения мероприятий осуществляются за счет взносов комиссаров по счетам, внесенных, в Реестр, которые осуществляют аудиторскую деятельность. Взносы поступают в Региональные Советы от членов Региональных Компаний. Региональные Советы принимают участие в финансировании деятельности Национального Совета и Компаний. Такие взносы осуществляются ежегодно. Они состоят из: фиксированной суммы, установленной Национальным Советом; фиксированной суммы страховки; процента от годового дохода, установленного Региональным Советом. Размер уплачиваемого процента определяется на основе данных Декларации о полученных гонорарах, которую заполняет каждый комиссар по счетам по результатам работы за год и направляет в Региональный Совет.

Взносы оплачивают также и аудиторские фирмы, внесенные в Реестр. Их размер определяется также исходя из сумм полученных гонораров. Кроме того, Компания получает средства от проведенных ею курсов по подготовке кадров, семинаров и прочих мероприятий [30, с.52].

Характерной чертой Украинского аудита является отсутствие такой системы финансирования (на основе взносов и сборов), что, по нашему мнению, является значительным источником финансирования мероприятий по повышению эффективности организационной и методической работы в сфере аудиторской деятельности.

В своей работе аудиторы всех стран руководствуются национальными или международными стандартами аудита. Поэтому организация работы аудиторов идентична. Так во Франции каждый комиссар по счетам должен заполнять определенные рабочие документы и иметь необходимую документацию, которая подтверждает правильность и объективность сделанных им выводов. Все эти документы должны сохраняться в аудиторской фирме с соблюдением условий конфиденциальности и по первому требованию должны быть предоставлены в распоряжение Генерального Прокурора Франции, Комиссии по биржевым операциям, Счетной палате и Национальной Компании.

На Украине создание системы аудиторской деятельности началось в 90-х гг., и многие ее элементы в первоначальных вариантах уже есть, например, квалификационные экзамены аудиторов, требования по непрерывной профессиональной подготовке, использование в практике Международных стандартов аудита т.д. [31]. Критерии претендентов на сдачу квалификационного экзамена в Украине определены Законом Украины «Об аудиторской деятельности».

Вопросами аттестации и внесения в Реестра субъектов аудиторской деятельности в нашей стране занимается общественная профессиональная организация аудиторов – Аудиторская палата. Это англо-американский подход к управлению аудиторской деятельностью. Для приостановления действия сертификаты сертификата клиенты должны обратиться в Аудиторскую палату Украины, а именно в Дисциплинарную комиссию.

Украинские аудиторы при выполнении своих профессиональных обязанностей руководствуются Национальными нормативами аудита и Международными стандартами аудиторской деятельности, в соответствии с которыми осуществляют документирование каждого отдельно взятого аудита, а именно: разрабатывают план и программу аудита, ведут рабочие документы и хранят их определенный срок (не менее трех лет). Эти документы являются строго конфиденциальными и могут быть предоставлены только органам прокуратуры. Но недостатком такой работы в нашей стране является то, что контроль за составление этих документов не ведется, поэтому многие аудиторские фирмы предпочитают не тратить время на планирование своей работы, разработку программы и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели целую совокупность элементов системы организации аудиторской деятельности, необходимую и достаточную для эффективного функционирования такой системы в различных странах, независимо от уровня развития экономики в целом. Обобщим данные сведения в табл. 4.1.

Большинство из этих элементов, хоть и с недостатками присутствуют и в Украинском варианте организации аудиторской деятельности это такие как: Закон об аудите (все еще нуждается в изменениях); нормативный акт об обязательности поведения аудита; национальные стандарты аудита (в основном переведенные с международных с присущими им недостатками);

наличие органа управления системой организации аудиторской деятельностью, который имеет региональные представительства и штатный персонал; государственное лицензирование аудиторской деятельности (сейчас стоит вопрос об его отмене); система подготовки, стажировки и аттестации аудиторов; законодательное ограничение деятельности аудиторов; наличие обязательной системы принципов и норм поведения аудиторов.

Однако в Украине нет стабильного финансирования системы организации аудиторской деятельности, отсутствует система контроля качества роботы аудиторов и соблюдения участниками рынка аудиторских услуг законодательства и нормативных актов по аудиту, что касается уже действующих элементов, то некоторые из них нуждаются в согласовании и доработке.

Анализ функционирования различных систем организации аудиторской деятельности выявил ряд ее недостатков в Украине. Исследование структуры украинской системы с учетом результатов анализа зарубежных стран позволили установить причины таких недостатков.

К недостаткам организации отечественной аудиторской деятельности считаем необходимым отнести:

- недостаточную подготовку информационных, методических и учебных материалов, необходимых для проведения и усовершенствования аудита;

- плохое выполнение работы по внедрению новых методов, форм и технологий аудита, усовершенствование опыта аттестации аудиторов;

- неэффективность работы созданных комитетов и комиссий при АПУ по улучшению нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, созданию системы контроля качества работы аудиторов;

- качество современной системы критериев допуска к аттестации; в настоящее время ряды аудиторов пополняются в основном за счет бывших бухгалтеров и экономистов различных министерств и ведомств. Тем самым сужается круг потенциальных аудиторов. И так как в нашей стране нет стандарта относительно аудиторского образования, большая часть практикующих аудиторов не имеют специального образования, но выглядят довольно профессионально на фоне аудиторов не достаточно высокого уровня.

- низкое качество некоторых аудиторских проверок обусловленное профессиональным уровнем исполнителей, отсутствием соответствующей системы принципов и норм поведения аудиторов, а также должной системы контроля качества работы аудиторов.


Таблица 4.1

Обобщение международного опыта аудиторской практики

Показатели Швеция Германия Франция США Великобритания
1. Основные пользователи Аудит ориентирован главным образом на государственные органы – основных пользователей аудиторских заключений Аудит ориентирован на удовлетворение потребностей в точной информации акционеров, инвесторов, кредиторов и т.д.
2. Профессиональные организации и их подчиненность Строго регламентирован централизованными органами, на которые возложены функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Руководители назначаются государственными органами. Руководители – выборная должность. Профессиональные организации – независимые.
Комиссия по аудиторской деятельности Институт аудиторов; Аудиторская палата – все обязательно являются ее членами Палата бухгалтеров экспертов и аттестованных бухгалтеров (подчиняется министерству экономики и финансов); Национальная компания комиссаров по счетам под руководством Министерства юстиции Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров. Ассоциация аудиторов – специалистов по компьютерному аудиту. Совет по аудиторской практике. Ассоциация дипломированных привилегированных аудиторов. Институт сертифицированных бухгалтеров Шотландии.
3. Законодательное и нормативное регулирование Закон «Об аудиторской деятельности», ННА согласованные с МСА. Кодекс профессиональной этики. Закон «Об аудиторской деятельности». ННА согласованные с МСА. Кодекс профессиональной этики. Закон «Об аудиторской деятельности» от 27.07.1867. ННА согласованные с МСА. Кодекс профессиональной этики. Нет единого законодательства для всей страны, отличаются по штатам. «Государственные аудиторские стандарты для проведения аудита государственных организаций, программ, работ и мероприятий». «Акт про индивидуальный аудит» - для получателей федеральных денежных субсидий. Положение о стандартах аудита. Закон «Об обязательном аудите» от 1862 года.
4. Аттестация и лицензирование Регулирует комиссия по аудиторской деятельности Регулируется федеральным Министерством экономики по согласованию с представительским органом соответствующей федеральной земли Подлежит государственному регулированию. Список допущенных к экзамену и членов экзаменационной комиссии утверждает Министерство юстиции. Проводится Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров Проводит Совет по аудиторской практике, ассоциаций дипломированных привилегированных аудиторов, Институт сертифицированных бухгалтеров Шотландии
5. Требования к образованию Высшее образование Высшее образование или 10-тилетний стаж работы ассистентом
Продолжение табл. 4.1
аудитора

Высшее образование или 15-тилетний стаж работы Высшее образование Высшее образование
6. Опыт Стаж практической 6-тилетняя практика стаж теоретический работы   Стаж практической работы
практической работы работы 3 года, для аудиторов высшей квалификации 5 лет, из них практической аудиторской работы 2 года в экономических отраслях и не менее 4-х лет исполнения конкретных контрольных функций   Стаж практической работы более года  
  Квалификационный экзамен
8. Регистрация Возложена на государственные органы
10. Взносы в уставный капитал аудиторской фирмы Минимум 75% 100% 75% 75% Не менее 65%
11. Меры дисциплинарного взыскания Лишение прав выполнять профессиональную деятельность, путем аннулирования лицензии административный штраф. Субъект: Комиссия по аудиторской деятельности Вынесение выговора, штраф до 100000 марок, исключение из профессиональной деятельности. Субъект: Аудиторская палата. Лишение прав осуществлять профессиональную деятельность путем исключения из Реестра. Субъект: Генеральный прокурор Франции. Комиссия по биржевым операциям. Счетная палата и Национальные компании. Приостановление действия лицензии, устное или письменное замечание, лишение прав дипломированного общественного бухгалтера, запрет на практику. Субъекты: Комиссия третейского суда AICPA, Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, Комитеты по вопросам этики. Приостановление действия лицензии, лишение прав дипломированного общественного бухгалтера, аудитора, денежное возмещение причиненных убытков клиентам. Субъекты: Ассоциация дипломированных общественных бухгалтеров Великобритании, Совет по аудиторской практике.
9. Сборы и взносы аудиторов для финансирования функционирования самой системы Взносы аудиторов (комиссаров по счетам во Франции) состарят из фиксированной суммы, фиксированной суммы страховки, установленные профессиональными органами регулирования, процента от годового дохода, определенного из данных отчетности
12. Система контроля качества Наблюдательный совет общественных бухгалтеров силами своих специалистов проводит внешний мониторинг, действует систем «niep». Контроль – раз в 5 лет Контроль выполняют "WPK” (Wirtchaftspruferkammer) и “IDW" ( Institut der Wirtchaftsprufer in Deutschlande. V), производят мониторинг Аудиторская палата и судебные органы так же осуществляют контроль (раз в 5 лет) Контроль за профессиональной деятельность осуществляет специально созданная комиссия раз в 6 лет. Действует система «niep» Девствует система «niep», «фирма на фирму». Каждая аудиторская фирма вправе сама выбирать проверяющих. Проверки проводятся раз в 3 года. Ассоциация дипломированных общественных бухгалтеров в Великобритании проверяет фирмы всех своих членов путем мониторинга. Проверки каждые три года
                               

Основными причинами этих недостатков, на наш взгляд, являются:

- отсутствие полной психологической перестройки постсоветского сознания на этические нормы поведения аудиторов, принятые во всем мире;

- отсутствие последовательной системы подготовки и стажировки будущих аудиторов;

- несогласованность нормативно-правовой базы и отсутствие некоторых национальных стандартов (по контролю качества; стандартов о порядке проведения аудита в банках, страховых компаниях; стандарта, который бы регулировал порядок взаимодействия аудиторов и органов государственного контроля при защите прав налогоплательщиков; стандарта, который бы регулировал порядок поведения аудиторов в судебных органах при представлении интересов своего клиента и т.д.);

- отсутствие системы контроля работы аудиторов, системы страхования профессиональной ответственности аудиторов;

- незащищенность аудиторов в судебных спорах с клиентами и прочими пользователями информации, обусловленная отсутствием адекватного законодательного регулирования договорных отношений между клиентом и аудиторской фирмой, обязательств перед третьими лицами;

- отсутствие представителей АПУ в правительственных структурах и штатных аудиторов-профессионалов в самой палате;

- не решены вопросы финансирования работ по созданию адекватной системы управления аудиторской деятельностью в Украине.

Поэтому АПУ необходимо усилить работу по обобщению практики действия Закона Украины при разработке предложений по усовершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности; публикации официальных пояснений по вопросам применения Закона; изучению и апробации предложений действующих аудиторских фирм по усовершенствованию системы управления; анализу и публикации в средствах массовой информации сведений об аннулировании лицензий и сертификатов; усовершенствованию национальных нормативов аудита по направлениям решения сложных проблемных вопросов, например, относительно существенности экономической информации, документального оформления аудиторской проверки и пр.

В связи с этим необходимо усилить работу соответствующих комиссий и комитетов при Аудиторской палате Украины, которые должны финансироваться за счет взносов аудиторских фирм в виде процента от их годового дохода, а не в виде фиксированной ставки, которую платят все фирмы и частные аудиторы не зависимо от размера фирмы и сумм дохода, возможно так же и привлечение государственного финансирования. Возможно, имеет смысл создать другие комиссии, такие как: комитет по разработке и усовершенствованию Национальных стандартов и аудиторского законодательства; комитет по вопросам контроля за профессиональной деятельностью; комиссия по юридическим вопросам; комиссия по организации международных связей; комиссия по делам банковского аудита и страховой деятельности и т.д. В их состав должны войти наиболее известные представители аудиторской профессии в нашей стране: выдающиеся ученные и руководители больших аудиторских фирм.

Понятно, что устранение существующих недостатков в системе аудиторской деятельности зависит от качества управления ею и работы каждого элемента данной системы. Поэтому, на наш взгляд следует изучить взаимодействие всех составляющий системы управления аудиторской деятельностью и использовать основы теории систем, как метод исследования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.