Здавалка
Главная | Обратная связь

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ИЗ ОКНА ЭРМИТАЖА



 

Окна Эрмитажа у нас в секторе расположены выходом на Дворцовую площадь. Еще недавно в весенние и осенние дни, когда открывались настежь окна, работать мешал усиленный гул площади; под окнами толпился народ. В рупоры и громкоговорители усиленные микрофоном осипшие голоса выкрикивали лозунги, слышались призывы. Были видны флаги разных расцветок над головами собравшихся людей. Так было в середине 90-х годов, всего несколько лет назад, Но как все изменилось теперь, через несколько лет. Город устал, перенасытился впечатлениями и затих, тень недоверия к власть имущим и быстрым переменам к лучшему легла на лица людей. Бурная общественная жизнь затихла, и за окном слышны лишь приглушенные голоса, шум роликовых коньков, ржание лошадей и гулкий шум карет, увозящих туристов по прогулочному маршруту. Город рассыпался, раскололся на множество мелких групп, семейных очагов, отдельных частных лиц, частные судьбы и интересы. Возможно, именно это движение от большого сообщества к малой семье и домашнему очагу, единственно реальному миру в огромной стране, понятному и доступному в его повседневном обиходе, вновь выдвинуло вперед и наверх женщину, вернув главенство материнского рода над охотничьим племенем усталых и частично опустошенных бесплодными политическими баталиями мужчин.

Но то, что заметно из окна, становится очевидным и в залах музея. Аудитория музея и публика также заметно изменились за прошедшие 10-15 лет. Из-за резкого понижения жизненного уровня населения и одновременно значительного повышения цен на железнодорожный транспорт и авиаперевозки, услуги гостиниц, а также в результате ограничения служебных командировок как из-за экономии, так и из-за исчезновения крупных и богатых промышленных производств, относительно равномерного распределения одних и тех же товаров по всем городам России интерес к поездкам в столичные города и возможность таких поездок заметно снизились. В этих условиях потоки иногородних посетителей в Эрмитаже в 90-е годы сократились более чем в два раза: в 1985 году иногородние посетители музея составили около 70% от общего числа отечественной публики Эрмитажа, в то время как в 1998 г. – только около 34% посетителей. И лишь в последние 2-3 года количество приезжих посетителей стало снова увеличиваться.

Более заметным на этом фоне в залах музея стал петербуржец, но и здесь произошли существенные перемены в структуре публики: произошла заметная утрата в стенах музея сáмого работающего и занятого слоя населения – так называемого «среднего» возраста (от 30 до 55 лет) – и заметно возрос общий процент учащейся и – прежде всего – студенческой молодежи и пенсионеров. В то же время если в 80-е годы представители наиболее активной занятой части населения в возрастной группе от 30 до 55 лет составляли в структуре посетителей музея около 70%, то в 1998 году эта категория публики составила только 30% от общего числа посетителей. Эти показатели говорят о том, что наиболее действенная часть общества заметно уменьшила свою роль в развитии городской культуры ввиду дефицита времени и средств при больших дополнительных приработках, необходимых теперь для относительного благополучия почти каждой семьи.

В то же время учащиеся школ и студенты, составившие в 1998 году около 6,2% всего населения города, среди посетителей музея были представлены как 36% отечественных посетителей. Это указывает на их активность и достаточно высокую заинтересованность в самостоятельном общении с музейными ценностями, сочетающуюся с предоставленным им от музея правом бесплатного посещения музея, что снимает вопрос о дополнительных денежных расходах из скудного студенческого кошелька.

Новые времена выдвинули на одно из ведущих мест в составе публики Эрмитажа заметно выросший слой представителей финансовой сферы – экономистов, бизнесменов, предпринимателей, которые вместе с представителями управленческого аппарата в структуре городского населения в Петербурге составили в 90-е годы около 4,1% всего населения. Вместе с тем, проявив интерес к музею и высокую активность, в залах музея они составили около 23,4% от общего числа посетителей. Это, правда, еще не является показателем их реальных потребностей в музее, но указывает на устойчивое желание знакомиться с выставками и экспозицией музея.

Второе место в количественном отношении в 90-е годы стали занимать представители творческой интеллигенции (20%), люди свободных профессий, менее всего лимитированные временем и имеющие к тому же право бесплатного посещения музея в силу их профессиональной заинтересованности в нем. Ранее они не были особенно заметны в общем потоке посетителей и некоторыми социологами рассматривались как неактивная часть городского населения, редко и выборочно посещающая учреждения культуры и искусства в Петербурге. Возможно, дополнительным стимулом к посещению Эрмитажа явилась проводимая музеем в 90-е годы политика широкого ознакомления публики с новой классикой искусства ХХ века на основе временных выставок, привозимых из-за рубежа. Эти выставки дали возможность многим горожанам и жителям нашего города впервые познакомиться с подлинниками таких крупных представителей западноевропейского искусства XХ века, какими являются Поллок, Арп, Буржуа, Сюраж и многие другие. Такие выставки привлекали в залы музея многих представителей творческой интеллигенции города, в большинстве своем – связанных с областью изобразительного искусства.

На третье место в составе публики Эрмитажа по количественным показателям спустилась научно-техническая интеллигенция, потеряв свое традиционное первое место в 80-е годы (19%). Стоит вспомнить, что в былые годы процент представителей промышленного производства в составе населения города составлял более 51%, в то время как в 90-е годы в результате развала промышленных предприятий и резкого сокращения работающего на производстве населения фактически в структуре посетителей Эрмитажа представители промышленного рабочего класса почти полностью исчезли. Лишь инженерно-техническая интеллигенция, еще недавно занимавшая первое место среди петербуржцев по количеству посетителей музея, продолжает проявлять к нему устойчивый интерес, хотя и в значительно уменьшившемся составе. Причиной тому, вероятно, также стали существующие и для нее проблемы сокращения рабочих мест, дефицит времени из-за необходимости подрабатывать, финансовые трудности в сочетании с отсутствием льгот на покупку билета, хотя и не такого уж дорогого для граждан России и СНГ.

Четвертое место заняли педагоги, школьные учителя (15%), что при их занятости является весьма знаменательным и связано с расширением интереса к использованию музейных экспозиций в дополнение к урокам, а также в результате традиционно творчески-активной работы школьного центра Эрмитажа.

В то же время не могут не вызывать тревогу те слои современного городского населения, которые оказались вообще не представленными в структуре эрмитажной публики. В условиях резкого сокращения в Петербурге в 90-е годы промышленного производства и катастрофического уменьшения численности рабочего класса заметное место среди горожан стали занимать представители мелких контор по экономическим услугам, строительных, транспортных, жилищно-коммунальных городских хозяйств. В совокупности они составили в конце 90-х годов около 30,6% от всего населения города, т.е. почти одну треть населения Санкт-Петербурга. Однако данная группа горожан за период социологических исследований второй половины 90-х годов не позволила зафиксировать ни одного ее представителя в качестве посетителя Эрмитажа. Такое положение не может не беспокоить, поскольку столь важная прослойка общества с необходимостью активно проявляет себя в городской культуре и не может не влиять на ее дальнейшие судьбы.

Особенности строительной политики в изменении городской среды, организации городского транспорта, воздействие на средства коммуникации, телевидение, спрос на печатную продукцию, на состояние криминальной среды напрямую зависят от состояния культуры населения города, в связи с чем становится отнюдь не безразличным, как выстраивается аудитория музеев и других учреждений культуры города. Эрмитаж в этом случае может являться одним из надежных индикаторов тех культурных процессов, которые определяют состояние городской культуры в целом, притом не только в Петербурге, но, в силу традиционного (почти ритуального) посещения Эрмитажа большинством приезжих – и для всех регионов России. Исследования в Эрмитаже позволяют ориентироваться в состоянии, уровне и структуре культуры, направленности интересов и потребностей, особенностях культурной политики и ее эффективности[1].

Какие бы негативные или структурные изменения ни происходили в культуре Санкт-Петербурга, но накопленные культурные традиции города еще сохраняют свою заметную силу и сами по себе оказывают устойчивое сопротивление негативным процессам. Глядя из окон Эрмитажа на Санкт-Петербург, на Дворцовую площадь, здание Генерального Штаба и Адмиралтейство, повисшие над Невой мосты и шпиль Петропавловки, невозможно принять и понять странно рожденное сочетание слов, подхваченное в средствах коммуникации (на телевидении, радио, киносериалах) и печатной продукции – «криминальный» (или «бандитский») Петербург. Невозможно принять потому, что понятие «Петербург» не сочетается с чем-то низменным и убогим. Конечно, и в прошлые века, и в страшные годы Октябрьской революции, и в настоящее время было немало совершено кровавых деяний, да и теперь преступный мир не оставляет город в покое. Но с высоких позиций Эрмитажа наличие преступной среды где бы то ни было – это верный признак того, что с культурой в этом городе не все в порядке. Известно, что преступление – это продукт определенной среды, концентрирующей в себе низкую культуру, примитивные желания и интересы, поврежденные, деформированные потребности. Именно Петербург с его еще не ослабшим слоем традиционно высокой культуры способен противостоять этим явлениям. И в противостоянии преступному миру он не может ограничиваться мерами пресечения, но видит свою миссию в том, чтобы в первую очередь опираться на тотальное развитие культуры, охватывая этой тенденцией все – телевидение, радио, газеты и журналы, книги и книжную торговлю, отношение к горожанину и строительную политику. И возможно, самым главным в этом деле является задача гуманитаризации высшего и среднего образования, чтобы каждый выпускник и воспитанник петербургских учебных заведений был не только образованным, но и хорошо воспитанным, высококультурных человеком и гражданином. Борьба с преступностью – с точки зрения культуры – это не задача срèзать сорняк, оставив корень в земле, а потребность вырвать сорняк вместе с корнем, облагородить почву и очистить от его вредных зерен. Ведь Петербург начинается с культурно-исторической почвы, созданной и обогащенной трехсотлетними трудами многих поколений пахарей на ниве образования и культуры, и если ее не сберечь, если ее не обогащать новыми трудами ревнителей культуры, то какие тогда будут посевы и какие всходы?

В силу своих возможностей и накопленных потенциалов Эрмитаж стремится активно участвовать в современной жизни общества. Его интенсивная выставочная деятельность панорамно освещает богатства и достижения мировой культуры, демонстрирует преемственность поколений и глубокие традиции культуры в жизни человечества от палеолита до XXI века. Все выставки и достижения адекватно отражаются в альбомах и каталогах, хотя подчас и весьма дорогих, но доступных интересующимся хотя бы в научных библиотеках. В одном из своих выступлений М.Б. Пиотровский очень верно уточнил, что Эрмитаж – это не только музей, но и крупный научно-исследовательский центр, научно-просветительное и учебно-образовательное учреждение.

Никто в мире не сомневается в научном авторитете научных сотрудников Эрмитажа. Но менее известна его научно-просветительная и учебно-педагогическая деятельность. У музея есть свой особый педагогический стиль и педагогический опыт в решении нелегких проблем формирования культуры у подрастающего поколения, воспитания через культуру. Начиная с подшефного «эрмитажного» детского сада № 110, обладающего уникальным опытом «воспитания через культуру», мы поднимаемся по ступеням педагогической науки в Школьном Центре Эрмитажа, накопившем ценнейший опыт работы с учителями и учащимися от дошколят до 10 и 11 классов и разных по образовательной направленности школ. Уникальность педагогического опыта здесь заключается в том, что не стесненные никакими стандартами и трафаретами сотрудники Школьного Центра, студии детского рисунка создают свои оригинальные методики работы с детьми, ориентируясь исключительно на результативность самого процесса их духовного развития, их обогащения опытом культуры. Жаль, что этот опыт детского сада и Школьного Центра, хотя и высоко оцененных в городе и даже за рубежом, по большому счету еще не востребован системой образования города как опыт новаторский и сугубо петербургский. Немалую лепту в работу со студенческой аудиторией и взрослым населением вносит Научно-просветительный отдел Эрмитажа, его Молодежный центр и Студенческий клуб. Большие перспективы ожидают и филиал музея в Приморском районе, создаваемый постепенно культурный центр Эрмитажа на базе Реставрационно-Хранительского Центра «Черная речка», сегодня устанавливающий свои рабочие связи со школой № 644.

Сегодня Эрмитаж – не только музей истории культуры, но для города и всей России он становится хранителем и держателем ценностных ориентиров, выверенных тысячелетиями человеческой истории. Перед глазами его посетителей открывается движение времен, бессмертие и могучая сила культуры как незримой составляющей в истории человечества. Через многочисленные памятники культуры и исторические свидетельства для каждого внимательного и заинтересованного посетителя постепенно воссоздается, собирается, кристаллизуясь в культуре, единый исторический процесс, в котором не затухает ни на столетие неумолимый дух творчества и созидания. Тени прошлого наполняют эти залы. И каждый эрмитажник по-своему испытывает это соприкосновение с прошлым, погружаясь то там, то здесь в культуру Китая и Индии, Франции и Италии, Руси и России, древних народов Сибири и Алтая. Здесь, в этих залах, встречаются и миролюбиво соседствуют разные религии и культуры, помогая понять общую ценность каждого завоевания духа, каждого пути, по которому, не взирая на трудности, поднималось человечество в поисках истины и гармонии. И нет ничего удивительного в том, что Эрмитаж одновременно живет и прошлым и настоящим, соединяя воедино традиции мировой культуры и явления современности.

Часто Эрмитаж воспринимают как музей западной и восточной культуры. Но это глубоко ошибочное суждение, потому что Эрмитаж – это музей исключительно отечественной, русской культуры; это взгляд России на мировое пространство, это критерии оценки мировой культуры, отражающие позицию России в культуре и ее взгляд на мировое пространство, это ее труд по приобретению тех памятников и вещей, которые были ею отобраны и оценены, притом часто раньше, чем это было сделано на Западе Европы. Это музей, созданный Россией и для России, для обогащения ее собственной культуры, это музей, со всей совокупностью его памятников глубоко вошедший в культуру России и ставший одним из символов русской культуры, русского вкуса, широты русского взгляда и глубины понимания культуры в пространстве всего мира.

Зимний дворец помнит и Елизавету Петровну, начавшую строительство этого великолепного дома, и Екатерину Вторую, его первую полновластную хозяйку. Для эрмитажников чуждо представление о том, что женщина не может быть хорошей хозяйкой и правительницей своего дома, что по-своему отразилось и на отношении к современности – выборах женщины в губернаторы огромного Петербурга. И сейчас из окон Эрмитажа смотрит на окружающий его город история двух с половиной столетий. И как естественно и даже своевременно оживают тени в полутемных залах зданий музея, рожденных фантазией и воображением А. Сакурова, неясные, призрачно-нереальные, как и положено быть бесплотным образам киноискусства. В этих неопределенных видèниях заложено сопоставление разных эпох и культур, перекинут мост через реку времени в прошлое, обозначены утраты и то сохраненное, что и сегодня может питать надежду на восстановление порванной нити, разрушенной традиции.

Зимний Дворец своим величием и красотой, своим бесспорно строгим отбором ценностей культуры, надежных ориентиров в огромном историческом пространстве позволяет видеть бессмертие и силу культуры. Эрмитаж хранит подлинное, не имеет (за редким исключением) в своей экспозиции копий, и глаз музейщика-эрмитажника привыкает к созерцанию подлинного, не терпит имитации, бутафории или подделки. И как неприемлемо выглядит всякая подделка и фальшь из окон музея, когда за твоей спиной замершая в памятниках и полотнах подлинная история человечества, подлинный голос ее свидетелей. Эрмитаж невольно – силой своих коллекций – придает масштаб нашему восприятию времени, создает тот могучий фон, на котором теряет свое значение все мнимое, ложное и надуманное.

А каким несущественным и мимолетным выглядит миг нашего существования, какими подчас мелкими и ничтожными наши заботы и наша суета. Невольно мысль устремляется за дальние горизонты. И не столь катастрофичным кажется наше время, не столь кризисной и потерявшей ориентиры наша образовательная система, не столь безнадежными наши надежды и перспективы.

Зимний Дворец величественно и вместе с тем с большим чувством гармонии и такта входит в ансамбль Дворцовой площади, как бы утверждая значимость своего присутствия в городе. И мы приходим сюда, чтобы со всей острой еще раз почувствовать красоту и значимость этой великой Дворцовой площади, этого города, этой страны – нашей Родины. Здесь мы еще раз, еще с большей силой ощущаем и благодарно переживаем тот великий дар прошедших поколений, который оставлен ими для нас и бережно сберегаем нами: великие ценности и свидетели прошлого, вся история мировой культуры в ее памятниках и творениях.


 

 

А.А. Грякалов

(Санкт-Петербург)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.