Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология развития



1. Предмет и методы психологии развития

Психология развития как ветвь сравнительной психологии зародилась в конце XIX века. В философии одним из первых, кто указал на необходимость изучать эмпирически детские и юношеские возраста, был Локк. Он говорил о том, что ребёнок это не маленький взрослый, что взрослые напрасно приписывают и требуют возможности с точки зрения взрослого человека. Руссо писал о том, что только новорожденный свободен от испорченности мира, он обращается к «негативной» педагогике и говорит о естественном созревании человека. По Руссо любая попытка опережения, любая попытка авторитарного достижения педагогических целей наносит вред развёртыванию доброго в человеке.

Предмет возрастной психологии – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности нормального человека, закономерности развития психических процессов.

Функции возрастной психологии: 1- описание внешних и внутренних изменений, 2- объяснение или нахождение причинно-следственных связей, 3- прогнозирование, 4- коррекция как система предлагаемых норм и условий.

Методы:

Наблюдение - метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности — действиях, словах, жестах, мимике и т. д., можно на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях. Основной особенностью наблюдения как метода психологического исследования является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемым, и они протекают естественно.

Методической проблемой при использовании всех методов вообще, и наблюдения в особенности, является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых. Достаточно исследователю войти в классную комнату, как дети начинают вести себя не так, как прежде, и естественность поведения, утутрачивается. Испытуемый не должен знать, что стал объектом изучения, не должен замечать, что к нему проявляется повышенный интерес.

Психологи иногда используют приспособление, предложенное американским психологом Гезеллом («зеркало Гезелла»). Хорошо освещенная комната, где находится наблюдаемый, отделяется зеркалом где находится наблюдатель.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента Основная цель установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

Эксперимент — главный метод современной детской психологии. Это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимо достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка.

В психологии используют два метода срезов:

а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определённый аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. Исследование путем осуществляет следующим образом: подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку — по возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении или в школе и т. п. далее они сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристики. Положительной стороной данной стратегии можно считать то, что здесь за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психического развития.

б) лонгитюдный метод, который часто называется продольным исследованием. Здесь прослеживается развитие одного и того и тогои тоже ребенка в течение длительного времени. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии, психическихпроцессов и личности ребенка и выявить их причины; позволяет изучить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные ворсы (необходимо: проводить беседу в естественной обстановке, постараться не быть «чужим»; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего).

Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники). Он дает информацию о внутреннем мире ребенка, его отношениик окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только ТОЛЬКО формируется, но проявляется в деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учёбы, труда, рисования.

2. Взаимодействие генотипа и среды в психическом развитии.

Изучением данной проблемы занимается психогенетика.

Предмет - психогенетика исследует роль генотипа и среды в формировании психических различий между людьми.

Специфические методы: семейный (метод близнецов и метод приемных детей). Разлученные монозиготные близнецы (идеальные условия) – 100% общих генов, нет общей среды. Оценивается коэффициент наследуемости.

Метод приемных детей – нет общих генов, но общая среда. Оценивается показатель влияния общей семейной среды.

В основном, в поле внимания психогенетики оказывается когнитивное развитие и развитие темперамента и личности. Исследуется:

· Интеллект как интегральная когнитивная характеристика

· Частные когнитивные характеристики (память, вербальная активность и т.п.

· Отдельные способности (математические)

· Когнитивные стили

· Академическая успешность (компетентность), оцененная с помощью тестов достижений

· Креативность

Идет прогрессивное снижение показателя наследуемости в вышеперечисленном списке.

Следует различать 2 понятия: наследственность и наследуемость.

Наследственность – свойство всего живого.

Наследуемость – статистический показатель, популяционная характеристика, которая отражает долю генетического компонента в фенотипической изменчивости признака. Психогенетика исследует разнообразие популяции. Измеряется дисперсия, а не среднее число. К изучению конкретного признака у конкретного человека она не имеет отношения.

Это надо знать очень четко.

Кроме того, надо знать и уметь объяснять основную формулу психогенетики:

 

Vp=Vg+Ve

Vpвариативность фенотипа (phenotype)

Vgвариативность генотипа

Veвариативность среды (environment)

H2 = Vg/Vp

h- наследуемость.

У показателя наследуемости нет и не может быть четкого однозначного значения, это популяционная характеристика. Оценка наследуемости варьируется в зависимости от специфики популяции; от метода измерения (самые высокие показатели дает метод разлученных близнецов), например, показатель интеллекта колеблется от 0,4 до 0,6. Однообразие средовых условий приводит к увеличению показателей наследуемости признаков. Наблюдается и обратное, разнообразие средовых явлений приводит к уменьшению показателя наследуемости. В советском обществе средовые условия были очень однообразны (это общество закрытого типа): все читали одни и те же книги, одевались и ели одно и то же, получали одинаковую зарплату, насаждался единообразный взгляд на мир; в результате наследуемость личностных качеств у советских людей была выше, чем в открытых обществах.

В целом, самый высокий показатель наследуемости характерен для общего и вербального интеллекта (как это ни может показаться странным).

Еще одно важное замечание, важное для понимания предмета:

Как известно, существуют качественные и количественные признаки. Грубо говоря, качественные признаки – те признаки, которые либо есть, либо нет. Количественные признаки – признаки, которые отражают количественные различия между людьми. Представлены в виде континуума. Например, интеллект представляет собой континуум от 80 до 140. Это число, полученное с помощью психометрических измерений. Психогенетика занимается количественными признаками. Измерения происходят на основе сходства и различия пар родственников.

Общие гены – гены, совпадающие у людей, благодаря их происхождением от одних и тех же предков.

100% общих генов у монозиготных близнецов.

50% общих генов у дизиготных близнецов, братьев и сестер, родителей и детей.

25% - родственники 2-й степени родства, тети и племянники, бабушки и внуки и т.п.

В психогенетике всегда исследуется пара. Если признак наследуется полностью, то у монозиготных близнецов коэффициент корреляции равен 1, у дизигот и братьев – 0,5 и т.д. Это теоретическое предположение, которое делают в психогенетике.

Реальные живые значения меньше теоретически заданных.

Сопоставление реальных значений с теоретическими моделями – метод подбора моделей.

Теоретические модели формулируются исходя из основного уравнения психогенетики. Затем выбирается (с помощью компьютерных технологий) такое соотношение компонентов дисперсии, которое лучше всего описывает эмпирические данные.

Это очень общее описание. Например, в вариативности генотипа выделяют аттитивный и доминантный компоненты. Аттитивный компонент – наиболее чистая генетическая компонента, которая отражает прямую передачу генов от родителей к детям. Доминантная – отражает взаимодействие генов в конкретном генотипе (отношение соподчинения генов). Дело в том, что у человека - уникальное сочетание генов, которое дает уникальное соподчинение генов.

Среду делят на общую семейную среду (социально-экономический статус, вероисповедание, традиции и т.п.) и уникальную среду (внутрисемейные отношения, приоритеты, ценности)(Р.Пломин). В английском варианте – shared/non shared env.

 

1 = h2+c2+e2

h2- наследуемость;

c2- влияние общей среды;

e2- уникальная среда.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.