Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности детско-родительских отношений на разных этапах онтогенеза.



Информация по этому поводу понемногу содержится в вопросах про разные возрастные периоды, я обозначу то, что, как мне кажется, имеет смысл упомянуть. Специальных статей об этом мне не попадалось, а в книжках по семейной психологии описываются отношения с ребенком не в зависимости от возраста, а в зависимости от различных характеристик семейной системы в целом, или, опять же, про стили воспитания, директивы, отдельные упоминания про сепарацию и пр.

Можно сказать, что на протяжении развития ребенок постепенно отделяется от своей семьи, проходит путь от полной слитости с матерью до психологической сепарации из семьи. Он проходит ряд кризисов, в которых отношения ребенка с родителями изменяются в результате внутренних изменений в самом ребенке.

1. Новорожденность, младенчество (до 1 года).

Ребенок находится в симбиотических отношениях с матерью (об этом подробно было сказано выше). У них непосредственно-эмоциональное общение. Постепенно он начинает выделять себя и мать – с этим связан кризис 1 года. У ребёнка начинают формироваться новообразования, которые позволяют ему почувствовать свою обособленность от мамы (ходьба, речь). Ребёнок начинает дифференцировать свои потребности и возможности, т.е. появляются потребности, которые не могут быть удовлетворены сейчас. Соответственно, появление первых запретов. Кризис характеризуется появлением гипобулических реакций, капризов, упрямства.

2. Раннее детство (до 3 лет).

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, - взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способ действия с ним, а выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. У ребенка развивается речь, первые житейские понятия, - он может уже общаться с родителями не только по поводу конкретной предметной ситуации (задает вопросы про взаимоотношения между людьми). В кризисе 3 лет у ребенка появляется негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт и деспотизм, - как внешние проявления стремления к самостоятельному действию. Отношения с ребенком, следовательно, крайне усложняются.

3. Дошкольный возраст (до 7 лет).

В кризисе 7 лет уходит детская непосредственность, у ребенка появляются такие области его внутренней жизни, которые он не склонен открывать взрослым, меняется его поведение, он становится менее понятен и предсказуем.

4. Школьный возраст (до 12 лет).

Появляется школа – новая тема в отношениях между родителями и ребенком.

5. Пубертатный возраст, юность (границы очень размыты).

Подростковый (и юношеский) возраст, который является переходным от детства ко взрослости, проходит часто очень бурно, и в нем отчетливее проступают те проблемы развития, которые не были решены в течении предшествующих периодов (об этом говорит, например, Эриксон). Это, разумеется, касается и отношений с родными.

Можно рассказать еще про психосексуальные стадии Фрейда (они описываются в других вопросах) и эдипов период (амбивалентное отношение).

У Эриксона (про него тоже есть отдельный вопрос) – позитивные и негативные выходы из конфликта каждого возраста формируются в зависимости от родительского влияния.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.