Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар 3 Системный подход к управлению качеством.



Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является системный подход к управлению качеством, его сущность и содержание. Необходимо обратить внимание студентов на функции системы управления качеством, классификацию и характеристику моделей систем качества.

Вопросы для обсуждения

 

1. Необходимость и содержание системного подхода к управлению качеством.

2. Функции системы управления качеством.

3. Классификация моделей систем качества.

4. Опыт отечественных предприятий по внедрению системного подхода к управлению качеством.

 

Терминологический словарь: Системный подход к управлению качеством, система управления качеством, модели системы качества, функции системы управления качеством, «петля качества».

 

Основная литература:

1. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.

2. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 339 с.

3. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.

4. Разумов В.И. Управление качеством. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.

5. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.

Дополнительная литература:

1. Фрейдина Е.В. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, - 2012.

Семинар 4. Современные подходы к управлению качеством. Концепция всеобщего управления качеством (TQM).

 

Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы акцент следует сделать на систему всеобщего управления качеством (Total quality management), проанализировать структуры TQM.

 

Система качества на основе ТQM (Всеобщее управление качеством). Особенности построения стратегии, организационной структуры и бизнес-процессов. Роль гуманитарной компоненты системы ТQM. Лидерство в системе TQM. Структура TQM.

Тенденции развития TQM.

Вопросы для обсуждения

1. Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике.

2. Основные положения концепции всеобщего управления качеством (TQM). Общие и общесистемные принципы TQM.

3. Состав и взаимосвязи общих функций при разработке и внедрении системы TQM.

4. Особенности внедрения TQM на российских предприятиях.

 

Терминологический словарь: концепция, проектный подход, бенчмаркинг.

 

Темы докладов:

1. Положительные и отрицательные последствия построения организационной структуры на основе ТQM.

2. Основные отличия в процессах традиционного подхода к управлению человеческими ресурсами и управления с точки зрения TQM.

 

Основная литература:

1. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.

2. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 339 с.

3. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.

4. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.

 

Дополнительная литература:

1. Джордж С., Веймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. – СПб.: «Виктория плюс», 2002. – 256 с.

2. Набоков Э.П. Организационное совершенствование предприятий на принципах TQM // Методы менеджмента качества.- 2007.- № 4.- С. 20.

 

Семинар 5. МС ИСО серии 9000. Содержание процессного подхода к управлению качеством. Концепция постоянного улучшения.

 

Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необходимо рассмотреть особенности систем управления качеством, международные стандарты серии ИСО 9000:2005, 9001:2009, 9004:2009, отличие стандартов ИСО 9000 от российской системы управления качеством.

Вопросы для обсуждения

1. Роль, особенности и развитие МС ИСО серии 9000.

2. Принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО серии 9000.

3. Содержание и краткая характеристика стандарта ИСО 9000:2005.

4. Требования к системе менеджмента качества стандарта ИСО серии 9001.

5. Порядок внедрения МС ИСО 9000 и проверки системы качества.

6. Концепция постоянного улучшения.

7. Сущность процессного подхода к управлению качеством. Содержание этапов внедрения процессного подхода.

 

Темы докладов:

1. Как взаимосвязаны ТQМ и стандарты ИСО серии 9000?

2. Как взаимосвязаны стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003?

3. Особенности применения процессного подхода для менеджмента качества.

4. Сущность концепции постоянного улучшения.

5. Основные достоинства и недостатки существующих подходов к проведению улучшений.

6. Отличие стандартов ИСО серии 9000 от отечественной системы управления качеством.

Терминологический словарь: процесс, ветвь процесса, ключевые и критические процессы, процессный подход, результативность и эффективность процессов, «кайдзен».

Задание для самостоятельной работы:

Определите основные различия в подходах к управлению качеством при TQM и системе управления качеством на основе МС ИСО серии 9000, записав основные характеристики этих подходов и сравнив их.

Таблица 2

Различия между TQM и системой управления качеством
на основе МС ИСО серии 9000

Характеристики TQM МС ИСО серии 9000
1. Описание    
2. Характеристики    
3. Движущая сила    
4. Цели    
5. Культура    

 

Основная литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9000: 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.:ФГУП «Стандартинформ», 2008.

2. ГОСТ Р ИСО 9001: 2009. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2009.

3. ГОСТ Р ИСО 9004: 2010. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2010.

4. ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2009.

5. ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

6. ГОСТ Р ИСО 10003-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2009.

7. ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

8. ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2005.

9. ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

10. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

11. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.

12. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 339 с.

13. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.

14. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.

 

Дополнительная литература:

1. Горбунов А.В. Об особенностях применения процессного подхода // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 11.

2. Горбунов А.В. Об одном определении процесса // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 12.

3. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. Набоков Э.П. Процессный подход к сертификации СМК // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 8.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.