Существует «склонность» к ошибочным действиям.
Сущность этой «склонности» следует рассматривать как предрасположенность. Практические действия по предупреждению аварий заключаются в предотвращении ошибок преимущественно не за счет эффективной техники безопасности, а за счет повышения требований к человеческим возможностям. Продолжая развивать эту теорию, ученые подвергали ее детальному анализу. В дальнейших исследованиях был обнаружен ряд фактов. Исследователь Лежен установил, что 10 % производственного персонала совершает от 30 до 70 % всех аварий; 10 % водителей совершает от 22 до 25 % всех аварий. Заключение о том, что подавляющее большинство аварий приходится на небольшую часть испытуемых, нельзя было объяснить большой опасностью, вызываемой той работой, которую они исполняли. И, что еще интересно, после того, как эти 10 % работников переводили на менее опасное место работы, вопреки ожиданиям на прежнем месте работы число аварий не уменьшилось. Спустя время, при повторном исследовании, выявилась группа, которая совершала высокую долю аварий. Против существования этой концепции выдвигает свои аргументы медицина. Теория Марбе видит только человека, судьбой которого распоряжается предрасположенность, разрушающая его личность, причем, сам человек не может ничему научиться ни сам, ни с помощью окружающей его среды. Вряд ли может быть так, чтобы человек после пережитого им несчастного случая не задумался о том, чтобы приобрести новый опыт и пересмотреть свои возможности с точки зрения установки на труд или свои знания. Данное вывод был сделан по результатам работ Хайоса. Исследования Хайоса посвящены проблеме уменьшения ошибочных действий (аварий) с возрастом или опытом. Он исследовал зависимость между авариями и нарушениями (почти авариями) в дорожных происшествиях. Где чаще бывают нарушения, там чаще возникают аварии. Оказалось, что по мере накопления опыта, участники могли избежать аварий и совершали только нарушения правил. Это доказывает существование в структуре деятельности способности к обучаемости как реакции на ошибочные действия. Поэтому нет оснований считать доказанным наличие у человека предрасположенности к авариям, которые не могут быть изменено опытом и установкой на их избегания. Исследованиями зависимости числа аварий от уровня обучения, обусловленного стажем работника, занимался польский ученый Цибич. Одна треть всех аварий происходит по вине людей в возрасте между 14 и 25 годами, которые составляют 1/5 часть всех работников, занятых на производстве. Хенеман и Митчелл в своих исследованиях применяли специальные тренинги, которые исправляли неверные навыки и давали дополнительную сноровку и опыт. Лукас применял в СЧМ антиаварийные тренинги. Таким образом, человек, который не умеет приспосабливаться к конкретной ситуации путем обучения, чаще получает травмы, т.к. имеет меньшую способность адаптации к производственным условиям. Хаккер, исследуя подобную проблему пришел к выводу, что существуют психологически возможные «интениндивидуальные» стабильные различия, которые стимулируют возникновение ошибочных действий и аварий. Например, наблюдения из повсеместной жизни показывают, что при переходе проезжей части расстояние между приближающейся машиной и перебегающим дорогу пешеходом могут отличаться для разных пешеходов. По-видимому, существуют стабильные различия степени риска относительно опасности при равных прочих условиях. Используемая при этом «мыслительная модель», построена в процессе принятия решения на конфликте между гарантией совершения действия и гарантией безопасности перед лицом опасности. Исследуя такую форму поведения «с риском», можно идентифицировать устойчивые личностные переменные, которые влияют на возникновение аварийности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|