Ситуативно – личностная форма общения (непосредственно эмоциональная).
Время появления в онтогенезе – 0:0;2 (от 0 до 2ух месяцев). Это самый короткий период – длится до полугода. В первые 2-3 недели жизни у ребенка не обнаруживается никаких признаков общения. Отсутствие направленности ребенка на взрослого в первые недели жизни можно считать свидетельством того, что потребность в общении не является врожденной и что она приобретается прижизненно. М.И.Лисина высказала гипотезу, что потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Однако нужда ребенка в удовлетворении органических потребностей и его стремление к информации — лишь та основа, которая заставляет младенца первоначально выделить взрослого в окружающем мире, обратить на него особое внимание. Это еще не общение. Решающее значение для возникновения последнего имеет поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к младенцу как субъекту и ведет себя с ним как партнер по общению. Более того, взрослый нередко «играет» и за ребенка как за второго участника общения, авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют. Такое поведение взрослого в ходе практического взаимодействия с младенцем создает дополнительную необходимость и возможность для выделения его ребенком как объекта, а постепенно с его помощью открыть новые — субъективные — качества и в самом себе. Появление в конце третьей недели первой улыбки, адресованной взрослому, является способом сообщить взрослому о своем удовлетворении. В отличие от физиологической улыбки, она обращена к конкретному человеку, и поэтому ее можно назвать коммуникативной. К 2 месяцам складывается комплекс оживления, по мнению Д.Б. Эльконина, это первая форма активного участия младенца в общении. В экспериментах Лисиной было выявлено, что младенцы ведут себя более активно, при пассивном взрослом. Значит, КО не подчиняется закону силы, согласно которому ответ тем сильнее, чем вызывающее его воздействие. Лисина выделила 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении. Первым критерием является внимание и интерес ребенка к взрослому; в этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый стал объектом особой активности детей. Вторым критерием являются эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в них обнаруживается оценка взрослого ребенком, наличие у ребенка отношения к взрослому, которое неразрывно связано со знанием о нем. Третий критерий состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером; в этом поведении обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собою и самому еще раз увидеть свои возможности через реакции другого человека. Наконец, четвертым критерием служит для нас чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки. Проявления детей, соответствующие 4 критериям, возникают в поведении детей не сразу, а один за другим в указанной последовательности. Взятые в совокупности, они, по мнению Лисиной, дают возможность, во-первых, ответить на вопрос, есть ли у данного ребенка потребность в общении со взрослыми, и, во-вторых, охарактеризовать уровень сформированности этой потребности. Применение указанных критериев позволяет сделать вывод о том, что у детей в первые месяцы жизни происходит постепенное оформление потребности в общении, разделяющееся на 4 этапа по мере появления 4 критериев и завершающееся к 2 мес.. Ведущая потребность этого периода – потребность в доброжелательном внимании взрослого. На данном этапе, ребёнок воспринимает только положительную реакцию. На негатив (укоры, недовольное лицо взрослого) не реагирует. Ведущий мотив – личностный. Взрослый воспринимается как ласковый доброжелатель, неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания. Взрослый является центральным объектом познания и деятельности ребёнка. Основные средства общения – экспрессивно – мимические операции. Значение формы общения в общем развитии психики – неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием. Ситуативно-личностное общение занимает место ведущей деятельности. В этот период происходит выделение самого себя (через обращенность к нему взрослого) и начальная форма самосознания, которая проявляется в + эмоциональном самоощущении младенца. Важным новообразование этого периода является появление привязанности к близкому взрослому (формирование аффект.-личн. связей). Сит.-личн. общение оказывает решающую роль на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру. Значение этой формы: с.-л. общение стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|