Понятие развития кризиса. Нормативные кризисы развития. Критические и стабильные периоды развития по Выготскому.
Л.С. Выготский в работе «Проблема возраста» (1932-1934) предположил, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критический возрастов. В своих подобных взглядах он опирется на П.П. Блонского, который именно об этом и говорил. Качественным критерием для выделения возрастов Выготского стало новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые пкпервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Исходным моментом для новообразований является социальная ситуация развития – неповторимая система отношений между ребенком и окружающей его действительностью. Процессы развития, которые так или иначе непосредственно связаны с основным новообразованием возраста, Выготский назвал центральными линиями развития в данном возрасте, остальные процессы и изменения – побочными линиями развития. Процессы, являющиеся центральным линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в слудющем возрасте, а побочные становятся центральными. Кризис, согласно Выготскому, представляет собой период бурного, стремительного, революционного развития ребенка. Критический период отличается тем, что в нем происходит ломка старых паттернов и структур – любой переход к новому, по мнению Выготского (по этому поводу он еще цитирует Энгельса), означает отметание старого, его отмирание. Именно в связи с этим уходом старых паттернов и реалий психической жизни критический возраст часто связывают с возвостанием трудностей поведения, неконтролируемостью ребенка, падением его школьной обучаемости – стремительные и сильные изменения личности ребенка приводят к тому, что старые требования к нему и вообще система отношений между ним и окружающим миром уже не удовлетворяют ему и также должны меняться. Но помимо деструктивной работы в кризисе происходит очень важная конструктивная работа: кризисы, как и литические периоды, также имеют свои важные новообразования. Отличием этих новообразований от новообразований стабильных возрастов является их преходящий характер, т.е. эти новообразования при последующем развитии встраиваются, входят в новообразования стабильного возраста. Еще о кризисе: · Трудно диагностировать его границы; · Он отличается наличием кульминационной точкой (как правило в середине); · В кризисе происходит смена социальной ситуации развития; · В кризисе происходит скорее разрушительная, чем созидательная работа. Литический, или стабильный период характеризуется плавным, медленным, созидательным развитием, изменения, происходящие в эти периоды, присходят медленно и незаметно – отличие можно увидеть только к концу возраста. Новообразования присходят за счет «микроскопических» изменений, происходящих глубоко в личности ребенка. Таким образом, Л.С. Выготский выделяет следующие этапы развития: Кризис новорожденности – новообразование – индивидуальная психическая жизнь Младенческий возраст (2 мес. – 1 год) – сознание пра-мы Кризис одного года – автономная детская речь, развитие ходьбы, динамика аффективной сферы Раннее детство (1 год – 3 года) – системное и смысловое сознание, речь как окммуникативная функция Кризис трех лет – появление Я. Божович – система Я, Эльконин – личное действие и сознание «Я сам», Гуськова – гордость за достижение Дошкольный возраст (3 года – 7 лет) Кризис семи лет – рефлексия как осмысленная ориентировка в собственных переживаниях Школьный возраст (8 лет – 12 лет) Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14 лет – 18 лет) Кризис 17 лет ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|