Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Кто как готовится к зиме».



Программное содержание:

1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман).

2. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

3. Расширение представлений о животных, птицах, их приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).

4. Формирование элементарных экологических представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:.

«Познание» (развитие сенсорной культуры)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- «Геометрический конструктор» - составление изображений животных из геометрических фигур;

- приемы для практического освоения и понимания количественного и порядкового назначения числа («Сколько всего мишек?», «Какой по порядку зайка?»).

 

«Познание» (развитие кругозора)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- - Экспериментирование. Проведение опытов с водой, снегом, льдом (таяние снега от повышения температуры; хрупкость льда; вывод: снег и лед - вода, изменившая, свое состояние под воздействием температуры).

Наблюдать за растениями после первых заморозков (трава и листья побурели, цветы погибли от холода). Расширять представления о взаимосвязях природных явлений (осень – похолодание – исчезают насекомые – некоторые птицы улетают на юг, т.к. нет питания; некоторые звери делают запасы, готовятся к зимней спячке, меняют окрас, чтобы быть незаметным на снегу).;

 

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- Чтение «Покормите птиц зимой», А. Яшин. Обсуждение стихотворения. Составление творческого рассказа о необходимости помогать птицам в холодное время. Обогащать и активизировать словарный запас на основе экспериментальной деятельности, наблюдений за птицами. Упражнять в правильном использовании предлогов (медведь в берлоге, лиса около норы, белка на дереве и т.д.). Закреплять умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением (птицы, животные). Поощрять характерное возрастное словотворчество.

 

«Художественное творчество» (рисование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- Рисование «Кто живет в осеннем лесу» для формирования умения правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине.

 

«Художественное творчество» (художественный труд)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- Конструирование из природного материала (шишки, желуди) «Зайка». Развивать умение видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать пластилин для изготовления дополнительных деталей.

 

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- для слушания «Зайчик» (муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока);

- для пения «Путаница» - песня-шутка (муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского);

- музыкально-ритмические движения: «Лиса и зайцы» (под муз. А. Майкапара «В садике»), «Ходит медведь» (под муз. «Этюд» К Черни), «Медведь и заяц» (муз. В. Ребикова).

В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:

- фланелеграф, «Геометрический конструктор»

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Больница для зверей», «Дом», «Семья», «Магазин игрушек» и др.;

- дидактические игры: «Составь целое», «Чей портрет», «В царстве витаминов», «Можно - нельзя», «Хорошо - плохо», «Мое и наше», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», лото «Хорошие и вредные привычки»;

- иллюстрации животных, репродукции произведений писателей – анималистов для рассматривания;

- в уголке экспериментирования разместить пипетки, формы для льда, жидкие краски;

- плоскостной театр, маски для сказки «Заюшкина избушка);

- иллюстрации ранней, золотой и поздней осени;

Наборы для рисования, трафареты, шаблоны , схемы изображений (животные, птицы);

- иллюстрации и книги по теме («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича»).

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

- совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно добавлять корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;

- почитать с ребенком дома: («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича», народные сказки о животных, их повадках;

- дидактические игры на использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий (описание животных, птиц);

- привлечение ребенка к работам на садовом участке по подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы, укрывание растений и т.п.);

- заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины, семена и т.д.);

- в беседах уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

- описание сюжетной картинки с изображением поздней осени, дождя, людей;

- рассматривание иллюстраций детей с игрушками (бережно играющих, небрежно играющих), обсуждение поведения детей;

- дидактическая игра «Чудесный мешочек» на умение различать геометрическую форму предмета на ощупь;

- составление коллективного рассказа о природе в ноябре;

- чтение рассказа «Почему ноябрь пегий» Н. Сладкова, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы по содержанию рассказа;

- речевая игра «Что можно, а что нельзя»: для воспитания привычки выбирать только полезное для здоровья;

- дидактическая игра «Закончи предложение», направленная на совершенствование умения устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы (Заяц ждет снега, потому что…; Волку не нужен снег, потому что…);

- двигательные упражнения «Тучи дождевые», «Дождь»;

- игровая ситуация «Исправь ошибки мишутки»: для формирования умения слушать рассказ, замечать и исправлять ошибки;

- организация игр с напольным и настольным строительным материалом;

- экскурсия на улицу города (наблюдение за людьми, транспортом): особенности дороги в период поздней осени, закреплять знания о светофоре;

- беседа – рассуждение «Правила поведения в природе осенью» для формирования предпосылок экологического сознания (рассматривать растения, не нанося им вред, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда, кормить животных только с разрешения взрослых и т.д.);

- использование словесных поручений;

- дидактические игры для закрепления понимания значения и необходимости гигиенических процедур: «Таня простудилась», «Вымоем куклу»; «Правила гигиены»;

- опыты со снегом (качество талой воды).

Гигиенические процедуры:

- ситуативные разговоры о правилах поведения в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду;

- игровые проблемные ситуации с целью приучения просушивать мокрую после прогулки одежду.

Завтрак, обед, полдник, ужин:

- закрепление умения есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее;

- постепенное приучение полоскать рот после приема пищи;

- упражнения для совершенствования умения правильно и безопасно для себя и окружающих пользоваться столовыми приборами.

Прогулка

- наблюдения за погодными явлениями (туман, тучи, изморозь, заморозки, иней, солнце, пасмурное небо, лужи, первый снег, лед на лужах и т.д.);

-наблюдение за состоянием почвы (в начале осени она была мягкая, сейчас твердая, холодная, мерзлая, нельзя копать лопатой);

- подвижные игры «Узнай и догони», «Зайцы и медведи» «Охотник и зайцы», «Жмурки с колокольчиком» и др.;

- индивидуальная работа по развитию основных движений, физических качеств;

- упражнения для совершенствования умения определять положение строений, деревьев, предметов на участке по отношению к себе;

- труд на участке (помощь в уборке участка);

- самостоятельная деятельность по выбору детей.

Вечер:

- дидактические игры: «Кто где живет», «Что растет на огороде» «Одень куклу на прогулку» и др.;

- развитие умения передавать по показу воспитателя игровые действия под музыку «Зайчики прыгают», «Птички летают, клюют», «Зайчики и лисичка»;

-упражнения дыхательной гимнастики;

- слушание аудиозаписей «Звуки природы», «Шум дождя» и др.;

- создание коллажа «Здравствуй, зимушка-зима!»;

- сюжетно-ролевая игра «Дом» с алгоритмами приготовления заготовок на зиму;

- обучение самомассажу с целью закаливания и укрепления организма «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручкам» (А. Уманская, К. Динейка);

- ситуативные разговоры об умении прислушиваться к своему состоянию, сообщать взрослому о недомогании;

- чтение: Е. Чарушин «Воробей», Г. Циферов «Медвежий час», «Как ослик купался», Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Не спать», В. Берестов «Лисица-медсестрица», М. Яснов «Я мою руки», С. Пшеничных «Доброе утро»,Я. Аким «Мыть посуду я люблю»;

- рассматривание иллюстраций;

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кукольный театр», «Магазин»;

- игровая ситуация «Расскажем зверятам, как нужно дружно играть»;

- беседа-рассуждение «Старших слушай, младшим помогай»;

- игровые ситуации для формирования умений оказывать себе и сверстникам элементарную помощь при ушибах;

- наведение порядка в игровой комнате «Каждая игрушка живет на своем месте».

Вечерняя прогулка:

-наблюдения за движением облаков;

-упражнения для совершенствования умения выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанного выполнения игровых правил;

- самостоятельная деятельность по выбору детей.

13.Тема: «Здравствуй,Зимушка-Зима!».

Программное содержание:

1. Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умений вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

2.Продолжение знакомства с зимними видами спорта.

3.Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой.

4.Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Расширение знанийо свойствах снега и льда.

5.Знакомство детей с географическими зонами, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:

«Физическая культура», «Здоровье»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- беседы «Зимние виды спорта», «Особенности закаливания зимой».

 

«Познание» (развитие сенсорной культуры)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- конструирование «Ледяной городок» (ледяные дорожки, большие и маленькие горки, лабиринт). Упражнять в анализе конструкций, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого по образцу, по памяти. Учить размещать постройки на плоскости.

 

«Познание» (развитие кругозора)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- дидактическую игру «Зимующие птицы». Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц. Рассказ воспитателя «Кто как к зиме приготовился», «Птицы зимой».

- игровые упражнения «Угадай и расскажи». Воспитывать стремление узнавать новое, задавать вопросы об устройстве и назначении разных приспособлений, сделанных руками человека.

- дидактическую игру «Определи время года». Учить замечать происходящее в природе сезонные изменения. Определять характерные признаки зимы (зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий и др.)

 

«Труд» (рукотворный мир)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- ситуативные беседы с целью формирования представлений о том, что человек тесно связан с природой (зимой необходимо расчищать дороги от снега, посыпать их песком, сбивать сосульки с крыш, обогревать дома). Круглый год человек заботиться о самом себе, своем доме и одежде, о домашних животных и растениях. Для всех работ у него есть специальные инструменты и приспособления.

 

«Коммуникация»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик!». Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации.

- чтение сказки «Зимовье», обр. И.Соколова – Микитова.

- словесные игры с целью активизации глаголов, прилагательных, обобщающих наименований («Летает – не летает», «Съедобное, не съедобное», «Узнай по голосу», «Угадай по описанию»).

 

«Художественное творчество» (рисование, лепка)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- рисование «Зимнее окошко (Морозные узоры)». Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создавать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета.

- дидактическую игру «Составь из частей» (зайчик, медведь, снегурочка, снеговик). Формировать правильно передавать расположение частей сложных частей, соотносить их по величине.

- лепку из пластилина (налеп) «Снежинка». Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа.

- рассматривание иллюстраций, репродукций по мотивам зимней природы (реальной, сказочной);

 

«Художественное творчество» (аппликация, конструирование)

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- аппликацию «Укрась рукавицу Деда Мороза». Формирование технических навыков, умение использовать дополнительные декоративные материалы для украшения (конфетти, блестки, бусины). Поощрять проявление активности и творчества.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:

- для восприятия музыки: «Сказочка», муз. С.Майкапара, «Сказочка», муз. Д.Кабалевского, «Дед Мороз», муз. Р.Шумана

- для пения «Метелица», Г.Вихаревой, «Зима пришла», Л.Олифировой;

- для музыкально-ритмических движений: Хороводы: «Маленькая елочка», «Новогодняя» А.Филиппенко

- игру «Заморожу»

- для танцевально-игрового творчества: «Ледяное царство» И.Галянт

- для игры на детских - музыкальных инструментах: «Соло-тутти»

В содержание предметно-развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:

- картины: «Животные нашего леса», «Зимующие птицы», «Зимние развлечения».

- серии картинок: «Как дети спасли птиц».

- диафильм «Зима в лесу». Слайды «Времена года». К.Коровин. Зимой. Г.Низский. Зима.

- произведения русского декоративно-прикладного искусства – игрушки из глины (животные, птицы);

- графика – иллюстрации художников В.Сутеев, Е. Чарушин.

- настольный театр «Снегурушка и лиса».

- пальчиковый театр «Светофор», «Перчатки», «Снег ложится белый-белый», «Зимний праздник».

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

- понаблюдать с детьми за красотой зимнего леса; за снегом в разную погоду;

- почитать сказку «Снегурочка», «Зимовье»;

- построить из снега горку на участке;

- составить книжку описательных рассказов ребенка «Зимние забавы».

- сделать альбом «Наши славные дела» - о помощи зимующим птицам

- составить «Сказку про снеговика»

- совместно с детьми из ваты, мятой бумаги, двухстороннего скотча и т.д. создать композицию на тему «Здравствуй, зимушка-зима!»

- посетить снежный городок, полюбоваться снежными постройками.

- выучить с детьми стихотворения: И. Никитин «Зима», И. Суриков «Зима».

- прогуляться по парку и полюбоваться снегом, вызвав у детей положительный эмоциональный отклик

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

- чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима –аукает», Я. Аким «Первый снег».

- проведение словесной игры «Что за чем?» - порядок времен года;

- рассматривание с детьми, как красиво снег украсил сквер, деревья, как блестит снег на солнце. Физкультминутка«Белый пух»;

- чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима». Рассматривание иллюстраций о зиме.

- рассматривание детских фотографий: «зимние забавы», «дети на прогулке»;

- проведение беседы с детьми: «Какая погода на улице» (впечатления детей о погоде, о морозном утре);

- рассматривание «рисунков Деда Мороза на окне», «Снежинки на варежке».

Гигиенические процедуры:

- проведение дидактической игры: «Одень куклу на прогулку»

- использование потешек о воде, умывании;

- игровые ситуации на обучение последовательности в одевании на прогулку и раздевании;

- использование модели – числовые лесенки – алгоритмы выполнения режимных моментов.

Завтрак, обед, полдник, ужин:

- разговоры о правилах поведения за столом (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки);

- мотивирование детей к приему пищи («Маша и каша», музыка Т.Назаровой, слова Н. Найденовой);

- использование потешек о приеме пищи;

- ситуативный разговор о значении для здоровья соблюдения режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов;

- ситуативные разговоры с целью совершенствования навыков аккуратного приема пищи, дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах.

Прогулка

- наблюдения за

деревьями, кустарниками под снегом;

красотой зимнего пейзажа, за снегопадом;

солнцем, отметить, что зимой солнце не греет, оно не поднимается высоко, путь его становится короче;

Когда идёт снег, понаблюдать, как всё меняется вокруг. Из снеговых туч сплошной массой падает снег. «Смотрите дети, как он красиво падает! Это снегопад. Зимой мы будем с вами часто наблюдать за снегопадом»;снежинками, в том числе через лупу.

- подвижные игры «Кот и мыши», «Охотники и зайцы» «Чей снежок дальше», «Подбрось-поймай», «Ловишки» «Зайцы и волк», «Лошадки» «Бездомный заяц», «Самолеты»

«Зимние забавы» - формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх

- индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;

- труд на участке

расчистка веранды от снега;

сгребание снега в лунки в деревьев;

помощь в строительстве снежного вала;

помощь дворнику в уборке снега;

очистка и ремонт кормушек, наполнение их зерном, салом, ягодами.

- самостоятельная деятельность по выбору детей.

экспериментирование: зависимость состояния воды от температуры окружающего воздуха.

формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок, используемое в трудовой деятельности оборудование (очистить, отнести в отведенное место).

эксперимент «Цветные льдинки», «Превращение снега в воду».

Вечер:

- проведение настольного театра «Снегурушка и лиса»;

- проведение вечера загадок о зимних явлениях природы;

- проведение пальчиковых гимнастик «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчик гулять», «Снежок»;

- проведение дидактической игры «Поиграем с носиком» (Здоровый малыш – З.И. Бересневой);

- проведение математических игр «Угадай фигуру», «Разложи на группы», «Части суток». Дать представление о форме предметов, о геометрических фигурах;

- проведение сюжетно-ролевой игры «К доктору на прием с простудой гриппом»: закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью;

- проведение словесной игры «Что за чем?» - порядок времен года;

- рассматривание иллюстраций к книге Л.Воронковой «Снег идет»;

- проведение беседы о животных Арктики и Антарктики с целью расширения представлений детей о местах, где всегда зима.

Вечерняя прогулка:

-наблюдения за

зимним вечерним небом, солнцем.

- подвижные игры: «Я мороз красный нос», «Найди себе пару», «Бездомный заяц»

- самостоятельная деятельность по выбору детей.

Катание на санках. Ходьба по глубокому снегу. Лепка снеговика.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.