Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности психомоторного развития на разных этапах онтогенеза.



Преобладающую роль глубоких структур мозга в обеспечении двигательной активности и поведения младенца отмечал еще Л.С.Выготский. Он выделил на первом году жизни ребенка три стадии развития моторики и поведения в соответствии с последовательностью созревания стриополидарной системы подкорки (первые две стадии) и созревание коры больших полушарий (третья стадия). Однако наиболее полно проблема иерархической организации движений человека в контексте активного приспособления поведения была поставлена и разработана в концепции Н.А. Бернштейна о построении движений, он разработал теорию уровней построения движений (см. выше). Согласно данной теории, есть все основания полагать, что развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов мозга, обеспечивающих эти движения (Вайзман, 1997). Однакобыло бы недопустимым упрощением считать, что созревание само по себе обеспечит овладение движениями данного уровня. Созревание лишь создает условия, которые ребенок реализует или не реализует. Последнее зависит от факторов, непосредственного отношения к двигательной сфере не имеющих.

Более того, само по себе созревание каждого уровня, безусловно, зависит от того, насколько последовательно происходит его формирование в поведенческой активности. Важным механизмом реализации двигательной активности является механизм обратной связи. За счет обратной связи формируются все формы произвольной двигательной активности. Развитие двигательной сферы в онтогенезе осуществляется в результате формирования локомоторных функциональных систем на основе процессов системогенеза и идет в направлении от простейших универсальных движений уровней А и Б к высокодифференцированным манипулятивным движениям уровня Е, имеющим социокультурное происхождение. (Марютина Т.М.)

1) Младенчество (от 0 до 1 года) (Бадалян, Безруких, Крайг)

В период новорожденности двигательная активность ребенка характеризуется следующей особенностью: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители; с другой стороны, он ещё лишен самостоятельного передвижения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном он лежит на спине и не может перевернуться или передвинуться. К4-м неделям он принимает позу «фехтовальщика», определяемую тоническими шейными рефлексами, и сжимает ручки в кулачки. Примерно 85% времени голова ребенка повернута вправо (есть предположение, что это связано с функциональной ассиметрией полушарий). Если его положить на животик, то он способен оторвать носик от матраса лишь на одно мнгновение (на секунду преподнимает голову и устанавливает ее по средней линии). Ему вообще трудно управлять своей непропорционально большой головой (в сидячем положении ребенка она угрожающе наклоняется, потому поднимая ребенка на руки необходимо поддерживать головку). На раздражитель реагирует общей двигательной активностью, движения не координирует.

К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов – безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

Безусловные рефлексы:

(автоматизмы)

1гр: сегментарные двигательные автоматизмы

1)Оральные автоматизмы:

а) ладонно-ротовой р. (рефлекс Бабкина): при надавливании на область ладони новорожденный открывает рот и поворачивает голову. Развивается на 1, 2 мес и угасает на 3-4 мес. При поражении ЦНС рефлекс проявляется вяло и к 3м-4м мес не угасает.

б) хоботковый р.: вызывается легким ударом пальцами по губам, в след за этим губы вытягиваются в трубочку. В норме: сохраняется до 2-3 мес; Поражение ЦНС: угасание задерживается; При отсутствии р.: вероятность бульбарного синдрома;

в) поисковый р.: поглаживание в области угла рта вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя;

г) сосательный р.: - возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта. Норма: как правило, сохраняется в течении 1-го года жизни.

2)Спинальные автоматизмы:

а) защитные р.:

- удаляя помехи для дыхания, ребенок кашляет, чихает; при попадении в глаз чего-либо, ребенок моргает; на яркий свет, жмурится;

- зрачковый р.: зажмуривание от яркого света и поворачивание головки и глазок в сторону мягкого света. Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засымании, расширяются в темноте и при пробуждении. (сохраняется в течении жизни!!!!!)

б) рефлекс опоры: Если поставить на опору, ребенок выпрямляется и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Рефлекс опоры является важной основой для подготовки к шаговым движениям. Угасает после 2 мес.

в) рефлекс шагания: близок к рефлексу опоры, в случаи перемещения туловища вперед (наклона), движения ребенка напоминают скоординированную ходьбу. Угасает после 2 – 3 мес.

г) р. ползания: если ребенка уложить на живот, то новорожденный совершает «ползающие» движения; при подставлении ладони к подошвам происходит рефлекторное отталкивание. Норма: появляется с 3-4 дня жизни и угасает к 4 мес. Рефлекс угнетен у детей, рожденных с асфиксией, при внутричерепном кровоизлиянии, при травмах спинного мозга. При патологии ЦНС рефлекс может сохраняться до 1 года.

д) хватательный рефлекс кисти: когда к ладони ребенка прикасаются пальцем (или карандашом), он цепко хватается за него , а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче. Угасает к 4 мес.

е) рефлекс Галанта: при проведении пальцем вдоль позвоночника, ребенок дугообразно выгибает спину. Появляется с 5-6 дня жизни и угасает к 3 - 4 мес.

ж) рефлекс Моро: Когда ребенка резко опускают или поднимают , его обе руки, полусогнутые в локтях , раздвигаются, а пальцы растопыриваются, затем ручки возвращаются в исходное положение, а пальцы вновь сжимаются в кулачки.

2гр. Надсегментарные позотонические автоматизмы:

- Ассиметричный шейно – тонический рефлекс: Когда голову, лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположную руку и ногу, что напоминает позу фихтовальщика. Угасает после 4 мес.

Согласно лекциям Кожариной Л.А. рефлексы новорожденного подразделяются на: 1)функциональные (дыхание, кровообращение); 2) защитные р. (зрачковый р.); 3) атавизмы (р. Моро, р. ползанья, хватательный р., плавательный р.)

Таким образом, рефлекс – это автоматическая ответная реакция организма на те или иные раздражители. В норме новорожденный ребенок обладает целым рядом сложных рефлексов и рефлекторных комплексов. Рефлексы обеспечивают выживание ребенка. Большинство рефлексов исчезает к концу 2 – 4 мес. Рефлексы новорожденного являются важным диагностическим критерием, в целях своевременного определения возможных отклонений в развитии ребенка и своевременной помощи.

Схема нормального развития двигательных функций ребенка 1-го года жизни (Бадалян Л.О.):

От 1 до 3 месяцев. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение. Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания – движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.

От 3 до 6 месяцев. Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4 – 5 мес, а затем исчезает. В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании происходит много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В 5 – 6 мес она легко возникает, когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

От 6 до 9 месяцев. Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок поднинимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает повертываться со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед – предпосылки выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе проявляется в возрасте 7 – 8 мес, ползание на четвереньках – позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7 – 9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кистей и пальцев рук. Ребенок овладевает умением разжимать кисть кисть и класть предмет. Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

От 9 до 12 месяцев.

В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот и иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает. Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1 – 2 мес.

2) Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Второй год жизни

Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице. Сначала он ходит по ней с поддержкой, а затем и самостоятельно. Залезает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Переворачивает страницы в книге. Стоит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Третий год жизни.

Совершенствуются реакции равновесия и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке, появляется бег, прыжки, но структура этих движений вариативна. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учится двигаться в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы. Наблюдая за действиями окружающих (детей и взрослых) и подражая им, ребенок учится выполнять новые движения. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами рук. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела. Все большую роль в процессе выполнения движения начинает играть речевая инструкция взрослых и собственная речь ребенка. Здесь можно вспомнить слова Л.С. Выготского: «Речь входит необходимым составным моментом в разумную деятельность ребенка… и начинает служить средством образования, намерения или плана в более сложной деятельности ребенка».

3) Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет)

Развитие движений у детей 3 – 7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей скелетных мышц. В этот период происходит дальнейшее совершенствование двигательных функций. Движения становятся все более координированными, чему в существенной мере способствует игровая деятельность. Однако координация у дошкольников носит менее совершенный характер, чем у старших детей и взрослых. В этом возрасте еще отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов непостоянна, начинается развитие содружественных движений рук и ног. Эти особенности процесса совершенствования двигательных функций не мешают детям овладевать многими сложными координациями (плаванием, ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах). К 7 годам дети начинают уверенно выполнять координаторные пробы (пальценосовая, коленно-пяточная, проба на диадохокинез и др.). Период 4 – 7 лет является этапом активного освоения и совершенствования новых инструментальных движений, в том числе действий карандашом и ручкой. Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения недостаточно подражания и показа, наиболее эффективный результат дает сочетание словесной инструкции и наглядного показа (со стороны взрослого). В старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции. (Безруких М.М. Возрастная физиология)

4) Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Этот период характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную динамику психического развития.

Двигательные функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.).

Возраст 7 – 10 лет можно считать оптимальным для формирования произвольных движений. На этом этапе возрастного развития существуют особенно благоприятные предпосылки для быстрого освоения и совершенствования произвольных движений.

К 7 годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений – мозжечком и подкорковыми образованиями. К этому возрасту морфологические признаки коркового отдела двигательного анализатора ребенка близки к таковым взрослого человека. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12 – 14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата.

Возраст 7 – 10 лет является новым этапом в формировании акта ходьбы. Показатели структуры шага и ходьбы близки к показателям взрослых. Темп ходьбы равномерный, длина шага стабильна, ускорение темпа связано с удлинением шага.

Качественная реализация моторной программы при выполнении движений (особенно на начальных этапах формирования навыков) требует напряженного зрительного контроля, так как именно зрительный контроль выступает в качестве ведущего механизма обратной связи и в процессе онтогенетического развития, и в процессе формирования произвольных движений. По мере совершенствования навыка более значимой в регуляции движений становится проприоцептивная информация. При этом допускается, что зрительная и проприоцептивная системы при управлении движениями функционально не дублируют одна другую, а решают разные задачи. Баланс взаимодействия этих систем складывается как в ходе развития, так и в процессе совершенствования конкретной двигательной деятельности. При этом роль различной афферентации при различных двигательных действиях неоднозначна. Точностные действия, качество которых можно оценить, требуют постоянного зрительного контроля. Воспроизведение движений, не требующих точности или оценки качественных показателей, может даже улучшаться при отключении зрительной афферентации. С 7 лет проприоцепция уже играет определенную роль в текущей коррекции произвольных движений и выработке пространственной программы движения, однако зрительный контроль остается ведущим звеном коррекции. Функция центрального программирования является еще несовершенной, так как программа движения не включает в себя предварительного учета фактора времени. В 9 лет отмечается перестройка механизма двигательной регуляции. В характере построения движений отчетливо проявляются признаки участия в этом построении механизма центральных команд. Подавляющее большинство точностных реакций организовано как комбинация быстрого и медленного движения. В 10 происходит окончательное освоение растущим организмом совершенного физиологического механизма программирования движений, обеспечивающего возможность предварительного учета не только пространственного, но и временного фактора – механизма центральных команд. Подавляющее большинство точностных реакций 10 – летних детей организовано по типу быстрых движений.

Формирование центральных механизмов управления движениями в 7 – 10 лет идет на фоне онтогенетического развития движений, которые становятся одновременно более дифференцированными и интегрированными, и в то же время более стабильными и менее зависимыми от различных факторов.

Очень важный момент в онтогенетическом развитии центрального механизма управления движениями отмечен у 9-летних детей: появление первичных (предварительных) коррекций. Это не просто выработка пространственной программы движения, что наблюдалось уже у детей 7-летнего возраста, а программирование движения и в пространстве, и во времени. У детей в 9 лет отмечается самый высокий по сравнению с таковым у детей всех изученных возрастов показатель точности реакций.

Возраст 9 лет характеризуется тем, что механизм кольцевого регулирования достигает наибольшего совершенства и вместе с тем на смену ему уже приходит более сложный, но и более экономичный механизм центральных команд. В 10 лет этот механизм можно считать освоенным. Появляется возможность реализации нового класса движений, качественно иначе строящихся и иначе управляемых, резко увеличивается скорость двигательных акций. Например, продолжительность выполнения движений при письме сокращается почти в 3 раза. Однако механизм центральных команд у детей этого возраста еще далек до совершенства. (Безруких М.М. Возрастная физиология)

5) Подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет); Юношеский возраст (от 16-17 до 20-23 лет)

Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором – половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая ЦНС.

Возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет отличается большой индивидуальной вариативностью движений, индивидуальной спецификой их формирования и развития. На этом этапе развития происходит интенсивное формирование связей в системе регуляций движений.

Эндокринные перестройки, связанные с половым созреванием, оказывают свое влияние на механизмы регуляции движений. Точностные движения 11-летних детей наиболее близки к движениям взрослых и отличаются от них только по показателю точности и максимальным значениям скоростей и ускорений. Совершенствование управления движениями от 10 к 11 годам идет не только по пути улучшения количественных и качественных параметров движения (максимальная скорость, точность) и приближения их к показателям взрослых, но и по линии совершенствования механизма взаимодействия мышц сгибателей и разгибателей. Именно это взаимодействие обеспечивает точное соответствие программируемых характеристик движения конкретным пространственным условиям. К 11 – 12 годам улучшаются функции бинокулярного, монокулярного, центрального и периферического зрения, а после 12 лет монокулярная оценка удаленности предмета становится достаточной для исполнения точного моторного действия рукой. Возраст 12 лет оказывается «переломным» и для бинокулярного контроля за движениями. К 13 – 14 годам уже достаточно развиты зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель).

На предыдущем возрастном этапе основным видом коррекции по ходу движений была зрительная информация, а в 13 – 15 лет эта роль переходит к мышечной чувствительности. При этом наиболее интенсивный прирост точности движений характерен для движений, выполняемых обеими руками.

Таким образом, для двигательной системы человека на рассматриваемом этапе онтогенеза характерно совершенствование интеграции ее функциональных элементов и одновременно усиление относительной независимости ряда регулируемых подсистем. Об этом свидетельствуют интенсивное развитие к 14 – 15 годам билатеральной регуляции движений руки, совершенствование функции управления точностью движений, меньшая зависимость процессов регуляции от объема и характера экстрорецептивной и кинестетической афферентации.

Исследование центральных механизмов регуляции произвольных движений выявило, что к концу подросткового возраста формируется близкий к дефинитивному тип вовлечения переднецентральных отделов коры в реализацию двигательной деятельности. Однако период полового созревания и связанное с ним изменение функционального состояния организма определяют специфику центральной регуляции движений на этом этапе развития, несколько замедляя ее совершенствование и даже ухудшая ее в периоды наиболее интенсивной гормональной перестройки всех функций организма. По-видимому, на определенном этапе онтогенеза, скорее всего в юношеском возрасте, когда у человека сформирован дефинитивный тип функционального реагирования и взаимодействия отдельных зон коры, когда пространственная точность, скорость и другие параметры движений в меньшей мере зависят от характера и объема экстерорецептивной и кинестетической афферентации, когда по биомеханическим показателям отмечается относительная автономность двигательных функций, их пластичность и в то же время стабильность, наиболее высокой стадией развития механизмов регуляции движений является самопроизвольный выбор «задачи действия», определяющей не только временные и качественные параметры движения, но и стратегию корковой регуляции движений.

6) Взрослость (Крайг Г.)

Молодость (ранняя зрелость) (до 30 лет), Средняя зрелость (до 40 лет),

От предыдущего юношеского периода молодость отличается тем, что в ней заканчивается общесовматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. В физиологическом плане период ранней зрелости (молодости) и средней зрелости - связывают с оптимальным функционированием всех систем организма, что, соответственно, позволяет сделать вывод и об особенностях двигательной сферы взрослого онтогенеза на данном возрастном этапе взрослого онтогенеза. Фактически, большинство физических навыков и способностей в течении всего периода взрослости поддерживаются на функциональном уровне при условии регулярных занятий физическими упражнениями.

Поздняя зрелость (до 55-65 лет)

Появляются первые признаки физического спада. Снижение физических возможностей затрагивает сенсорные и моторные функции, а также деятельность внутренних органов и систем. Замедляется функционирование нервной системы (в особенности, после 50 лет). Скелет утрачивает былую гибкость. Кожа и мышцы начинают терять эластичность. Объем легких также уменьшается. Ввиду перечисленных особенностей, такие биологические функции, как время реакции и сенсомоторные навыки, также изменяются. Увеличение времени реакции в период взрослости происходит довольно медленными темпами, начиная ускоряться в годы старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые результаты, но могут оставаться на прежнем уровне, возможно, благодаря длительной практике и опыту. Однако осваивать навыки становиться все труднее.

7) Старость

Вообще, на выявление телесных причин и проявлений старения ориентирован биологический подход к старению. Биологи рассматривают старение как закономерный процесс, протекающий в течение постнатальной жизни организма , и сопровождающийся столь же закономерными изменениями, происходящими на биохимическом, клеточном, тканевом, физиологическом и системных уровнях. Периодизация (Крайг Г.): 60 – 69лет – предстарческий; 70 – 79 лет – старческий; 80 – 89 лет – позднестарческий; 90 – 99 лет – дряхлость. Следует, однако, иметь ввиду, что любая схема выделения и классификация инволюционного или регрессивного возраста является достаточно условной, т.к. физиологи еще не располагают данными для исчерпывающей характеристики стадий онтогенеза старения (Марютина Т.М.). Старение организма в целом связывается прежде с нарушениями механизмов саморегуляции и процессов переработки информации на разных уровнях жизнедеятельности. Особое значение в механизмах старения на клеточном уровне имеет нарушение передачи информации в системе генетического аппарата клеток, на уровне целостного организма – в системе нейрогуморальной регуляции. Вследствие этого, старение выступает, как тотальный процесс, охватывающий весь организм человека, и проявления старения можно обнаружить во всех органах, системах и функциях.

В период старения особое значение имеют процессы, происходящие в нервной системе. Снижение энергетического потенциала, вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами. Так, изменения в стволе мозга значительнее и существеннее, чем в мозжечке и обоих полушариях. Отклонения от общего морфологического закона разновременности развития происходит в пользу высших отделов мозга. Высокая относительная стабильность обменных процессов в этих отделах необходима для большей сохранности нейронов, перерабатывающих, передающих и сохраняющих накопленную информацию. Рефлекторная струкура в целом как более сложное образование благодаря многоклеточным контактам длительно сохраняет свою работоспособность и величину за счет более стабильных элементов. В чрезвычайной степени выраженные избыточность и сложность ЦНС способствуют ее морфологической и функциональной сохранности. В период геронтогенеза ослабляются процессы возбуждения и торможен, однако и в этом случае фронтального ухудшения функционирования нервной системы в целом не наблюдается. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс. Пищевой рефлекс у пожилых и старых людей вырабатывается медленнее. Эти данные подтверждают выраженную гетерохронию условно-рефлекторной деятельности мозга вплоть до глубокой старости.

В процессе старения изменения в структуре скелета приводят к уменьшению роста, который может уменьшаться на 3 – 5 см, в связи со сжатием межпозвоночных дисков, изменением осанки. Возникает явление остеопороза (деминерализация костей, выражающаяся в утрате ими кальция), в результате кости становятся хрупкими. Уменьшается мышечная масса, вследствие этого снижаются сила и выносливость. Падения и переломы костей могут участиться из-за изменений в вестибулярном аппарате. Снижается чувствительность рецепторов, реагирующих на изменение направления силы тяжести, а также на изменения положения головы.

В общем, работа мышц замедляется, и напряженной мышце требуется больше времени, чтобы расслабиться. Мышцы хуже функционируют ввиду того, что сердечно – сосудистая система не поставляет им достаточного количества питательных веществ или недостаточно эффективно удаляет токсичные продукты распада. Кровеносные сосуды теряют эластичность, некоторые из них закупориваются; вследствие этого меньшее количество капилляров поставляет кровь мышцам. Эффективность работы сердечно-сосудистой системы в целом снижается, ослабевает способность легких к осуществлению газообмена. Координация тонкой моторики ухудшается, а время реакции возрастает.

В иммунной системе снижается выработка антител, и защитные силы организма ослабевают. Наряду с этим показано, что регулярные физические упражнения, способствующие укреплению мышц, в пожилом возрасте улучшают соматический статус организма. (Крайг Г.; Сапогова Е.Е.; Марютина Т.М.)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.