Основные теории о сущности и природе власти местного самоуправления.
Спор идёт по вопросу характеру власти: общественная ли это (негосударственная) или государственная власть?.. Таким образом, существуют государственная и общественная концепция власти по природе власти местного самоуправления. Практический смысл: представители общественной концепции считают недопустимым вмешательство государства, а государственной – наоборот, что государство в любой момент может вмешиваться, контролировать… Общественная концепция. Исторически первой теорией была «Теория свободной общины». Возникла в первой половине (ближе к середине) XIX во Франции и Бельгии. За основу брался исторический подход. Они говорили, что община исторически возникла раньше государства, общины (в процессе объединения) породили государства и передали ему часть своих прав, вместе с тем у каждой общины остались свои неотчуждаемые права и свободы. Эти общинные дела по своей природе отличаются от государственных дел, поэтому вмешательство государства в дела общины недопустимо. Должностные лица, служащие общины являются представителями населения, а не государственными чиновниками. Они предлагали дополнить четвёртой ветвью власти – власти свободной общины. Критика этой теории: эта теория носит абстрактный характер, невозможно объяснить реалии современного государства закономерностями первобытнообщинного строя, создание этой теории на практике превратило бы государство в союз суверенных общин, что недопустимо, потому что государству не безразлично, как живут его граждане на отдельных территориях, как решаются вопросы на местах… Невозможно разделить непроходимой гранью дела государства и дела общины. Когда эту теорию раскритиковали, она несколько видоизменилась и на её месте появилась другая, тоже в XIX веке… Теперь упор делался не на историю, а на тех делах, что делают на местах. Это «Хозяйственная теория». Главное в хозяйственной теории – содержание коммунальной деятельности, содержание местных дел, вопросов, которые решаются на местах. Их аргументы: местное самоуправление есть заведывание хозяйственными вопросами, в силу неполитического характера этой деятельности она безразлична для государства. Они считали, что местное самоуправление – это корпорация не публичного, а частного права и им же должно регулироваться. В рамках этой же хозяйственной теории есть другой вариант: Самоуправляющиеся единицы как юридические лица. Самоуправляющиеся единицы должны признаваться юридическими лицами. Отсюда такая система аргументов: коммуна, община – обычное юридическое лицо, государство принимает закон, по которым живут и работают юридические лица, оно устанавливает правила их деятельности, но во внутренние дела их государство не вмешивается. Община – что-то вроде акционерного общества. Критика этой теории: 1) Вопросы местного самоуправления нельзя полностью считать только хозяйственными вопросами, в местном самоуправлении решаются вопросы о муниципальной власти (выборы…), это публичное право в том числе. 2) Если акционерные общества создаются добровольно, то местное самоуправление – это обязательная форма решения местных дел. 3) Не может государство быть безразличным наблюдателем за тем, как живут его жители… В Российской империи профессор Васильчеков отстаивал такую систему, сейчас наиболее развита в странах с англо-саксонской системой права (США, Великобритания, Австралия…).
Государственная концепция, представители этой концепции доказывают, что власть местного самоуправления носит государственный характер. Появилась практически одновременно с общественной, родоначальником государственной теории стала Германия середины XIX века, основоположники профессора Штейн и Гнейс. В своих работах они говорили, что в современном государстве любая публичная власть есть государственная власть и иной быть не может, а самоуправление сводится к тому, что ему передаются некоторые государственные полномочия, на них возлагается некий круг государственных задач. Никаких особых задач и ничего такого не существует, да, выборность, могут формироваться населением, но… Местное самоуправление подконтрольно и подчинено государство, государство по своему управлению может изъять вопрос из их компетенцию, включить новый вопрос в него… Всегда существует примат государственных интересов над местными, то есть государство превалирует над местами. Она преобладала в монархических странах, в Российской империи, в СССР… Недостатки этой теории: 1. Её авторы не признают существование особых интересов на местах, местных территориальных коллективов, отличающихся от государственных интересов. 2. В рамках этой концепции всегда создаётся централизованная система управления, которая не всегда даёт должный эффект, не всегда эффективна.
Спору этому уже более двух веков и в середине XX века появилась новая теория: «Теория дуалистической природы власти местного самоуправления», или теория дуализма. Сторонники этой теории говорят, что власть местного самоуправления носит государственно-общественный характер, она двойственна по своей природе. Черты, объединяющие с государственной теорией: 1. Власть носит обязательный характер, она создаётся не по инициативе населения. 2. Это право издавать нормативные акты. 3. Право привлекать к ответственности в некоторых случаях за неисполнения нормативных актов. 4. Наличие обязательных органов… Черты, объединяющие с общественной теорией: 1) Разнообразие форм осуществления. 2) Допустимость инициатив в решении местных вопросов. 3) Привлечение общественности к решению этих вопросов. Чичерин сказал, что «соотношение государственных и общественных начал объясняется конкретно-историческим этапом развития того или иного государства». Чем более общество способно принимать самостоятельные решения, чем оно организованнее, тем меньше необходимо вмешательство государства.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|