Тема: «Кто как готовится к зиме».
Программное содержание: 1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман). 2. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. 3. Расширение представлений о животных, птицах, их приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы улетают на юг, некоторые животные меняют окрас). 4. Формирование элементарных экологических представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда). Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:. «Познание» (развитие сенсорной культуры) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - «Геометрический конструктор» - составление изображений животных из геометрических фигур; - приемы для практического освоения и понимания количественного и порядкового назначения числа («Сколько всего мишек?», «Какой по порядку зайка?»).
«Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - - Экспериментирование. Проведение опытов с водой, снегом, льдом (таяние снега от повышения температуры; хрупкость льда; вывод: снег и лед - вода, изменившая, свое состояние под воздействием температуры). Наблюдать за растениями после первых заморозков (трава и листья побурели, цветы погибли от холода). Расширять представления о взаимосвязях природных явлений (осень – похолодание – исчезают насекомые – некоторые птицы улетают на юг, т.к. нет питания; некоторые звери делают запасы, готовятся к зимней спячке, меняют окрас, чтобы быть незаметным на снегу).;
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - Чтение «Покормите птиц зимой», А. Яшин. Обсуждение стихотворения. Составление творческого рассказа о необходимости помогать птицам в холодное время. Обогащать и активизировать словарный запас на основе экспериментальной деятельности, наблюдений за птицами. Упражнять в правильном использовании предлогов (медведь в берлоге, лиса около норы, белка на дереве и т.д.). Закреплять умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением (птицы, животные). Поощрять характерное возрастное словотворчество.
«Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - Рисование «Кто живет в осеннем лесу» для формирования умения правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине.
«Художественное творчество» (художественный труд) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - Конструирование из природного материала (шишки, желуди) «Зайка». Развивать умение видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать пластилин для изготовления дополнительных деталей.
«Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - для слушания «Зайчик» (муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока); - для пения «Путаница» - песня-шутка (муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского); - музыкально-ритмические движения: «Лиса и зайцы» (под муз. А. Майкапара «В садике»), «Ходит медведь» (под муз. «Этюд» К Черни), «Медведь и заяц» (муз. В. Ребикова). В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - фланелеграф, «Геометрический конструктор» - атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Больница для зверей», «Дом», «Семья», «Магазин игрушек» и др.; - дидактические игры: «Составь целое», «Чей портрет», «В царстве витаминов», «Можно - нельзя», «Хорошо - плохо», «Мое и наше», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», лото «Хорошие и вредные привычки»; - иллюстрации животных, репродукции произведений писателей – анималистов для рассматривания; - в уголке экспериментирования разместить пипетки, формы для льда, жидкие краски; - плоскостной театр, маски для сказки «Заюшкина избушка); - иллюстрации ранней, золотой и поздней осени; Наборы для рисования, трафареты, шаблоны , схемы изображений (животные, птицы); - иллюстрации и книги по теме («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича»). Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно добавлять корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке; - почитать с ребенком дома: («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича», народные сказки о животных, их повадках; - дидактические игры на использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий (описание животных, птиц); - привлечение ребенка к работам на садовом участке по подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы, укрывание растений и т.п.); - заготовить корм для птиц на зиму (ягоды рябины, семена и т.д.); - в беседах уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - описание сюжетной картинки с изображением поздней осени, дождя, людей; - рассматривание иллюстраций детей с игрушками (бережно играющих, небрежно играющих), обсуждение поведения детей; - дидактическая игра «Чудесный мешочек» на умение различать геометрическую форму предмета на ощупь; - составление коллективного рассказа о природе в ноябре; - чтение рассказа «Почему ноябрь пегий» Н. Сладкова, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы по содержанию рассказа; - речевая игра «Что можно, а что нельзя»: для воспитания привычки выбирать только полезное для здоровья; - дидактическая игра «Закончи предложение», направленная на совершенствование умения устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы (Заяц ждет снега, потому что…; Волку не нужен снег, потому что…); - двигательные упражнения «Тучи дождевые», «Дождь»; - игровая ситуация «Исправь ошибки мишутки»: для формирования умения слушать рассказ, замечать и исправлять ошибки; - организация игр с напольным и настольным строительным материалом; - экскурсия на улицу города (наблюдение за людьми, транспортом): особенности дороги в период поздней осени, закреплять знания о светофоре; - беседа – рассуждение «Правила поведения в природе осенью» для формирования предпосылок экологического сознания (рассматривать растения, не нанося им вред, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда, кормить животных только с разрешения взрослых и т.д.); - использование словесных поручений; - дидактические игры для закрепления понимания значения и необходимости гигиенических процедур: «Таня простудилась», «Вымоем куклу»; «Правила гигиены»; - опыты со снегом (качество талой воды). Гигиенические процедуры: - ситуативные разговоры о правилах поведения в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду; - игровые проблемные ситуации с целью приучения просушивать мокрую после прогулки одежду. Завтрак, обед, полдник, ужин: - закрепление умения есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; - постепенное приучение полоскать рот после приема пищи; - упражнения для совершенствования умения правильно и безопасно для себя и окружающих пользоваться столовыми приборами. Прогулка - наблюдения за погодными явлениями (туман, тучи, изморозь, заморозки, иней, солнце, пасмурное небо, лужи, первый снег, лед на лужах и т.д.); -наблюдение за состоянием почвы (в начале осени она была мягкая, сейчас твердая, холодная, мерзлая, нельзя копать лопатой); - подвижные игры «Узнай и догони», «Зайцы и медведи» «Охотник и зайцы», «Жмурки с колокольчиком» и др.; - индивидуальная работа по развитию основных движений, физических качеств; - упражнения для совершенствования умения определять положение строений, деревьев, предметов на участке по отношению к себе; - труд на участке (помощь в уборке участка); - самостоятельная деятельность по выбору детей. Вечер: - дидактические игры: «Кто где живет», «Что растет на огороде» «Одень куклу на прогулку» и др.; - развитие умения передавать по показу воспитателя игровые действия под музыку «Зайчики прыгают», «Птички летают, клюют», «Зайчики и лисичка»; -упражнения дыхательной гимнастики; - слушание аудиозаписей «Звуки природы», «Шум дождя» и др.; - создание коллажа «Здравствуй, зимушка-зима!»; - сюжетно-ролевая игра «Дом» с алгоритмами приготовления заготовок на зиму; - обучение самомассажу с целью закаливания и укрепления организма «Поиграем с ушками», «Поиграем с ручкам» (А. Уманская, К. Динейка); - ситуативные разговоры об умении прислушиваться к своему состоянию, сообщать взрослому о недомогании; - чтение: Е. Чарушин «Воробей», Г. Циферов «Медвежий час», «Как ослик купался», Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Не спать», В. Берестов «Лисица-медсестрица», М. Яснов «Я мою руки», С. Пшеничных «Доброе утро»,Я. Аким «Мыть посуду я люблю»; - рассматривание иллюстраций; - сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кукольный театр», «Магазин»; - игровая ситуация «Расскажем зверятам, как нужно дружно играть»; - беседа-рассуждение «Старших слушай, младшим помогай»; - игровые ситуации для формирования умений оказывать себе и сверстникам элементарную помощь при ушибах; - наведение порядка в игровой комнате «Каждая игрушка живет на своем месте». Вечерняя прогулка: -наблюдения за движением облаков; -упражнения для совершенствования умения выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанного выполнения игровых правил; - самостоятельная деятельность по выбору детей. 13.Тема: «Здравствуй,Зимушка-Зима!». Программное содержание: 1. Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умений вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. 2.Продолжение знакомства с зимними видами спорта. 3.Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. 4.Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Расширение знанийо свойствах снега и льда. 5.Знакомство детей с географическими зонами, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - беседы «Зимние виды спорта», «Особенности закаливания зимой».
«Познание» (развитие сенсорной культуры) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - конструирование «Ледяной городок» (ледяные дорожки, большие и маленькие горки, лабиринт). Упражнять в анализе конструкций, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого по образцу, по памяти. Учить размещать постройки на плоскости.
«Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - дидактическую игру «Зимующие птицы». Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц. Рассказ воспитателя «Кто как к зиме приготовился», «Птицы зимой». - игровые упражнения «Угадай и расскажи». Воспитывать стремление узнавать новое, задавать вопросы об устройстве и назначении разных приспособлений, сделанных руками человека. - дидактическую игру «Определи время года». Учить замечать происходящее в природе сезонные изменения. Определять характерные признаки зимы (зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий и др.)
«Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - ситуативные беседы с целью формирования представлений о том, что человек тесно связан с природой (зимой необходимо расчищать дороги от снега, посыпать их песком, сбивать сосульки с крыш, обогревать дома). Круглый год человек заботиться о самом себе, своем доме и одежде, о домашних животных и растениях. Для всех работ у него есть специальные инструменты и приспособления.
«Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик!». Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. - чтение сказки «Зимовье», обр. И.Соколова – Микитова. - словесные игры с целью активизации глаголов, прилагательных, обобщающих наименований («Летает – не летает», «Съедобное, не съедобное», «Узнай по голосу», «Угадай по описанию»).
«Художественное творчество» (рисование, лепка) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - рисование «Зимнее окошко (Морозные узоры)». Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создавать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета. - дидактическую игру «Составь из частей» (зайчик, медведь, снегурочка, снеговик). Формировать правильно передавать расположение частей сложных частей, соотносить их по величине. - лепку из пластилина (налеп) «Снежинка». Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа. - рассматривание иллюстраций, репродукций по мотивам зимней природы (реальной, сказочной);
«Художественное творчество» (аппликация, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - аппликацию «Укрась рукавицу Деда Мороза». Формирование технических навыков, умение использовать дополнительные декоративные материалы для украшения (конфетти, блестки, бусины). Поощрять проявление активности и творчества. «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - для восприятия музыки: «Сказочка», муз. С.Майкапара, «Сказочка», муз. Д.Кабалевского, «Дед Мороз», муз. Р.Шумана - для пения «Метелица», Г.Вихаревой, «Зима пришла», Л.Олифировой; - для музыкально-ритмических движений: Хороводы: «Маленькая елочка», «Новогодняя» А.Филиппенко - игру «Заморожу» - для танцевально-игрового творчества: «Ледяное царство» И.Галянт - для игры на детских - музыкальных инструментах: «Соло-тутти» В содержание предметно-развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - картины: «Животные нашего леса», «Зимующие птицы», «Зимние развлечения». - серии картинок: «Как дети спасли птиц». - диафильм «Зима в лесу». Слайды «Времена года». К.Коровин. Зимой. Г.Низский. Зима. - произведения русского декоративно-прикладного искусства – игрушки из глины (животные, птицы); - графика – иллюстрации художников В.Сутеев, Е. Чарушин. - настольный театр «Снегурушка и лиса». - пальчиковый театр «Светофор», «Перчатки», «Снег ложится белый-белый», «Зимний праздник». Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - понаблюдать с детьми за красотой зимнего леса; за снегом в разную погоду; - почитать сказку «Снегурочка», «Зимовье»; - построить из снега горку на участке; - составить книжку описательных рассказов ребенка «Зимние забавы». - сделать альбом «Наши славные дела» - о помощи зимующим птицам - составить «Сказку про снеговика» - совместно с детьми из ваты, мятой бумаги, двухстороннего скотча и т.д. создать композицию на тему «Здравствуй, зимушка-зима!» - посетить снежный городок, полюбоваться снежными постройками. - выучить с детьми стихотворения: И. Никитин «Зима», И. Суриков «Зима». - прогуляться по парку и полюбоваться снегом, вызвав у детей положительный эмоциональный отклик Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима –аукает», Я. Аким «Первый снег». - проведение словесной игры «Что за чем?» - порядок времен года; - рассматривание с детьми, как красиво снег украсил сквер, деревья, как блестит снег на солнце. Физкультминутка«Белый пух»; - чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима». Рассматривание иллюстраций о зиме. - рассматривание детских фотографий: «зимние забавы», «дети на прогулке»; - проведение беседы с детьми: «Какая погода на улице» (впечатления детей о погоде, о морозном утре); - рассматривание «рисунков Деда Мороза на окне», «Снежинки на варежке». Гигиенические процедуры: - проведение дидактической игры: «Одень куклу на прогулку» - использование потешек о воде, умывании; - игровые ситуации на обучение последовательности в одевании на прогулку и раздевании; - использование модели – числовые лесенки – алгоритмы выполнения режимных моментов. Завтрак, обед, полдник, ужин: - разговоры о правилах поведения за столом (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки); - мотивирование детей к приему пищи («Маша и каша», музыка Т.Назаровой, слова Н. Найденовой); - использование потешек о приеме пищи; - ситуативный разговор о значении для здоровья соблюдения режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов; - ситуативные разговоры с целью совершенствования навыков аккуратного приема пищи, дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Прогулка - наблюдения за деревьями, кустарниками под снегом; красотой зимнего пейзажа, за снегопадом; солнцем, отметить, что зимой солнце не греет, оно не поднимается высоко, путь его становится короче; Когда идёт снег, понаблюдать, как всё меняется вокруг. Из снеговых туч сплошной массой падает снег. «Смотрите дети, как он красиво падает! Это снегопад. Зимой мы будем с вами часто наблюдать за снегопадом»;снежинками, в том числе через лупу. - подвижные игры «Кот и мыши», «Охотники и зайцы» «Чей снежок дальше», «Подбрось-поймай», «Ловишки» «Зайцы и волк», «Лошадки» «Бездомный заяц», «Самолеты» «Зимние забавы» - формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх - индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств; - труд на участке расчистка веранды от снега; сгребание снега в лунки в деревьев; помощь в строительстве снежного вала; помощь дворнику в уборке снега; очистка и ремонт кормушек, наполнение их зерном, салом, ягодами. - самостоятельная деятельность по выбору детей. экспериментирование: зависимость состояния воды от температуры окружающего воздуха. формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок, используемое в трудовой деятельности оборудование (очистить, отнести в отведенное место). эксперимент «Цветные льдинки», «Превращение снега в воду». Вечер: - проведение настольного театра «Снегурушка и лиса»; - проведение вечера загадок о зимних явлениях природы; - проведение пальчиковых гимнастик «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчик гулять», «Снежок»; - проведение дидактической игры «Поиграем с носиком» (Здоровый малыш – З.И. Бересневой); - проведение математических игр «Угадай фигуру», «Разложи на группы», «Части суток». Дать представление о форме предметов, о геометрических фигурах; - проведение сюжетно-ролевой игры «К доктору на прием с простудой гриппом»: закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью; - проведение словесной игры «Что за чем?» - порядок времен года; - рассматривание иллюстраций к книге Л.Воронковой «Снег идет»; - проведение беседы о животных Арктики и Антарктики с целью расширения представлений детей о местах, где всегда зима. Вечерняя прогулка: -наблюдения за зимним вечерним небом, солнцем. - подвижные игры: «Я мороз красный нос», «Найди себе пару», «Бездомный заяц» - самостоятельная деятельность по выбору детей. Катание на санках. Ходьба по глубокому снегу. Лепка снеговика. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|