Стратегии поведения в конфликте
1. Соперничество. 2. Сотрудничество. 3. Компромисс. 4. Избегание. 5. Приспособление. Динамика конфликта 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. 2. Осознание объективной конфликтной ситуации участниками. 3. Переход к конфликтному взаимодействию. Если конфликтные действия направлены на цели, связанные с предметом разногласий, он имеет реалистический характер. Если целью участников конфликта становится выражение враждебности, конфликт является нереалистичным, не имеет перспектив разрешения. 4. Разрешение конфликта. Полное разрешение конфликта включает устранение объективных противоречий и субъективную удовлетворенность участников. Частичное разрешение конфликта имеет место при неустранимых противоречиях, но субъективной удовлетворенности участников. При исчезновении противоречия, но субъективной неудовлетворенности также имеет место частичное разрешение конфликта. Для рационального и конструктивного выхода из конфликта необходимо прежде всего проанализировать структуру и стратегии поведения участников конфликта. В процессе его разрешения большое значение имеет позиция руководителя группы, особенно если речь идет о производственных вопросах. В этом случае, возможно руководителю придется применять прямые способы разрешения конфликта, т. е., принимать собственное решение в пользу одной или обеих сторон конфликта, исходя из интересов деятельности. Если конфликт принял нереалистичные формы, возможным выходом является дистанцирование его участников, что предполагает использование административных мер: перевод в другую смену, на другую должность, предоставление отпуска и т.д. Конфликт – неизбежное явление, позволяющее выявлять и разрешать противоречия в жизни личности и общества. Вывод: социально-психологические аспекты представляют собой важную составляющую деятельности оператора в СЧМ.
Вопросы для самопроверки 1. Чем объясняются особенности взаимодействия в группе операторов СЧМ? 2. Какие характеристики операторской группы обеспечивают слаженность ее работы? 3. В соответствие с какой моделью совместной деятельности будет строиться работа на вашем будущем рабочем месте? Ответ обоснуйте. 4. Что означает совместимость в производственной группе? 5. С помощью каких средств можно оптимизировать психологический климат в группе операторов? 6. Можно ли полностью избавиться от конфликтов в рабочем коллективе? Как их можно минимизировать?
Список литературы 1. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2010. 2. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – М., 2001. – 544 с. 3. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М. : Проспект, 2001. – 584 с. 4. http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии» 5. http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html – сайт журнала «Психологический журнал» 6. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik – сайт журнала «Вестник МГУ. Психология. Серия 14» Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9.1 Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в операторской деятельности. 9.2 Профессиональная подготовка операторов. 9.3 Этапы профессионализации субъекта труда. 9.4 Понятие о профессиональной карьере.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|