Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РК. Правовое обеспечение аудита в РК.



Нормативно-правовое регулирование – это исследование функционирования объекта аудиторской проверки относительно норм и правил, предусмотренных законом, нормативными документами, правилами (внутреннего распорядка, распределения обязанностей и др.).

Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности ФО клиента во всех существенных аспектах.

При формировании и выражении мнения она должна руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Республике Казахстан, и этическими нормами аудита.

Нормативно-правовое регулирование – Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК, Законом РК “О лицензировании”, Закон РК “Об аудиторской деятельности”, Кодекс "Об административных правонарушениях", Конституция РК, Кодекс РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, закон” Об акционерных обществах”, “О банкротстве”, “Об иностранных инвестициях”, “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственности”, “О Национальном банке РК”.

Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 г. №304-1 “Об аудиторской деятельности” с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 февраля 2009 г.; - данный Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Он содержит 6 глав и 25 статей. Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4); Глава 2. Аудитор, аудиторская организация, палата аудиторов (статьи 5-8); Глава 3. Аттестация кандидатов в аудиторы и лицензирование аудиторской деятельности (статьи 9-13); Глава 4. Осуществление аудиторской деятельности (статьи 14-16); Глава 5. Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций (статьи 17-20); Глава 6. Права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта (статьи 21-25).

Глава 1 посвящена сущности аудита, его видов; раскрываются понятия "аудиторская деятельность"; определены основные принципы аудиторской деятельности: независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность. Во 2 главе раскрываются понятия "аудитор", "аудиторская организация"; дается характеристика Палате аудиторов и ее полномочиям.
Палата аудиторов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией. Глава 3 посвящена изложению условий и порядка аттестации аудиторов. Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется на Республиканской конференции палат аудиторов, являющихся ее учредителями. В состав Квалификационной комиссии по аттестации аудиторов входят по одному представителю от каждой палаты аудиторов. В главе 4 излагается порядок осуществления аудиторской деятельности. Отношения между аудиторами, аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан. По результатам проведенного аудита составляется аудиторское заключение, которое должно соответствовать стандартам аудита. Стандарты аудита принимаются на конференции (собрании) Республиканской палаты аудиторов и утверждаются уполномоченным государственным органом. В главе 5 излагаются права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Глава 6 освещает права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта.

Под стандартами аудита понимаются нормативные документы, устанавливающие единые требования к аудиту и определяющие принципы, порядок проведения аудита. При проведении проверки аудитор должен регулировать свою деятельность с помощью стандартов, принятых в стране, а в некоторых случаях - в соответствии со своим профессиональным опытом и интуицией.

Международные стандарты аудита (МСА) разработаны Комитетом по Международной аудиторской практике (КМАП). КМАП представляет собой постоянный комитет Совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ), который был учрежден в 1997г. и основан в Нью-Йорке. Членство в МФБ автоматически дает право на членство в Комитете по международным бухгалтерским стандартам (КМБС), основанном в Лондоне. Две организации независимы друг от друга, первая имеет дело с аудитом, последняя - с бухгалтерским учетом. Другие постоянные комитеты МФБ рассматривают вопросы этики, образования, финансового и управленческого учета, государственного сектора, информационной технологии и членства.

Версия «Международные стандарты аудита в Казахстане» решением Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов Евразия рекомендована странам СНГ для принятия за основу.

Классификация МСА.На сегодняшний день стандарты делятся на 9 групп; десятая группа представляет собой Положения по международной аудиторской практике. Первая группа, которая называется «Введение», включает в себя такие разделы, как предисловие, терминологический словарь, концептуальная основа стандартов. Предисловие способствует пониманию задач и методов работы Комитета по международным стандартам, а также объема и статуса документов, создаваемых этим комитетом. Глоссарий призван ввести единообразие терминов, используемых в МСА, количество которых на сегодняшний день составляет 110.

Вторая группа стандартов, получившая название «Обязанности», объединяет стандарты, в которых раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и на руководство аудируемого лица накладываются определенные обязанности.

«Планирование» и «Система внутреннего контроля» – третья и четвертая группы стандартов. Эти две группы посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучению деятельности клиента, определению уровня существенности и аудиторских рисков. Документы пятой группы «Аудиторские доказательства» и шестой «Использование работы третьих лиц» содержат рекомендации по получению аудитором доказательств и по привлечению к работе третьих лиц – аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов. В стандартах седьмой группы «Аудиторские выводы и заключения» и восьмой «Специальные области аудита» представлены правила составления аудиторских заключений по результатам аудита ФО и проверки другой информации. Девятая группа «Сопутствующие услуги» раскрывает цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые необходимо соблюдать при выполнении аудитором сопутствующих услуг (выполнение заданий по обзору, подготовке ФО, проведению согласованных процедур).

На состоявшейся в марте 2000г. Пятой Республиканской конференции аудиторов было принято решение о переходе аудита Казахстана на международные стандарты и принятии из в качестве национальных. Версия «Международные стандарты аудита в Казахстане» была рекомендована решением Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов Евразии странам СНГ для принятия ее за основу.

О

Обязательный аудит. Содержание, субъекты обязательного аудита.

Обязательный аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях установленных законодательством РК.

Основная цель аудита - выражение независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности.

Причины необходимости проведения обязательного аудита:

1) субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать ФО, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности;

2) устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объем выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии, с законодательством Республики Казахстан публикуют в периодических печатных изданиях годовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой отчетностью и аудиторский отчет.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998г. «Об аудиторской деятельности» аудит является обязательным:

- акционерные общества;

- страховые (перестраховочные) организации и страховой брокер;

- крупные участники страховой (перестраховочной) организации, владеющие (имеющие право голосовать) двадцатью пятью и более процентами голосующих акций страховой (перестраховочной) организации, а также юридические лица, в которых страховая (перестраховочная) организация имеет значительное участие;

- накопительные пенсионные фонды и организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами;

- крупные участники открытого накопительного пенсионного фонда, а также юридические лица, в которых открытый накопительный пенсионный фонд имеет значительное участие;

- недропользователи;

- банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;

- субъекты естественной монополии, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности;

- организации гражданской авиации, за исключением авиакомпаний, осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;

- хлебоприемные предприятия;

- фонд гарантирования страховых выплат;

- юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;

- хлопкоперерабатывающие организации.

В процессе проведения проверки выполняются следующие задачи:

- оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества организации документооборота и обработки хозяйственной документации;

- оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации и ее конечные результаты;

- предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем вопросам, касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, хозяйственного права и пр.

- выработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности

Результаты проверки оформляются в виде письменного Отчета аудиторской фирмы, являющегося конфиденциальным документом, предназначенным для использования только исполнительным органом организации – клиента. В заключение аудиторской фирмы, составляемом в соответствии с действующими стандартами аудита, выражается мнение фирмы о достоверности ФО.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.